Маршрут 5 к.с. Монголия. Июнь-Июль 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Монголия
Категория сложности похода: 5 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  3270
Сроки проведения: 19.06.15 — 19.07.15
Руководитель маршрута: Шкрябин В.В.

Подробная нитка маршрута:

Участок 1(Россия): Владивосток – Хабаровск – Биробиджан – Чита – Улан-Удэ – Култук – Монды

Участок 2 (Монголия): пер.Мунгийн-Даба 1829 – Ханх – оз.Хубсугул– пер.Аджистын-Даба – пер.Сантын-Даба 2057 – пер.Модын-Даба – пер.Их-Хилэнгийн-Даба 1753 – Хатгал –пер.Мярас-Дурэлдж 1682 – оз.Эрхэл-Нур – Мурэн – пер.Цаган-Бургасын-Даба – пер.Дзолэнгийн-Даба 2230 – Джаргалант – пер.Орохын-Даба – оз.Тэрхийн-Цаган-Нур – Тарян – Цэцэрлэг – Хотонт – ур.Номгоны-Хундий – руины монастыря Овган-Хийд – Арвай-Хэр – Гучин-Ус – — пески Хонгорын-Элс — Сэврэй – Баясах – Гурван-Тэс – р.Дзулганайн-Гол – Хэрмэн-Цав– степь Баян-Булгийн-Тал – Шинэ-Джинст – пещера – Баян-Цаган – Чандмань – Бэгэр – Алтай – Дарив – Манхан – оз.Хара-Ус-Нур – Ховд – пер.Хату-Хутэл 1589 – Баян-Энгэр – пер.Хашани-Даба 2561 – оз.Хыг-Нуруд – г.Цаст-Ула 4203 –Алган-Цугц – пер.Хуйтэн-Хутэл 1987 – Улэгэй – пер.Оботын-Даба – Цаган-Нур – пер.Дурбэт-Даба 2481

Участок 3 (Россия): Ташанта – Кош-Агач- (сплав)– Горно-Алтайск – Бийск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Биробиджан – Хабаровск – Владивосток

Общая смысловая идея похода:

В текущем году стк Гринтур разработан и заявлен в МКК маршрут «Гоби на десерт». Маршрутная книжка о-75-15 СФО. Маршрут является авто, V категории сложности кроме того включает в себя посещение горы ЦастУла высотой 4082 м.. Автомобильная часть имеет протяженность около 14000 км. по территории России и Монголии. Изюминкой спортивного похода считается пересечение безводной пустыни Гоби с посещением песков Хонгорын Элс и урочища Хармен Цав.
Срок проведения с 19 июня по 19 июля 2015 года.
Подготовка к походу началась с 2011 года, проводились тренировочные походы, занятия по альпинизму, спортивные выезды, совершенствовались навыки туристов-спортсменов. Для повышения мастерства с октября 2014 по май 2015 года прошло обучение в Школе подготовки туристских кадров. По результатам экзаменов оформляются документы – на Инструкторов спортивного туризма.
Для того что бы позволить любым заинтересованным лицам в реальном времени отслеживать местоположение группы, писать и получать сообщения, просматривать фото и видео материалы, спортивный поход сопровождался он-лайн транслированием компанией «Экспедиция – Телеком» с помощью оборудования «DELORME inReach»
К этому походу подготовлено 4 транспортных средства и 14 человек, под руководством заслуженного путешественника России, руководителя стк «Green Tour» Владимира Шкрябина.

Варианты подъезда и отъезда:

Точкой сбора и старта был выбран поселок Култук на берегу озера Байкал. Логистика была рассчитана, так что все участники к утру 25 июня должны собраться вместе. Стартовав разными подгруппами навстречу друг другу из Новосибирска и Владивостока, водители и механики на машинах, участники на поездах и самолетах. Маршрут линейно-кольцевой, повторный пробег по своему пути происходил только на участке Иркутск –Владивосток

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

В первой (и третьей) трети пути, по территории России, на случай выхода из строя транспортных средств был запланирован запасной день (две машины из Владивостока истратили его на ремонт в Иркутске)
По территории Монголии в случае неисправности, которую не могли бы исправить сами, планировалось дотянуть на шкворке до ближайшего автосервиса, отремонтироваться и потом нагонять время длительными перегонами.
Аварийный (запасной) спуск с горы Цаст ула — по своим следам. Кроме того постоянная связь по рации с базовым лагерем. В случае необходимости можно сделать из сноуборда санки волокуши. В пеших радиальных выходах, возврат по пути подъема, либо по оптимальному пути, если маршрут кольцевой. Сплав по озерам и рекам в спасжилетах, недалеко от берега и дорог.

Техническое описание прохождения группой маршрута:

Стартовав разными подгруппами навстречу друг другу из Новосибирска и Владивостока, водители и механики на машинах, участники на поездах и самолетах. Место встречи ВСЕХ участников на берегу Байкала п.Култук. Логистика была рассчитана, так что бы утром 25 июня стартовать в сторону Монголии от Байкала.

19.06.15 ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (768км, ср.72км/ч, 10:40в движ)
Владивостокская группа стартовала в 8:30 от стелы Владивостока. Ford Ranger мчится в среднем 90 км/час. В Форде 4 человека, в Джимнике только водитель. Все идет по плану. В 20:30 прибыли на место ночевки. Разбили лагерь недалеко от с. Николаевка, (Еврейская автономная область, на огуречных полях) Протяженность маршрута за день 768 км. Все здоровы, правда, немного покусаны комарами. Завтра подъем в 7 — 00, выезд в 9 утра.

20.06.15 ВТОРОЙ ДЕНЬ (877км, ср.91км/ч, 9:35 в движ)
Остановились в шикарном хвойном лесу, где останавливались в 2006году.
за сегодня мы проехали 877 км! Больше, чем в первый день. Средний расход топлива 13 литров на 100 км. Jimny едет чуть-чуть медленнее. Но быстро нагоняет в местах остановок Форда.

21.06.15 ТРЕТИЙ ДЕНЬ (857км, ср.85км/ч, 10:05 в движ)
Сегодня в 8:30 вторая подгруппа экспедиции в Монголию «Гоби на десерт» стартовала из Новосибирска. Начинает сближение с подгруппой из Владивостока. Подгруппа из Владивостока остановилась возле станции Аксеново-Зиловское, не доезжая 60 км. до Черняховска, в лесу, проехали за день 729 км. 9-31 в движении, 76,6 средняя скорость движения. Подгруппе из Новосибирска до Иркутска осталось 1145 км. Завтра группа планирует посетить Красноярские столбы.

22.06.15 ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ (789км, ср.76км/ч, 10:23 в движ)
Мы уже в Забайкальском крае. Сегодня пройдено еще 789 км.
Немного не подсчитали, когда нужно заправиться.
Останавливалась на обед в гостиничном комплексе «Ерофей», поели, помылась и набрали воды.
Место для ночлега выбрали- лес,
Завтра будем проезжать Читу. Ульяна сегодня села на поезд и тоже едет к нам.
Осталась лишь великолепная четверка, что прилетит скоро на самолетах.

23.06.15 ПЯТЫЙ ДЕНЬ (579км, ср.63км/ч, 9:15 в движ)
а)ДЖИМНИК добрался до Байкала и движется по побережью, в поисках «хорошего места для группы» встали на ночлег вблизи поселка Новопавловск, в лесу.
ФОРД добрался до Бурятии, в планах выгрузить участников возле Байкала и уехать на ремонт в Иркутск.
Новосибирская подгруппа — заночевали чуть дальше Красноярска, N55*57,625E93*27,167 проехали за день 160 км.2-39 в движении, сред скор 60,4. Расход 12лит.
б)Посетили Красноярский парк «Столбы», посетив скальные массивы Малый беркут, Монах, Перья,1,2,3,4 столб, Бабка, Дедка, Внучка, Слоник…прошли пешком 21.8км, 5 час в движении 4,5ср скорость.
Температура днем 25* солнечно Новосибирская подгруппа – проехала за день 529км. 7-05 в движении, 74,5 ср скор в движ. Остановились на озере возле-деревеньки Хингуй. Комаров мало.

24.06.15 ШЕСТОЙ ДЕНЬ (пеший 4 км вдоль Байкала,1:10 в движ, 3,3ср. скор.)
Чудеса! Мы на Байкале!!! Рессоры Ford требуют замены. водитель поедет в Иркутск на ремонт. путь Приморской группы проходил по республике Бурятия. И она нам безумно понравилась! Деревянные, качественные дома, аккуратно располагаются в округе Улан — Удэ. Чувствуется своя культура. Потрясающие пейзажи, красивая речка Селенга. Все дешево. Поднялись на священную сопку «Спящий лев» откуда открывается шикарный вид на долину. Немного погуляли в Слюдянке, купили Омуль.

Ночевку организовали на берегу озера Байкал. Мыс Шаманский привлек нас огромной поляной и прекрасным видом на Байкал.
Вечером 24-го Делика и Эскудо встретили ребят прилетевших самолетами с Владивостока и Хошимина, а так же Ульяну прибывшую поездом и доехали до точки сбора — п.Култук, на берегу Байкала.

25.06.15 СЕДЬМОЙ ДЕНЬ (273км, ср.44км/ч, 6:09 в движ)
Границу перешли в обед, потратив на переход часа 1,5. На таможне РФ пришлось вытащить на просмотр часть рюкзаков и вскрыть ящики с едой. (!) Через КПП Монды могут проходить ТОЛЬКО российские граждане. Провозить топливо нельзя, но к нашим по 10-20 лит у каждого не придирались.
Обедали и меняли тугрики в Ханхе, по курсу 1:33 или 1:34 кто как нашел (в банке и у частников в делгуре и газаре), но обменять смогли не все 14 участников нашего похода…

Ночевали, отъехав подальше от Ханха, на берегу озера Хубсугул.
Отметили д/р руководителя группы поеданием заморских(из Вьетнама) фруктов и самодельным тортом. Купались в озере, варили плов из баранины..Из покрова ночи втроем на мотоцикле без света приехали монголы.. Наш торт им не понравился. Поговорили полчаса парой слов, которые мы знаем: Хубсугул, Монгол Шудан.

26.06.15 (127км, ср.18км/ч, 7:12 в движ)
Монголия! Потрясающая страна! Два дня ехали вдоль озера Хубсугул. Дорог нет — это правда. Есть направления, трясет хорошенько, но терпимо. Природа безумно красивая. Горы, водоемы, бесконечные поля. Яки, лебеди, суслики, лошади встречаются повсюду. Проблемы с обменом валюты. В каждом обменике на втором человеке заканчивается тугрики. Передвигаемся в колонне, общаемся по рации, на частотах 144МГц. На обеде встретили Иркутских джиперов едущих навстречу) все здоровы, все отлично. Дорога колдобистая, погода после обеда пасмурная.

27.08.15 ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ (254км, ср.31км/ч, 8:13 в движ)
Утром на траве был иней! (ночью многие подмёрзли) Где солнечная Азия!?
Фото на автомобилях на фоне красивого Хубсугула с горами вдали.

Днём заехали в более-менее крупный населённый пункт -Хатгал – там был асфальт!, где мы с большим трудом смогли купить симку и настроить интернет при помощи молодого китайского бизнесмена, которого встретили совершенно случайно, у него же смогли поменять немного денег на тугрики (он сказал, что впервые держит в руках рубли) по хорошему курсу 1:35,
(!) при покупке сим карт будьте внимательны сотовые операторы работают в двух разных форматах! Симкарту G-mobile не берите!(для него нужен G-mobile- телефон!)
Пообедали в газаре, купили еды в делгуре. Обедать в Газарах для такой группы как мы(14 чел) довольно сложно, т.к очень долго готовят, но зато порции большие. Сделали заметку на будующее сначала заказывать обед, а потом гулять по деревне. Заезжали на солёное высыхающее озеро (радиалка). Близко подъезжать опасно, можно провалиться. Обнаружили пробитый бак в Делике, слили топливо, чтобы не выливалось.

Посетили небольшой буддийский храм.
При приближении к месту ночевки на озере Дзун Нуур у форда «поехал» задний мост , оказалась сломанная рессора и ещё они пропороли колесо, на очень острых камнях побережья озера.
Ночевали на косе у соленого озера (испанская семья и «40 русских»;))
Сменили частоту на рациях – работаем на 433МГц, связь стала намного лучше и дальше.

28.06.15 ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ (87,7км, ср.14км/ч, 6:24 в движ)
С утра устраняли неполадки двух машин. У Делики пробитый топливный бак, заделали герметиком.
У Форда лопнувший коренной лист правой задней рессоры. Сняли задний кардан, едут на переднем приводе. Чинили форд в засваре Джаргаланта (зря потратили время, но зато у группы была Дневка у реки) Круглым напильником вручную растачивали саленблоки.. не помогло. Прорезали сваркой отверстия в старых рессорах прикрутили болтами, что бы не вылетали(временно). Обедали в газаре.

Ночевали у реки (разрушенный мост), готовили шурпу с непережёвываемым мясом.

29.06.15 ОДИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (293км, ср 33км/ч, 8:58 в движ)
За сегодня посетили несколько пещер, кратер вулкана, и интересное вулканическое побережье озера, а так же большой и красивый каньон реки с очень медленным течением. Дорожное покрытие разное, асфальт, грунтовка. Делика пробила переднее колесо и едва не слетела с дороги. Всем коллективом поменяли резину за пару минут. Встретили велосипедистов с Бостона, случайно сломали им велосипед (порвали цепь), но наши механики быстро все починили. Пофоткались и отправились каждый своим путем.

На перевале должен быть монастырь по карте, но было только несколько юрт и дикий монгол, дающий всем нюхать свои благовония и лапающий белых женщин. На озере Терхий Цагаан-нуур красивый «городок» черных туфовых пирамидок(туров)
Обедали в районе вулканических пещер, посетили пешком несколько пещер и кратер древнего вулкана Хорхо-Ула. Возле вулкана стоянки машин и торговки продают чай и вкусняшки.
До термальных источников не доехали. Форд нуждается в ремонте рессор. Остановились рядом городом Цецерлэг, в нем очень хорошие авто магазины, удалось найти нужные рессоры еще вечером. До трех ночи меняли рессоры в Форде и устанавливали дополнительное охлаждение (и сняли термостат) в Делике, что бы не перегревалась на перевалах. Здоровье членов экспедиции в норме. За день проехали 293 км. Ночевать остановились у речки.

30.06.15 ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (396км, ср 47км/ч, 8:21 в движ)
С утра на берегу реки провели экологическую акцию по уборке мусора. Собрали 20 пакетов бутылок, отнесли на свалку. Заезжали в храм 16 века постройки в столице времен Чингисхана. Набрали сувениров.(рекомендуем сувенирами закупаться здесь, в других местах оказался выбор скуднее) С Фордом все в порядке. Видимо купили подходящие рессоры. Немного разгрузили Делику. В городке делали попытки купить тугрики на рубли, но продают только за доллары, но спасает только банкомат.

01.07.15 ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (303км, ср 32км/ч, 9:31 в движ)
Едем в Гоби! Видели верблюдов. В посёлке Гучин-Ус у хунснего делгура встретили группу британско-американских велотуристов пенсионного возраста. К вечеру добрались до песков! Прокатились на верблюде (монгольские мальчишки нарвались на российских путешественниках! Содрав по 5000тг за 5 мин (на следующий день часовая прогулка на верблюдах стоила 10000тг ). Гуляли на гигантские дюны (безумно мягкий бархатный песок), Зелёный тащил сноуборд и эффектно скатился на нём с 200-метрового бархана.

02.07.15 ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (112км, 17км/ч, 6:26 в движ)
На 14 й день мы достигли пустыни Гоби. Машины отремонтированы. Все здоровы.
Забрались на дюны высотой до 300 метров! Путешествовали по пескам Гоби кто на верблюдах, кто пешком, кто на сноубордах…
Отличная полуднёвка. Сабуров катается на Джимнике по пескам, Зеленый на сноуборде, Ковылин на Каяке.
Помывка-постирушки в микроозерце с дождевой водой.
Угостили кофе израильских байкеров которые искали проход (проезд) в дюнах. Едем по пустыне камешки-песок-саксаулы-колючка- холмы-верблюды, смерчики, машины по песку юзом едут, все кроме Джимника, тот носиться как угорелый даже по пескам.

Ночёвка в красивом ущелье из осадочных пород – легко крошится.
Варили борщ на костре из сухих саксаулов.

03.07.15 ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (215км, 23км/ч, 9:32 в движ)
Утром встречали рассвет и ходили пешком по окрестностям. Какое-то ущелье спящих драконов! Очень красиво!

Едем-едем. Обедали в городе Гурвантэс в кафе-юрте (Там был вай-фай и довольно быстро сготовили еду – самый приятный газар из всех, что были). Паша периодически едет на крыше Делики – снимает на гоупро. К нам присоединился Прадик – семья из Иркутска с годовалым детёнышем Витя, Ксюша и Ярослава). И кондиционер у них сломался. Мы выдали им рацию (на ходу!:)) и теперь у нас 5 машин в караване. Трудно ехать по песку.
К вечеру доехали до каньона…… Встали лагерем, разбежались гулять и фотографировать невиданную красоту: пустыня, сфинксы, оазис в закатных лучах.. Марсианские пейзажи.. Красота!
А вот ночью была песчаная буря и невыносимая духота. Сдуло много хороших вещей оставленных не в машине. Коврики находили в километре от лагеря, а в одну из палаток прилетел стол! Но, все целы здоровы.

04.07.15 -16 день (209км, ср.25км/ч,8:24 в движ)
Полудневка. встречали рассвет в сердце пустыни Гоби;
После завтрака все пошли в пешку-гулять по окресностям, по каньонам Хармен Цава.
Утром поймали ёжика (на мусорную приманку пришёл),после фотосессии – отпустили.
Выезд из пустыни был сложен, множественные проколы сухими саксаулами. Ночевали в карстовом райончике. Вечером, по темноте, часть группы отправилась искать мега-пещеру, про которую пишут путеводители — не нашли, даже имея координаты. Утром это оказался грот с множеством небольших глиняных буддистских пирамидок. А так хотелось большую пещеру! Был дождь с грозой и красивый закат.

05.07.15 – 17 день (378км, ср.37км/ч, 10:08 в движ)

В продолжение поисков пещеры взобрались на хребет и прогулялась по нему, очень красиво было там при солнечном свете. Жаркая пустыня Гоби осталась позади. На сегодня пробег по Монголии составляет более 2000 км. Все члены экипажа здоровы, бодры духом и готовятся к восхождению на г. Цаст — Ула.

Весь день рулили «запасные» водители — основные сегодня отдыхали. Снимали эпизод на видео как Вишневский бежит в пустыне, потом к нему из Делики присоединился Шкрябин и что-то дёрнуло Ульянку тоже присоединиться — содрала коленки ибо правильно выпрыгивать из машины на ходу не умеет! Безумный видос может получиться.
Остановились рядом с городом Алтай! По пути сюда успели вытащить из грязи, застрявший монгольский грузовик с овцами. За доброе дело, водитель хотел подарить нам одного барана. Мы отказались)
Затем эскудо чуть не остался без запасного колеса: отлетело на жуткой гравийке. Экипаж форда вовремя заметил потерю. На подъезде в город Делика пробила колесо. Мы называем это «вечерний треш». Все отлично)
К вечеру нашли юртовый кемпинг, в котором часть народа помылась, остальные ставили лагерь недалеко на возвышенности с которой нас ночью чуть не сдуло!! Ветер был суров и беспощаден – Антон с Женей не смогли спать в поваленной палатке и ночевали в машинах. У Николаича сломало дуги, но он провел всю ночь в палатке.

06.07.15 – 18 день (431км, ср.53км/ч, 8:09 в движ)
Утром стремительно собрались, ибо дуло очень как сильно!! В городе Алтай шино-засвар (колеса починили), газар и монгол-шуудан (открыточки отправили). Сегодня в планах доехать до города Ховд, остановится на ночлег у озера. До границы останется 300 км. Участники экспедиции в ожидании восхождения на высокую вершину Монголии – Цаст Улу 4208м.

Грёбаная дорога, как она дорогА..
Ночевали у пресного озера. Накачали каяк, попытались проплыть озеро по периметру.. слишком сильный ветер и большая парусновсть, не проплыли и половины. Пытались снимать лагерь на гоупро с высоты полёта воздушного змея, сильные порывы ветра очень трясут камеру…Вода теплая, большинство помылось (наконец то!)
(Хар-Ус-Нуур — озеро Средняя глубина: 2,20 м, Длина: 72,2 км, Высота поверхности над уровнем моря: 1 157 м, Ширина: 36,5 км)

07.07.15 -19 день (195км, ср.25км/ч, 7:51 в движ)
На озере множество птиц, видимо, они любят это озеро.
Ехали (красивый перевал с беседкой, обед в газаре на другом перевале) до стоянки под горой Цаст-Ула по какой то очень бездорожной дороге. У Эскудо погнули балку под автоматом, двигатель заглох, переключиться удалось только на нейтралку. 3км до озера Форд тащил Эскудо на шкворке.
Остановились и сделали базовый лагерь возле озера (недалеко несколько юрт)
Часть людей ушло на акклиматизацию на плато Цаст Улы. Механик Делики и водитель Эскудо построили из камней и досок (траков)подобие ямы и удалось снять балку и выровнять ее. После установки, машина завелась и переключалась нормально.

Вечером готовились к восхождению. (в планах на 5 утра)
Познакомились с монгольской семьёй – там пять детей, две женщины (подруги) и монгольская бабушка. Вишневский готовил шурпу, играли в футбол.

08.07.15 — 20 день (15,8км, ср.2,6км/ч,6:07 в движ)
Дневка вблизи горы Цаст-Ула.
Восходители 5 чел в 6 утра ушли на гору, остальные отоспались и пошли гулять на плато, на снежник. Сгорели от переисбытка солнца, но все счастливые лица. Вернувшсь в лагерь, ходили в гости к знакомым монголкам (доили коз, плели косички, делали оригами, рисовали, ели хушууры, пили солёный чай и смотрели фотографии). Хороший день! Самый интересный и приятный из всех дней этого похода. В 15 вернулись восходители и легли спать. Зеленый спустился с горы на сноуборде.
Вечером пришла Монголка, не говорящая ни по-русски ни по-английски, сначала угостила сушеным творогом и молоком, потом жестами предложила купить билеты (пермиты) за восхождение на Цаст Улу. Отдали по 300тг каждый. Угостили ее консервами и отпустили.

09.07.15 – 21 день (386км, ср.40км/ч, 9:33 в движ)
утром холодина (-6*С), сборы и поехали к границе.
В городке Улгий за три отведённых нам часа в спешке накупили сувениров всяких и успели перейти границу до её закрытия. Деньги лучше потратить или обменять в Улгие, тк на российской стороне это сделать сложнее.
Перед въездом на таможенный терминал там предложили застраховать машины, тк ездить без страховки типа нельзя по Монголии.. то что мы выезжаем никого не касалось. Пришлось купить страховку. Оказалось что хорошо, без нее не выдают пропуск на выезд транспорта!
И еще если въезжаешь на одном погран переходе, а выезжаешь на другом, ОБЯЗАТЕЛЬНО! Везти с собой бумагу о том, что ты въехал на машине!
На российской стороне снова проверяли вещи, сканировали через аппарат все рюкзаки и палатки.. кроме ящиков с инструментами и едой (кстати монгольскую еду и особенно мясо вывозить нельзя). Оказалось, пройти границу можно только сегодня(9.07), следующий рабочий день таможни 1607.15. Спешим. 18-30 Мы в России!!! Все отлично! Границу перешли быстро. Едем в Чибит, на базу Кочевник. Созвонились за двое суток, но мест нет, но для палаток место найдется, а по приезду(!) – можете заказать баню.
До Чибита Делика не доехала, снова спустило колесо, видимо остатки саксаулов не дают житья.
Ночевали уже на базе «Кочевник». (контакты ЭКО туркомплекс «Кочевник» eco-kochevnik.ru Тел.: 8-903-990-69-01 (Гончаров Олег Викторович)
E-mail: kochevnyk@yandex.ru)
Долго мылись в бане.. ужинали..Завтра планируем сплавиться по реке Чуя.

10.07.15 – 22 день (303км, ср.49км/ч, 6:14 в движ)

Полудневка, отдых после Монголии, помывка, постирка. Потрясающие пейзажи вокруг! Утром несколько участников экспедиции сплавились на рафте по реке Чуя. Несколько порогов бурной реки впечатлили наших туристов. Сплавлялись с Компанией АЛТАЙ ЭКСТРИМ РАФТ Сплав 3 часа от 771км Чуйского тракта 754км.
Далее переобув Форд на обычную резину и собрав вещи выезжаем в сторону города… теперь длинные асфальтные перегоны… (пока переобували Форд – одно колесо укатилось и врезалось в Делику – помяв правый борт) . т/б Кочевник – и далее асфальтовый перегон в сторону дома… Попали в сильный ливень, останавливаться в лесу под проливным дождем не стали, нашли по дубльгису пионерский лагерь на краю г.Бийска — ООО Республика Гайдар, очень славно переночевали в одном домике на всю компанию. Даже на простынях и кроватях…

11.07.15 -23 день (531км, ср.59км/ч, 8:59 в движ)
Двигаемся в сторону Новосибирска. Как хорошо в России!.
Две машины остановились в Новосибирске. Четырех пассажиров отвезли на аэродром и отправили по домам Самолетом во Владивосток и Вьетнам.
Попрощались с подгруппой из Владивостока, пожелали удачного пути… Две машины и 5 человек продолжили еще недельное продвижение в сторону дома…
12.07.15 — 24 день (418км, ср.55км/ч, 7:32 в движ) Новосибирск-Мариинск
13.07.15 – 25 день (693км, ср.73км/ч,9:32 в движ) Мариинск — Канск
14.07.15 — 26 день (839км, ср.74км/ч, 11:20 в движ) Канск — Иркутск
15.07.15 – 27 день (641км, ср.69км/ч, 9:19 в движ) Иркутск -Чита
16.07.15 – 28 день (884км, ср.87км/ч, 10:10 в движ)
17.07.15 – 29 день (738км, ср. 101км/ч, 7:18 в движ)
18.07.15 – 30 день (1034км, ср.92км/ч, 11:14 в движ)
19.07.15 – 31 день (623км, ср.70км/ч, 8:53 в движ) Хабаровск – Владивосток
В 19 часов финишировали возле стелы Владивостока, однако официальный финиш был проведен позднее на набережной Цесаревича, куда пригласили заинтересованных лиц, представителей телевидения и спонсоров.

Потенциально опасные участки на маршруте

1)Длительный перегон по асфальту хорошего качества. Владивосток –Монды, Ташанта- Владивосток
На данных участках опасность представляет постепенное утомление пилота с последующей потерей контроля управления автомобилем, а также совершение обгонов транспортных средств с выездом на полосу встречного движения. Способ преодоления – остановка на пятиминутный отдых каждые два часа движения, смена основного пилота на второго пилота каждые четыре часа движения, визуальный контроль со стороны отдыхающего пилота или штурмана за состоянием управляющего автомобилем пилота. А также строгое соблюдение Правил дорожного движения при совершении маневров на дорогах общего пользования.

2)Грунтовые дороги плохого качества (гребенка). По территории Монголии
На гребенке опасность представляет «перестановка» автомобиля с резким изменением направления движения и вылетом в кювет или на встречную полосу. Способ преодоления – снижение давления в шинах до 1,5 атм, исключение резких поворотов рулевого колеса и снижение скорости движения до области эффективной работы амортизаторов (50-70 км/ч, в отдельных случаях до 20 км/ч), уменьшающей вероятность перегрева амортизаторов и механического отрыва креплений амортизаторов.

3)Ограничение видимости из-за песка и пыли, поднимаемых в воздух идущими автомобилями. По территории Монголии.
В условиях ограниченной видимости опасность представляет возможное сближение и столкновение автомобилей, а также потеря визуального контакта между автомобилями в колонне с отставанием или уходом отдельных участников по неверному маршруту. Способ преодоления — увеличение дистанции следования между автомобилями до 500 — 1000 м, перестроение колонны на следование несколькими параллельными колеями. Координация движения осуществляется по радиосвязи с дальностью работы не менее 5-10 км и постоянным контролем присутствия всех экипажей в эфире.

4)Пески, солончаки, выезды из русла рек. (по территории Монголии)
Опасность заключается в застревании и полном обездвиживании автомобиля. Способ преодоления – обязательная разведка пути штурманом пешком, использование санд-тракови лебедок и «якорей» в случае необходимости. Снижение давления в шинах до 0,8 атм, исключение перемещения автомобиля в одиночку или на расстояние от второго автомобиля, превышающее длину лебедочного троса.

5)Передвижение по ледникам, покрытым снегом. Опасность заключается в скрытых трещинах и разломах – обязательное использование турснаряжения, движение в связках.

Подготовка автомобиля. Необходимые условия.
1. Все основные системы автомобиля, обеспечивающие безопасность движения (система торможения, рулевое управление, подвеска, электрооборудование и др.) должны быть, дополнительно проверены и отрегулированы до начала пробега.
2. Для преодоления водных преград необходимо защитить систему зажигания oт попадания влаги.
3. Увеличить высоту воздухозаборника. Проверить надежность герметизации воздушного фильтра и воздуховодов.
4. Необходимо иметь надежную защиту картера двигателя, коробки передач, тормозных шлангов, топливопровода от ударов камней.
5. Обязательное наличие буксировочных крюков спереди и сзади автомобиля — по два
6. Обязательное наличие грязеулавливающих брызговиков для передних и задних колес.
7. Обязательное наличие радиостанции с одинаковыми частотами в каждой машине
8. Покрышки на всех колесах должны быть с развитыми грунтозацепами.
9. Наличие ЖПС навигатора с картами Монголии
10. Дополнительные канистры для топлива и воды
Рекомендуемые условия.
1. Наличие установленной или автономной лебедки.
2 Полка или сетка в верхней части салона для размещения ценного груза.
3. Специальные крепления для снаряжения и груза.
4. Дополнительные точки подключения электрооборудования =12В (прикуриватели, разъемы, тройники).
5. Наличие трансформатора 12/220V, Зарядных устройств.

Стоимость проживания, питания, снаряжения…
Основной бюджет похода составил бензин и способы доставки участников до точки старта. У каждого вышел разный бюджет, приводим усредненные данные:
а) на 14 чел., на продукты и газ изначально (в городе) потрачено 45000р, кроме того на обеды в Газарах и доп. Продукты в Делгурах- 30000 эквивалентных рублей на еду в Монголии, (Итого на поход в среднем по 5500руб/на чел, без учета питания до точки старта)
б) на общественные нужды (наклейки, кепки, футболки, карты, пермиты, доп. снаряжение, связь ) 42000р. (3000руб/чел)
в) на топливо в среднем на 1 машину: Владивосток – Монды =550 лит = 20000руб; Монды-Ташанта(Монголия) =450лит=882000Тугриков~27000руб.; Ташанта –Владивосток=950лит=34000руб (итого по 20000руб/чел)
г) перелеты на самолете от 16000 до 55000руб. на человека
д) общий полный бюджет похода(складывается из полных растрат каждого участника) = 35000+ 56000+ 40000+ 35000+45000+80000+30000+78500+65000+70000+75000+70000 +40500 +60000 =780.000 руб
Некоторые подробные суммы:
24000р.=закупка еды во Владивостоке
20000р.=закупка еды в Новосибирске
5400=Активация и 1 месяц работы оборудования связи Delorme in Reach
2300 р. =батарейки к главному GPS, 3000р. =печать бумажных карт, 23000р.=футболки+кепки+наклейки
2800= баня на 4 часа на всех(по 700р/час)
1400=проживание в палатках на базе Кочевник (по 100р/чел)
3500р.= проживание в «Республике Гайдар»
15000 тугриков (3000тг. человека ) за восхождение на Хармен Цав
500-1000тугриков = пермиты на въезде в некоторые населенные пункты, не более 4 раз за весь поход.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут пройден с использованием печатных кар Монголии масштабом 1:200 000, навигатора Navitel и навигатора OziExplorer с картами Генштаба различного масштаба на базе планшетного компьютера Huawei. Подробные печатные (или отсканированные) карты Монголии существенно помогают в ориентировании. Нить маршрута охватывает большую территорию, громадное разнообразие географических условий, животного и растительного мира, давая возможность оценить многообразие природы данного региона. Маршрут познавателен и насыщен посещением культурных и исторических объектов, общением с представителями местного населения. Весь маршрут необычайно живописен, пейзажи очень разнообразны. Маршрут имеет много мест для рыбной ловли. Погода Монголии непредсказуема, и, хотя июнь и июль считаются крайне благоприятными месяцами для посещения этой страны, в любой момент можно ожидать дождя или грозы. Район ущелья Хэрмэн-Цав крайне интересен и заслуживает того, чтобы провести там больше времени.
Помимо собственно каньона там встречается масса других интересных геологических образований. Для лучшего знакомства с монгольской культурой и кухней рекомендуется питаться в кафе и ресторанах, которых всегда много в городах и у дорог. Местное население крайне дружелюбно, охотно приглашает к себе домой, что тоже представляет огромный интерес с точки зрения изучения местной культуры. Уровень владения русским языком у населения значительно снизился, английским хорошо владеет молодежь, обучавшаяся в Улан-Баторе и других крупных городах. Для машин рекомендуем иметь как можно больше запасных частей, поскольку приобрести что-то в Монголии практически не представляется возможным, и иметь как можно больше времени для путешествия, что бы объять необъятное!

Нравится? Поделись!