Маршрут 2 к.с. Западные крепости. Январь-Февраль 2013г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Псков
Категория сложности похода: 2 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  1715
Сроки проведения: 28.01.13 — 04.02.13
Руководитель маршрута: Панфилов Ф.С.

Подробная нитка маршрута:

Москва – Великие Луки – Остров – Печоры – Изборск – Псков – Порхов – Луга – Великий Новгород – Старая Русса – Демянск – Осташков – Ржев – Москва

Общая смысловая идея похода:

Маршрут полон интересных мест и уникальных достопримечательностей. Проходит по многим древним городам. Насыщенность и историзм городов маршрута обусловлен противостоянием городов Древней Руси и большим количеством войн и столкновений на западных границах нашего Государства. Туризм в городах развит — много мест, где можно поесть, в том числе недорого, много гостиниц. Однако крайне высокая популярность среди туристов также сказывается на ценах некоторых гостиниц и кафе.
Маршрут не обязательно начинать из Москвы, так как он не подразумевает посещение достопримечательной в Московской области. Другие варианты начала маршрута – Великие Луки или Ржев.
Никаких «аварийных направлений» не требуется. Очень развита как инфраструктура, так и дорожная сеть. Однако «расслабляться» в зимний период тоже не стоит. Всегда следует подумать, особенно при движении на одном автомобиле в период сильных морозов — а что делать, если машина банально заглохнет.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

• 28.01.13. Длинный перегон в первый день позволяет быстрее приступить к осмотру достопримечательностей и позволяет выиграть время. Однако, для этого требуется выйти из Москвы как можно раньше. Дорога от Москвы как для водителя со стажем, так и для начинающего водителя, не должна представлять особых трудностей. Дорожное покрытие на всем протяжении хорошее. Однако местами встречаются участки ремонтных работ, кое-где встречается наледь. Прибыв в Великие Луки засветло можно осмотреть местные достопримечательности, такие как развалины Великолукской крепости, аллею памяти, посвященную Второй Мировой войне.

• 29.01.13. Ранний подъем лишен смысла, так как музеи открываются довольнотаки поздно. Посетив краеведческий музей и музей почты, мы направились далее. Ясная погода позволила по пути любоваться заснеженным лесом, не оставившем равнодушным никого. Прибыв в Остров, мы осмотрели цепной мост, сооруженный в 1853 г. и соединивший два берега реки Великой. На островке на р. Великой, благодаря которому этот город и получил свое название, расположен памятник архитектуры – Никольская церковь, построенная в 1542 году и охраняемая государством.
Кроме того, внимания заслуживает Троицкий собор, расположенный на Советском проспекте. По дороге на Изборск осмотрели два бетонных ДОТа, построенных еще до Второй Мировой войны. Они оказались довольно большими и будут немало интересны любителям фортификационных сооружений. Дорога стала значительно сложнее, как в самом Острове, так и в сторону Изборска, покрыта льдом и требует внимания и аккуратности. Заночевали в Печорах.

• 30.01.13. Этот день полностью посвящен Печорам. Конечно, самой значимой достопримечательность является Псково-Печерский монастырь. Здесь сохранились крепостные стены, поражающие своей мощью и величием. Как только попадаешь внутрь, впечатление холодности и мощи, производимое стенами, стирается красотой и легкостью построек монастыря. Это место имеет огромную историческую, архитектурную и религиозную
ценность и заслуживает особого внимания. Кроме того, в Печорах сохранились торговые ряды. Довольно занятен уникальный памятник уличному фонарю. Имеется также музей истории города.

31.01.13. Осмотрев Печоры, по дороге в Псков, нельзя не посетить Изборск. Здесь расположена древняя крепость из известняка, поражающая своим размахом и красотой. Поднявшись на крепостную стену можно оглядеть все окрестности и полюбоваться видом на Городищенское озеро. Недалеко от крепости расположены Словенские ключи, бьющие из известнякового обрыва. Зимой они образуют причудливые обледенелости, ледяные арки и сосульки всех видов и размеров. Образует ручеек, спадающий в озера. На озере небольшой пирс, около которого обитает большое количество лебедей. Затем получасовая дорога до Пскова. Псков – красивый старинный город. Здесь нельзя оставить без внимания Псковскую крепость с Троицким собором, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь домонгольской эпохи, здесь сохранились фрески XII века. Монастырь охраняется ЮНЕСКО. Любителям старины и зодчества понравятся Поганкины палаты. Псков очень компактный город и хорошенько утеплившись по нему можно совершить пешую прогулку, осматривая церкви и старинные дома, или же объехать его на машине.

• 01.02.13. Направляющимся из Пскова в Великий Новгород, особенно после посещения Изборска, будет интересен маленьких провинциальный город Порхов. Здесь также расположена крепость из известняка, возведенная в XV веке. Вокруг города большое количество дворянских усадеб. Развалины Никандоровской пустыни. Можно посетить порховский музей истории края. Дорога через Порхов лишь незначительно длиннее пути по федеральной трассе, однако гораздо тише, спокойнее и приятнее для водителя и для пассажиров, здесь нет большегрузных машин, асфальтовой колеи, реагента, слякоти. Можно любоваться красотами зимнего леса. В тихом городке Луга можно осмотреть Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь и
историко-краеведческий музей. Затем мы прибыли в Великий Новгород.

• 02.02.13. Великий Новгород также заслуживает целого дня. Поражает размахом новгородский кремль, основанный в 1044 году. Помимо осмотра самого
кремля, на его территории расположены памятник «Тысячелетие Руси», Грановитая палата и Софийский собор. Небольшая экспозиция старинный колоколов. Перейдя через Горбатый мост, мы попали в Ярославово городище. Здесь расположен Никольский собор, шесть церквей и комплекс гостиного двора. Крайне занимателен музей деревянного народного зодчества «Витославицы». Напоследок было очень приятно и интересно прогуляться по улицам Великого Новгорода.

03.02.13 Покинув Великий Новгород мы направились в Старую Руссу, где посетили известный одноименный курорт, знаменитый своими минеральными
водами. Здесь расположен дом-музей Ф.М.Достоевского, где он написал свои самые знаменитые произведения. Любителям классической литературы понравится экскурсия в этот дом-музей. Дорога до Демянска вполне удовлетворительная, однако она заметно ухудшается после поворота на д.Полново, а после самой этой деревни подключаем полный привод. 80 км заметенной, не проезженной дороги, с редкими деревнями. Но к вечеру, все же благополучно прибываем в Осташков.

• 04.02.13 Осмотр Осташкова мы начали с прогулки по городу. Затем посетили краеведческий музей, поднялись на смотровую площадку на колокольне. Водителям, редко выезжающим за пределы города понравилась дорога, проложенная по льду озера Селигер на остров. Посетив Нилову пустынь, расположенную в 25 км от Осташкова, некогда бывшую одним из самых известных и богатых мест, и сохранившую величие хоть и сильно пострадавшую в XX веке, мы не спеша направились в Москву.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте:

любая зимняя дорога потенциально опасна. То и дело на дороге наледь, наметы и заносы. Встречные обгоны особенно рискованны. По пути встретилось несколько ДТП, где, видимо, водитель не справился с управлением на зимней дороге, и автомобиль улетел в кювет. Даже при движении в густонаселенных районах с развитой дорожной сетью, следует предусмотреть поломку автомобиля, тем более что на морозе вероятность поломки повышается.

Перегон Демянск – Осташков. За несколько дней до прохождения нами маршрута был снегопад и, несмотря на то что дорогу местами почистили, этот перегон дался нам тяжело. После д. Полново ширина дороги ровно на одну машину, а кое где и меньше, большое количество переметов по середину колеса, отсутствие наката, местами автомобильных следов не было совсем. Под снегом когда-то была колея поэтому машины то и дело носило из стороны в сторону, постоянно была опасность заноса или стаскивания в кювет. При этом нужно было поддерживать достаточную скорость, около 10-15 км/ч, чтобы не застрять в одном из переметов. Даже водителям с большим опытом езды в различных условиях, в том числе и по бездорожью, пришлось нелегко.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте:

собственно интерес представляют все проезжаемые города: Великие Луки, Псков, Изборск, Печоры, Порхов, Великий Новгород, Старая Русса, Осташков. Достопримечательности и музеи подробно описаны в предыдущем разделе.

Специального общественного и личного снаряжения не потребовалось. Самые обычные автомобили, личные вещи и утварь для перекусов. В зимних, даже дорожных поездках у нас всегда с собой имеется динамический трос и реечный домкрат.

Стоимость проживания — 1500-2000 руб. за двухместный номер, питания – 300-500 руб на человека, входные билеты в музеи, сувениры и экскурсии.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута:

Путешествие по данному маршруту – отличный вариант для туристов, имеющих хотя бы небольшой опыт вождения автомобиля. На значительном протяжении маршрут проходит по асфальтовым дорогая, содержит дни для отдыха водителей от дальней дороги, однако также включает в себя сильно заснеженные места, для преодоления которых потребуется опыт, или замена водителя, но это и делает путешествие разнообразным и увлекательным. Ехать одной машиной довольно рискованно именно из-за таких мест, так что если застрять в снегу или сломаться, помощь второй машины может очень пригодиться.

Нравится? Поделись!