Маршрут 6 к.с. Горный Алтай. Июнь-Июль 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Горный Алтай
Категория сложности похода: 6 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  2029
Сроки проведения: 28.06.15 — 11.07.15
Руководитель маршрута: Круглов А.В.

Подробная нитка маршрута:

г.Барнаул – г.Горго-Алтайск – с.Акташ – с.Кош-Агач – пер.Теплый ключ (2900) – оз. Кальджин-Коль-Бас – пер. Мукыр-Табаты (2590) – р. Мукыр – р. Чиндагатуй – оз. Алахинское – р. Чиндагатуй – р. Мукыр – пер. Мукыр-Табаты (2590) – оз. Кальджин-Коль-Бас – пер.Теплый ключ (2900) – р. Аргут – с. Беляши – р.Коксу – р.Иикту – р.Коксу – с. Беляши – р. Аргут – с.Кош-Агач – с.Акташ – г.Горго-Алтайск – г.Барнаул

Общая смысловая идея маршрута:

Участниками группы ставилась цель пройти сложный спортивный маршрут шестой категории сложности, для участия в Чемпионате России. Плато Укок было выбрано, так как в ближайшем будущем, там планируется прокладка газопровода в Китай, что резко снизит труднодоступнось и первозданную красоту данного региона.
Плато Укок посещает довольно много туристских групп, но практически все они проходят известными и прокатанными маршрутами не выше 4 категории сложности по двум хорошо известным и описанным перевалам (Теплый ключ и Бугумуюз). Группе ставилась задача посетить самый отдаленный участок плато Укок оз. Алахинское и выйти в степь Самаха, тем самым проложив новый маршрут входа на плато Укок. На момент планирования маршрута, сведений о прохождении данного участка на колесной технике не было. Группе предстояло первопрохождение около 150 км. в очень удаленном районе, приравненном к районам крайнего севера.
Данный маршрут позволяет максимально раскрыть и улучшить спортивно-туристские навыки участников группы. Особое внимание при разработке маршрута было уделено безопасности участников и охране окружающей среды.

Варианты подъезда и отъезда:

Движение до села Кош-Агач по Чуйскому тракту является оптимальным для желающих попасть на плато Укок. Плато Укок входит в пограничную зону. Для нахождения в ней требуются специальные пропуска, которые оформляются заранее в Пограничном управлении ФСБ России по Республике Алтай (подробно в п. 10.4.). В ППС МЧС России в г. Горно-Алтайске делается отметка о выходе на маршрут находится.
Укок является Зоной Покоя Всемирного Наследия ЮНЕСКО, но специального экологического пропуска туда не требуется.
На плато Укок можно попасть двумя путями:
Первый: через перевал Теплый ключ (2900). Есть старый перевал Калгутинский, он более прямой, но выше и сложнее. Целесообразнее ехать через Жумалинский источник (Теплый ключ). На дороге встречаются частые обвалы и промоины.
Второй: через перевал Бугумуюс (2843). Дорога на перевал начинается с моста через реку Дзажатор. Подъем местами достаточно крутой, спуск заболоченный. Далее через реку Акколь на перевал Корсулу (2448) с выходом на Аргамджи (бывшая погранзастава).
Варианты отъезда возможны только по дороге с. Беляши – с. Кош-Агач.
Однако данные пути для не подготовленного автотранспорта непроходимы. Прохождение возможно только на автомобилях повышенной проходимости, например, ГАЗ-66, «Урал», ЗИЛ-131, КАМАЗ-4310 и т. п., а также на тракторах. Однако, и эти сильные автомобили в долине р. Калгуты могут очень прилично утонуть в болоте, особенно вечерами, после солнечного дня, когда подтает мерзлота. Большую же часть года перевалы закрыты снегом и лавиноопасны. В короткий же летний период все склоны подвержены солифлюкции, часто — «лавинной». Нередки камнепады.

Аварийные выходы с маршрута:

В случае возникновения аварийной ситуации при прохождении маршрута в районе плато Укок можно вернуться только по дороге с. Беляши – с. Кош-Агач.
В с. Кош-Агач есть районная больница по адресу ул. Медицинская, д.3, тел. 8-388-42-22655

Изменения маршрута и их причины:

Маршрут был пройден не полностью. От Алахинского озера пришлось повернуть назад, так как проход восточным берегом озера невозможен из-за больших камней. Изначально мы имели сведения об этом курумнике. Но его размеры и протяженность были недооценены. Попытка уйти через хребет не доезжая озера не удалась из-за разыгравшейся непогоды и нескольких серьезных поломок техники. Руководителем было принято решение возвращаться назад тем же путем.

Нравится? Поделись!