Маршрут 2 к.с. Вокруг Рыбинского вдхр. Август 2012г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Рыбинское водохранилище
Категория сложности похода: 2 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  1290
Сроки проведения: 11.08.12 — 18.08.12
Руководитель маршрута: Мустанов Т.А.

Подробная нитка маршрута:

Москва – Дмитров – Пересвет – Калязин – Кашин – Пестриково – Маринино – Сипягино – Головеньки – Суслово – Плоски – Углич – Нинорово – Сера – Поводнево – Мышкин – Волга – Шестихино – Борок – Брейтово – Прозорово – Себельское – Горинское – Коверниково – Дюдиково – Никола-Высока – Иваново – Весьегонск – Большое Овсянниково – Устюжна – Череповец – Починок – Гаютино – Пошехонье – Рыбинск – Борок – Тутаев – Ярославль – Москва

1. Основная идея похода

Посетить верхневолжские города, прикоснуться к их истории, посмотреть влияние создания Рыбинского водохранилища на них. За счет выбранного маршрута мы рассчитывали, и это нам удалось в полной мере, побывать также в настоящей глубинке Тверской, Вологодской и Ярославкой областей, с их старыми как мир, но все еще где-то живущими деревнями, пообщаться с коренным населением.

2. Варианты подъезда

Могут быть любые, в зависимости от места старта, но в любом случае маршрут имеет смысл начинать от Калязина, либо от Рыбинска, если проходить его в обратном направлении. Хотя подъезд изначально (до заявления маршрута) планировался нами с Ярославского шоссе, в итоге был выбран заезд через Дмитров.

На момент поездки состояние дороги, соответствующей маршруту, было точно не известно. По космоснимкам и свежим отчетам из Интернета мы прикинули, через какие именно деревни надо прорываться на границах областей, но полной уверенности не было. В довершении всего, со второго дня
нас преследовали проливные дожди, иногда с грозами, что весьма осложняло ситуацию и вселяло еще больше сомнений. Поэтому в случае совсем непроходимых участков, нами был запланирован уход на асфальтированную дорогу Р-84 (Тверь – Бежецк – Красный Холм – Весьегонск). На участке же Череповец – Рыбинск серьезных препятствий не ожидалось, но если бы они там все же встретились и стали для нас непреодолимыми, вернуться домой от Череповца пришлось бы через Вологду.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

11.08.12. Москва – Кашин.

Первый день маршрута не преподнес каких-либо неожиданностей, между Калязином и Кашином – асфальт на всем протяжении, хотя и местами разбитый. Хватило время подробно посмотреть город Калязин, который примечателен не только своей наполовину затопленной улицей, уходящей прямо в водохранилище, и оставшейся на маленьком островке колокольней в месте, где под водой до сих пор находятся и другие остатки затопленной части города, но и своей старинной застройкой, церквями, остатками большого монастыря и старой школой.

12.08.12. Кашин – Углич.

По километражу перегон совсем небольшой, но пересекает границы областей, поэтому, как водится в таких местах, присутствует участок грунтовой дороги, протяженностью около 5 км. На момент поездки мы нашли следующий проезд: Кашин – Пестриково – Маринино – Сипягино – Головеньки – Суслово – Плоски – Углич. Первый день дождей подразмыл этот участок, поставив перед нами вопрос о прохождении его на моноприводном автомобиле (Мазда 3), но наверное потому, что до этого долго стояла жаркая погода, мы все-таки проскочили, понимая, что за нами буквально уже через 2-3 часа «мост» будет полностью «сожжен».

13.08.12. Углич – Мышкин.

Снова полностью асфальтированный участок, хотя по этой стороне Волги ее на большинстве карт нет. В этот день у нас было время осмотреть и Углич, и Мышкин. На Мышкин стоит закладывать как минимум полдня, очень много интересного, помимо самих музеев, сам город – это один большой музей под открытым небом: буквально на каждом третьем доме имеются забавные таблички, рассказывающее об уникальной истории этого дома или его знаменитых жильцах. Место для ночевки с палаткой под Мышкином оказалось найти не просто, но нам приглянулось одно местечко, не доезжая до города, в районе деревни Палкино.

14.08.12. Мышкин – Весьегонск.

Снова преодоление границы районов. Надо напомнить, что уже третий день льет дождь. Наш предварительный анализ дорог из дома полностью подтвердился и в отличие от карт, где дорога в Тверскую область идет просто от деревни Горинское до деревни Новое, на самом деле, на местности, основная (если так ее можно назвать) дорога перед Горинским поворачивает направо, на мост. На мосту имеется табличка, лет 20-30, о том, что моста через ближайшую реку нет, но это устаревшая, как оказалось информация, и, повернув на Коверниково, мы благополучно пересекли реку, и, два раза повернув налево, вышли на прямой путь на Иваново (асфальт Красный Холм – Весьегонск). Первая развилка в поле и участок после второго левого поворота – два самых засадных места перегона этого дня.

15.08.12. Весьегонск – Устюжна.

Весь перегон этого дня – как таковое отсутствие дороги. В сухую погоду здесь, по слухам, зубодробительный грейдер, ну а после четырех дней дожей эти 58 километров превратились в песчаную кашу на всем протяжении.

16.08.12. Устюжна – Череповец.

В целом дорога без особенностей. Для нас же природа приготовила особый подарок – к проливным дождям присоединилась сильная гроза с элементами урагана. Во время основного «накала страстей» скорость движения колонны была снижена до минимума, так как видимость оставляла желать лучшего.

17.08.12. Череповец – Рыбинск.

Побуянив, природа успокоилась, и наконец-то настали солнечные деньки, последние этим летом. Череповец – удивительный город, очень богатый для своего размера, весь город живет огромным металлургическим комбинатом. Люди радуются жизни, всюду гуляют и ходят пешком. По пути обязательно стоит посетить Пошехонье – хотя толком там смотреть нечего, зато можно увидеть своими глазами или узнать от местных жителей что, например, знаменитый пошехонский сыр вот уже много лет там не делается, и сейчас городу жить в общем-то нечем, и впечатление от города создается соответствующее. То ли дело Рыбинск! Совсем другой город – больше, богаче, множество исторической застройки, много новых памятников, многое отремонтировано, город живет в том числе и туризмом.

18.08.12. Рыбинск – Москва.

Дорога домой она и есть дорога домой… До Яровлавля дорога хорошего качества, а от него до Москвы – обычное шоссе, «ярославка», с приятными городами Ростов и Переславль-Залесский по пути.

Потенциально опасные и труднопроходимые участки на маршруте подробно описаны в предыдущем разделе. К этому можно добавить, что в подобных глубинках следует всегда соблюдать осторожность – не вставать с палатками вблизи населенных пунктов и тому подобное. В целом местное население, особенно в деревнях, нам встречалось исключительно доброжелательное.

 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте:

Г. Дмитров – вал древнего города, музей, комплекс гидротехнических сооружений на канале им. Москвы.
Г. Калязин – затопленная колокольня и часть города, несколько музеев, старинный монастырь, школа.
Г. Кашин – уникальная застройка года, формируемая рекой Кашинкой, церквями и монастырями в виде сердца, треугольника и звезды, вписанных друг в друга. Краеведческий музей.
Г. Углич – ансамбль княжеских палат, историческая застройка, место гибели царевича Дмитрия.
Г. Мышкин – город-музей.
Г. Весьегонск – краеведческий музей, сосновые леса, знаменитая Молога – культовое место рыболовов.
Г. Устюжна – историческая застройка, краеведческий музей.
Г. Череповец – интересен вид огромных комбинатов издалека и возможность проехать вокруг них вплотную – впечатляющее своими масштабами зрелище.
Г. Рыбинск – великолепная историческая застройка, ГЭС, множество памятников, музеи.
Г. Ярославль – кремль-монастырь, музеи.
Г. Ростов – кремль-монастырь.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута:

Путешествие по данному маршруту – вариант для более-менее опытных туристов, одной машиной ехать рискованно, если погода портится, помощь второго автомобиля может очень пригодиться. Маршрут содержит три сомнительных для проезда участка, при этом ситуация в ближайшие года на этих участках скорее всего может поменяться — как в лучшую сторону (построят дорогу), так и в худшую (последнее сообщение с соседними областями окончательно исчезнет). Маршрут получился очень увлекательным и насыщенным, приволжские города с их обязательными дебаркадерами на пристанях оставляют впечатление застывших декораций к фильму «Жестокий романс» к тому же, не смотря не кажущуюся близость от Москвы, обеспечивается полное погружение в действительность русских сел и деревень.

Нравится? Поделись!