Маршрут 5 к.с. Памир, Тянь-Шань. Сентябрь 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Памир, Тянь-Шань
Категория сложности похода: 5 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  8650
Сроки проведения: 06.09.15 — 27.09.15
Руководитель маршрута: Колодкин А.В.

Подробная нитка маршрута:

Алмата — Чарынский каньон — погранпереход Кеген — р.Каркара — пер.Акток(3481м) — долина р.Сарыджаз — Оттук — пер.Чокашу(3825м) — Каракол — оз.Иссык-Куль — пер. Тоссор(3895м) — Нарын — Казарман — пер.Кызылсу(3875м) — Ош — Баткен — Исфара — Худжанд — Шахристан — пер.Шахристанский(3378м) — оз.Искандеркуль — пер.Анзоб(3372) — Душанбе — Файзабад — р.Обихингоу — пер.Хабурабат(3252м) — Калаи-Хумб — Ванч — Рушан — Бартанг — Нисур — Барчадив — Гудара — пер.Кокджар(3895м) — Каракуль(3914м) — пер.Ак-Байтал(4655м) — Мургаб — Тохтамыш — Шаймак — Кызылрабат — оз.Зоркуль — пер.Хоргуш(3855м) — Лянгар — Ишкашим — Хорог — долина р. Гунт —  пер. Кой-Тезек (4251) — долина р. Сулу-Тагаркаты  — пер. Тагаркаты (4168) — пер. Харгуш — Аличурская долина (4091) — пер. Найзаташ (4314) — Мургаб — пер.Ак-Байтал(4655м) — Каракуль — пер.Кызыл-Арт(4280м) — Алайская долина — Сары-Таш  — пер. Талдык (3615) — пер. 40 лет Киргизии (3541)  — Ош — Тараз — Шымкент — Кызылорда — Байконур — Аральск — Уральск — Самара — Пенза — Рязань — Москва.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Название Категория трудности Характеристика препятствия
ЛП

Переправа

Река Аксу 5 Горная река шириной 30м, глубиной до 78см(высота колеса) с крупными камнями на дне, скорость течния около 3 м\с
ПП

Дорога с заболоченными участками

 

Дорога от Мургаба через погранзаставу и перевал Кузылрабат 4426 м. к оз.Зоркуль 5 Конная тропа тропа через верховые болота 56км с единичными следами ГТС пограничников на высоте 4200-4825м с сильно заболоченными участками протяжении около 500м. требующими для проезда помощи других участников .
ПП

Дорога с осыпающимися участками

Дорога по ущелью реки Бартанг к озеру Сарез 5 Горная дорога необслуживаемая протяженностью 65км , требующая расчистки  завалов на отдельных участках (220м) и  осыпающейся породы
ЛП

Горный серпантин

 

Дорога по ущелью реки Бартанг 5 Короткий участок горной дороги осыпающейся, с уклоном примерно 22град., при прохождении другие участники страховали а.м.
ПП

Дорога

с затопленными участками

Дорога по ущелью реки Бартанг к озеру Сарез 5 Горная дорога 68км. вдоль русла реки, участками до 400м, затопленная водой, требовавшая проводки другими участниками экспедиции.
ЛП

Перевал

подъем на перевал Кокджара на высокогорное плато. 4000м. 5 Короткий подъем по горному серпантину, с осыпями на плато высотой 4000м. с уклоном более  20%
ПП

Дорога

Мургад-Ишкакашим 5 Многочисленные участки горных грунтовых дорог протяженностью более 100 км. С ЛП.2-4 типа перевал и серпантин
Горные дороги и первалы пер. Тоссор,  Кокджар, Кызылрабат, Памирский тракт

 

4 затяжные спуски и подъемы, перепады темпиратуры, высокогорье (макс. Высота — 4900 м.), камни, крены, осыпные склоны

 

Горные реки Бартанг, оз. Зоркуль 5 множественные броды, смытые дороги, движение без дороги
Ущелья рек Бартанг 5 Камни, броды, движение по обрыву со страховкой, крены, движение по руслу реки
Отсутствие дорог оз.Зоркуль 6 Высокогорье (4000 — 4200) движение по азимуту, ориентирование
Автономность Памир 6 удаленность в горах от н.п. более 2-х ходовых дней, более 100км.
Высокогорье Памир 5 Значительная высота, риск развития горной болезни, большие препады температуры днем и ночью
Значительные расстояния Памир 3 Общий пробег 2800 км. в условиях отсутствия дорог, крупных н.п. магазинов, автосервисов и связи

 Определение технической сложности маршрута.

1.Продолжительность маршрута 22 дня. Соответствует требованиям 6 к.сл.

2.Протяженность активного участка маршрута 2800км. Общая длинна Памирского участка  4593км. Всего 8650км. Соответствует требованиям 6 к.сл.

3.Количество пределяющих препятствий ПП и ЛП  — 7шт. Соответствует требованиям 5 к.сл

4.Туристский район – суммарная протяженность участков по дорогам без покрытия составляет 2800км. Общая длинна Памирского участка  4593км.

5.Автономность – удаленность от населенных пунктов в горах более 120км.

6.Новизна — Пройдены впервые участки:

А. Сквозной проход от Кулаи-Хумб по ущелью р.Бартанг , пер.Кокджар с выходом на плато 3900 к оз.Каракуль на Памирский тракт  — участок 98 км.

Б. Сквозной проход от п. Мургаб .через погранзаставу и перевал Кузылрабат 4426 м. к оз.Зоркуль с выходом далее по р.Памир и р.Пянж на п.Ишкашим. участок в 63 км.

  1. Оборудование – Использовалось доп. Внедорожное оборудование: Лебедки 3. шт., тросы 4 шт., трапики сэнд траки 2 шт., рывковые стропы 4шт.,шаклы 10 шт., домкраты хайджек 2 шт., лопаты 3 шт.,Резиновые костюмы для проверки бродов 2 шт.,
  2. Требования к средствам передвижения. Использовались автомобили повышенной проходимости полноприводные, марок тойота-105 2шт, Мицубиси L-200 и P-4 по 1 шт., прошедшие спецподготовку. Установлены лебедки, защита агрегатов от камней, внедорожные шины увеличенного размера, доработаны системы двигателей, впускные, установлены шнорхели, усилена подвеска и трансмиссия. Дополнительные буксировочные проушины. Доработаны салоны и установлены средства связи УКВ и СБ радиостанции стационарные и носимые 12 шт., а так же спутниковые телефоны 2 шт., средства навигации и GPS приемники 11 шт.
  3. Дополнительные сложности на маршруте – Два продолжительных участка со средними высотами более 4000м.
  4. A. дорога Хорог-Мургаб-Ош протяженность 874 км. Ишкашим — Хорог — пер. Кой-Тезек(4251) —  пер. Тагаркаты (4168) — пер. Харгуш — пер. Найзаташ (4314) – Мургаб -оз.Каракуль -пер.Кызыл-Арт(4280м)  Сары-Таш  — пер. Талдык  (3615) — пер. 40 лет Киргизии (3541) – Ош

Высокая опасность развития горной болезни.

Б. дорога и конная тропа на участке Мургаб –погранзастава-оз. Зюркуль протяженностью 236км вся находится на высоте 4000-4200м. наивысшая достигнутая высота 4850м.

Высокая опасность развития горной болезни. Экстремальные условия для эксплуатации автомобилей как трансмиссии, так и двигателей,(в связи с разряженностью воздуха)

Большая удаленность от жилья 120-150 и более км. Отсутствие связи сотовой, отсутствие топлива и заправок в горных районах, минные поля не разминированные до сих пор

 

Обеспечение безопасности

Маршрут тщательно прорабатывался. С собой был полный комплект карт регионов, по которым проходил маршрут. В навигационные приборы загружены самые подробные карты. Навигационные приборы дублировались. Для связи были сотовые и спутниковый телефон. По маршруту следования, заранее, были найдены единомышленники, готовые прийти на помощь в случае форс-мажорных обстоятельств (хелп-лист). Автомобили прошли дополнительную подготовку с точки зрения движения в горах: защиты узлов и агрегатов подвески от ударов камнями.  Резина повышенной проходимости и износостойкости, дополнительный запас материалов для ремонта шин и колес. С собой необходимый комплект инструмента и запасных  частей. Запас топлива на 600км. на каждую машину. Запас воды и продуктов на несколько дней автономки. Необходимый запас лекарственных средств. На горных участках маршрута ехали с осторожностью. Броды, завалы, лавины, узкие тропы проходили с предварительной разведкой и страховкой. На оживленных трассах, с интенсивным автомобильным движением двигались с включенными фарами. Ночное движение избегали. При ночевках соблюдали маскировку, останавливались вдали от населенных пунктов. Особое внимание уделялось высотной акклиматизации группы, для чего маршрут специально был проложен через Тянь-Шань с ночевками в районе 3000 метров и с движением днем через перевалы порядка 4000 метров. Маршрут проходил в пограничной зоне для чего были оформлены пропуска для въезда в соответствующие регионы с одновременной регистрацией группы на постах при выходе на соответствующий участок. Особое внимание уделялось контролю политической обстановки в регионе (Памир). К сожалению, обстановка далека от спокойной, что требует от группы знания местных традиций и обычаев, контроля за текущей ситуацией и обязательной связи с местными органами власти. Для въезда в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана оформлялся пропуск.

Характеристика района

Главной целью путешествия было знакомство с основными горными системами Средней Азии: Памиром — «крышей мира», «подножием смерти», как называют его местные народы, а так же Тянь-Шанем, Гиндукушем, Каракорумом и Фанскими горами. Именно здесь расположены все высочайшие вершины бывшего СССР, из которых 5-ть — выше 7 тысяч метров. Регион суров и малонаселен, природа мало тронута цивилизацией.  Климат Памира высокогорный, суровый, резко континентальный. Зима длится с октября по апрель включительно. Абсолютные минимумы температур достигают −50° С. Лето короткое и холодное. Средняя температура июля +14° С. Максимум осадков на Западном Памире — в марте — апреле, минимум — летом; на Восточном — в мае — июне и в августе.  Климат Тянь-Шаня континентальный, более мягкий. Средняя температура июля достигает 25° С.  Высшая точка Памира — расположенный на территории Китая пик Конгур (высота 7 719 м) и Пик ИсмоилаСомони (бывший пик Коммунизма) (высота 7 495 м) — самая высокая вершина всего бывшего СССР. Высшая точка Тянь-Шаня – Пик Победы (Томур, 7439 м), расположенный на границе Киргизии и Китая.

Дорожная сеть в горной части Киргизии развита плохо, возможность попасть из одной долины в другую зачастую неочевидна или отсутствует. Объезды с использованием дорог общего пользования достаточно большие по километражу. Однако перевалы достаточно пологие и представляют сложность  для прохождения только в случае непогоды. Высота првалов может достигать 4000 метров, но в большинстве случаев после следует спуск в долину с уменьшением высоты не менее 500 метров.

Основная дорога Памира — Памирский тракт, соединяющий города Ош (Киргизия), Хорог (Таджикистан) и Душанбе. Большая часть дороги проходит по территории Таджикистана, связывая автомобильным сообщением столицу государства Душанбе с главным городом Горного Бадахшана — Хорогом (Западный Памирский тракт). Другой участок дороги, по которому традиционно идут наибольшие перевозки связывает Хорог с киргизским городом Ош (Восточный Памирский тракт). Здесь дорога проходит через три главных горных перевала: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Ак-Байтал (4655м), который является одним из самых высокогорных, по которым проходят автомобильные дороги. От населенного пункта Мургаб — один из самых высокогорных населенных пунктов в мире (высота 3600 м) — отходит новая дорога на перевал Кулма, ведущий в Китай и далее соединяющая Памирский тракт с Каракорумским шоссе. При путешествии по Памиру строго рекомендуется пройти адаптацию к высоте в целях снижения риска развития горной болезни, так как ночевки в районе 4-х тысяч метров скорее всего избежать не удастся.

Политическая ситуация в регионе далека от спокойствия, однако и принципиально иная, чем несколько лет назад. Прямого военного противостояния ни внутри республики Таджикистан, ни со стороны беспокойного соседа — Афганистана — сейчас не наблюдается. На посещение пограничных с Китаем районов Тянь-Шаня и Памира требуется получить специальные пограничные пропуска. Так же для въезда в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана требуется оформить отдельное разрешение. Для подъезда к озеру Сарезское (кишлак Барчадив, Бартангское ущелье) требуется разрешение МЧС Таджикистана. Все пропуска и разрешения необходимо заранее оформить через туристические агентства соответствующей страны.

График прохождения маршрута

Дата Маршрут Дистанция (км) Время движе-ния Характеристика Примечание Высота ночевки
07.09 Алмата – Чарынский каньон 212 12:00 — 17:50 Асфальт Спуск в каньон крутой
08.09 Чарынский каньон — долина р. Сарыджаз 230 10:35 – 19:15 Грейдер, грунтовая дорога, горные перевалы Требуется погран. пропуск

Температура ночью -1С

2800
09.09 р.Сарыджаз — пер. Чокашу — Каракол — оз. Иссык-Куль 210 09:10 – 16:30 Асфальт, грейдер, горные перевалы Макс. высота 3822м (пер. Чокашу) 1650
10.09 Оз. Иссык-Куль – пер. Тоссор — подъем на оз. Сон-Кель 254 08:10  -19:50 Грейдер, подъем на перевал, моренный склон,камни, горные перевалы Макс высота 3893м(пер Тоссор). Температура ночью -5С 2562
11.09 Нарын — пер. Кызылсу -Ош 548 07:31 – 22:41 Асфальт, горные перевалы Макс. высота 3875м 1150
12.09 Ош – Баткен — Исфара — Худжанд 408 08:49 – 20:19 Асфальт Температура днем +36

Погран. переход

601
13.09 Ферганская долина – оз.Искандеркуль — Душанбе 280 07:28 – 19:20 Грейдер, камни, затяжные подъемы и спуски, горные перевалы Макс. высота 3373 (пер Анзоб) 843
14.09 Душанбе – долина р.Обихингоу 175 16:40 – 19:35 Грейдер, горные перевалы Восточный Памирский тракт 1181
15.09 Долина р.Обихингоу – Кулаи-Хумб 233 07:59 – 18:57 Грейдер, горные перевалы. Дорога местами засыпана. Макс. высота3252 (пер. Хабуработ) требуется разрешение на въезд в ГБАО 1418
16.09 Кулаи-Хумб – ущелье реки Бартанг 247 07:43 – 18:38 Грейдер, камни, смытая дорога, броды Дорога разрушена наводнением и селем 2321
17.09 р.Бартанг – пер. Кокджар 138 07:32 – 18:11 Грейдер, брод, камни, горные перевалы, затяжные подъемы и спуски, осыпные склоны, броды Температура ночью -2 3172
18.09 пер.Кокджар — Мургаб 303 07:47 – 18:36 Грейдер, камни, горные перевалы, дорога местами смыта Макс. высота 4655 (пер. Ак-Байтал) 3680
19.09 Мургаб – оз.Зоркуль 220 07:55 – 18:48 Грейдер, движение по азимуту, камни Макс. высота 4875

Требуется погран. пропуск

4201
20.09 оз.Зоркуль — р. Памир — р. Пяндж -Ишкашим 261 07:42 – 18:53 Грейдер, горные перевалы, узкая дорога Макс. высота 4223

Движение вдоль границы Афганистана

2638
21.09 Ишкашим — Хорог — пер. Кой-Тезек (4251) —  пер. Тагаркаты (4168) — пер. Харгуш — пер. Найзаташ (4314) — Мургаб 445 08:16 – 19:50 грейдер, горные перевалы Макс. высота 4314 3627
22.09 Мургаб -оз.Каракуль -пер.Кызыл-Арт(4280м)  Сары-Таш  — пер. Талдык  (3615) — пер. 40 лет Киргизии (3541) — Ош 429 07:14 – 18:00 горные перевалы, погран. переход 989
23-27.09 Ош -Узген — Джелал-Абад — Талас — Тараз — Шымкент — Уральск — Самара — Москва Асфальт. Дорога домой 4100

Длинна активного участка без покрытия 2800км. Общая длинна Памирского участка  4593км. (Общая длинна маршрута с подъездом 8650км.)

Техническое описание маршрута

07.09.2015.  Выехали из Алматы. Первым пунктом на пути нашего следования стал Чарынский каньон — уникальный памятник природы, возраст которого превышает 12 миллионов лет. За эти годы река Чарын сумела прогрызть в окружающих горах Заилийского алатау расщелину, длинной более 150 километров и глубиной местами свыше 300 метров. Спускаемся вглубь каньона по непростой дорожке — в случае дождя подняться обратно на автомобиле будет не просто. Именно для таких случаев мы едем на автомобилях с полным приводом. Движемся по дну каньона, вокруг нас поднимаются величественные скалы Долины замков.  Ночевка на дне. Страт можно считать состоявшимся. Пройдено 212км.

08.09.2015. Начали движение в 10:35. Собрав лагерь, утром мы выдвинулись в сторону Кыргызстана, а именно погран. перехода Кеген. Границу проходим быстро — мы сейчас в едином таможенном пространстве. А вот для движения дальше в пограничной зоне требуется специальный пропуск. Сверив бумаги с нашим паспортами, пограничный наряд поднимает шлагбаум, и мы устремляемся в путь. Живописная дорога вдоль реки Каркары плавно набирает высоту, выводя нас к первому перевалу выше отметки 3 тысячи метров. Внизу под нами лежит долина реки Сарыджаз, а пред нами разворачивается величественная панорама горных хребтов. Основная наша задача на этом этапе — высотная акклиматизация. Для этого мы будем стремиться набирать высоту медленно, чередуя подъемы и ночевки на высоте со спусками в долины.  Темнеет в горах быстро, словно где-то на небесах просто поворачивают выключатель. Первая по-настоящему ночевка в горах приносит и первые неожиданности: ночью температура опускается до -1С. И это на высоте всего-то в 2800 метров! Остановились на ночевку в 19:15. За день пройдено 230км

09.09.2015. Начали движение в 09:10. После подъема солнца жизнь так же быстро налаживается: столбик термометра взлетает к отметке +18 градусов, самочувствие улучшается, и мы снова стремительно движемся вперед. Очередной перевал – Чокашу (3822м), на перевальной седловине лежит снег и ощутимо холодно. Вокруг снежные пики и завораживающие виды горных хребтов. Неспешно спускаемся вниз — теперь наша дорога лежит к берегу озера Иссык-Куль. Миновав город Каракол, бывший русский город Прежевальск, выезжаем прямо на береговую линию. Иссык -Куль — одно из крупнейших и глубочайших озер мира, а количество солнечных дней на побережье превышает аналогичный показатель для Черного моря и почти вдвое больше чем в Москве. В результате вода в озере прогревается достаточно сильно, чтобы не замерзать зимой и что бы подарить нам прекрасный пляжный день осенью. Сегодня купаемся, жарим барана и всячески отдыхаем. Остановились на ночевку в 16:30.За день пройдено 210км.

10.09.2015.Начали движение в 08:10.Сегодня наша основная цель – пройти знаменитый перевал Тоссор(3893м). Подъем на перевал в Терскей-Алатау, связывающий иссык-кульскую котловину с долиной реки Нарын для полноприводной техники не сложен. Хотя, местами подъем крут, а ширины дороги как раз хватает на габарит автомобиля. На морене ледника приходится пробираться через сложный лабиринт каменного завала. Когда-то здесь сошла лавина и некогда автомобильный перевал превратился в тропу для гужевого транспорта. Но другой дороги через горы нет, а дорога в объезд увеличивает путь на сотни километров.  К тому же, среди туристов и путешественников перевал имеет устойчивую репутацию обязательного к посещению. Вокруг уже давно черно-белый мир: только лед и скалы. Никакой растительности нет и в помине, хотя буквально пару часов назад вокруг нас бушевало море цветов и запахов. Вот пики горных вершин становятся совсем близко — мы на перевале. Буквально нескольких метров не хватает нам до отметки 4 тысячи. Дышится на такой высоте уже с трудом, к тому же ощутимо холодно. Старые атмосферные дизеля нещадно чадят, в отличии от современных моторов коммон-рейл. Вокруг потрясающая красота, но пора спускаться, дорога вниз — крутой, местами осыпной, спуск. А ночь опять была холодной, температура опустилась до -5С. Остановились на ночевку в 19:50. За день пройдено 254км.

11.09.2015. Начали движение в 07:31. Сегодня мы отдыхаем от бесконечных горных серпантинов, затяжных подъемов и спусков, грейдеров и камней. Но расслабляться рано, ведь на сегодня запланирован длинный перегон. Мы спешим в Ферганскую долину, во второй по размерам город Киргизии — Ош. Между населенными пунктами Казарман и Длалл-Абад поднимаемся на перевал Кызылсу (3895м). Подъем долгий, затяжной, местами дорога узкая, разъехаться сложно. Грейдер очень пыльный, дышать нечем. После Джелалл-Абада дорога идет вдоль узбекской границы сильно петляя, объезжая пограничные поселки. Остановились на ночевку в 22:41. Пройдено 548км.

12.09.2015. Начали движение в 08:49. Ненадолго остановившись в Оше привести в порядок себя и технику, мы продолжаем движение на запад, оставив восточный базар «на потом». Дело в том, что в Ош мы еще вернемся в этой поездке, когда будем возвращаться обратно. Цель сегодняшнего дня – перейти границу и въехать в Таджикистан. Если всего пару дней назад мы мерзли в палатках от холода, когда температура опускалась до -5С, то сейчас же нас испытывала на прочность жара в +38С. Когда мы наконец-то прошли границу и увидели Сырдарьинское водохранилище, нам конечно же захотелось охладиться. Но уровень воды в водохранилище очень низкий, берега заболочены. В результате пришлось использовать лебедки, что бы выбраться обратно.  Остановились на ночевку в 20:19. Пройдено 408км.

13.09.2015. Начали движение в 07:28. Далее наш путь лежал в столицу Таджикистана – Душанбе, но перед этим мы решили хотя бы одним глазком увидеть Фанские горы. Те самые, про которые Юрий Иосифович Визбор написал: “Я сердце оставил в Фанских горах, теперь бессердечный хожу по равнине…” Фанские горы — Гиссарский и Зерафшанский хребты — относительно не высокие (всего несколько вершин выше 5 тысяч метров), но очень крутые и красивые горы, известные прежде всего своими бесчисленными озерами. Самое большое и известное из них — Искандеркуль — легенды связывают с походом Александра Македонского на Индию. По легенде, именно на берегу этого озера погиб легендарный конь полководца — Буцефал, что внесло свою лепту в трагическое окончание похода и смерть императора. Удивительным является и тот факт, что на берегу Искандеркуля находится небольшая и скромная дача Президента Таджикистана. Правда, из разговоров с местными охранниками следовало, что пользуются ей не часто, но факт остается фактом. Оставив позади асфальтовый перевал и Шахристанский туннель через Туркестанский хребет, сворачиваем к озеру.  От трассы, связывающей Душанбе с Худжандом, до озера идет обычная полузаброшенная, полузасыпанная, полуразвалившаяся горная дорога, проезжаемая на любом виде транспорта. Само озеро лежит на высоте более 2-х тысяч метров и представляет собой огромную чашу чистейшей воды бирюзового цвета в обрамлении горных вершин. В том месте, где к озеру подходит дорога расположена турбаза времен СССР. Мы же отправились в самый дальний угол озера, предприняв попытку объехать его по кругу. Но дорога быстро превратилась сперва в направление, потом в пешеходную тропу, а вскоре и вовсе исчезла среди камней. Уезжать же из этого места, похожего на рай, решительно не хотелось. Было принято решение разделиться на 2 части: первая остается ночевать на озере, вторая едет в Душанбе, забирать необходимые для дальнейшего пути пропуска и разрешения. В Душанбе прибыли поздно. Всему виной ремонт Анзобского туннеля, из-за чего весь автомобильный поток был пущен через перевал Анзоб (3373м). Дорога на перевал представляла из себя убитый грейдер в виде серпантина с очень затяжным подъемом (и спуском) и наличием очень плотного дорожного траффика и просто тучами пыли, из-за чего езда представляется весьма опасной. Пройдено за день 280км.

14.09.2015. Утром первая группа, проснувшись на озере, обнаружила следы медведя, который ночью приходил в лагерь, что ускорило процесс сборки лагеря. В 07:35 группа выдвинулась в Душанбе, где нам необходимо было сделать некоторое количество обязательных дел: зарегистрироваться в местном ОВИРе, получить разрешения на въезд в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана и пропуска в пограничные районы Памира. К сожалению, посещение нами столицы Таджикистана совпало с проведением там саммита глав государств, участников ОДКБ. Город был частично перекрыт полицией, движение затруднено, и мы спешно покинули город. Тем более, что впереди нас ждал настоящий Памир! В 16:40 мы покинули Душанбе и выдвинулись в сторону города Вахдат. Вечером, уже в темноте, в наш лагерь неожиданно приехал староста из соседней местной деревни. Нас заметили на склоне горы и приехали специально для того, чтобы пригласить в гости. Надо сказать, что в Таджикистане гостеприимство очень развито и имеет древние корни. Считается, что каждый гость приходит в дом по воле Аллаха. Угадать, добрый незнакомец или нет, невозможно, поэтому традиции велят принимать каждого, напоить горячим чаем, накормить лучшим из того, что есть, и положить ночевать на самое удобное место. Если странник потеряется, ему обязательно укажут путь, ведь в облике незнакомца как-то раз может постучаться сам Аллах.  Таким образом в древности передавались в том числе и знания о невиданных странах, да о чудесах, там творящихся — через долгие беседы с путешественниками за бесконечным чаем.

Наш же хозяин оказался владельцем придорожного кафе и, по совместительству, отцом 13-ти детей. Правда от двух жен, которые прекрасно ладят между собой. И это не считая внуков! В результате не успели мы моргнуть и глазом, как был накрыт стол, появился чай, фрукты, сладости. День закончился глубоко заполночь интересной беседой. Пройденно 175 км. Остановились на ночевку в 19:35

15.09.2015. Начали движение в 07:59. Сегодня наша цель – город Кулаи-Хумб. Добраться до Кулаи-Хумб, считающегося Северными воротами Памира можно двумя путями: вдоль пограничной с Афганистаном реки Пяндж, через город Куляб, и через перевал Хабурабат из долины реки Обихингоу. Вторая дорога считается более трудной и проходит через высокогорный перевал. Дорогу часто заваливает камнепадами и не всегда успевают вовремя расчищать, но именно так и шел классический Памирский тракт. В итоге выбираем именно этот вариант и начинаем движение. Дорожка весьма живописна, порой проходит почти по самому краю ущелья, порой забирает вверх в горы. На перевале Хабуработ (3252м) видим интересный стенд, который предупреждает о неразминированном со времени гражданской войны в Таджикистане минном поле. Далеко от дороги не отходим, делаем несколько снимков и едем дальше. Проехав город Кулаи-Хумб, мы движемся вдоль реки Пяндж, разделяющий территорию Афганистана и Таджикистана. С ночевкой здесь очень трудно. С одной стороны, пограничная зона у реки Пяндж, с другой — сплошная вереница кишлаков, перетекающие один в другой. Совсем отчаявшись в поисках лагеря, решаем заночевать на окраине кишлака, но наша стелс миссия была разоблачена хозяином крайнего дома, и отказаться от гостеприимства местных жителей у нас не вышло. Всего полчаса и нам был накрыт здоровенный стол. Встали на ночевку в 18:57. Пройдено 233км.

16.09.2015. Начали движение в 07:43. Проехав еще какое-то время вдоль Пянджа и вдоволь налюбовавшись красотами солнечного Афганистана, мы поворачиваем в ущелье реки Бартанг и планируем добраться до Сарезского озера. По пути нам встречается указатель на петроглифы, и мы решаем не упускать возможность насладиться наскальной живописью, тем более что нашим экскурсоводом в мире петроглифов выступил один из жителей окрестного кишлака, интеллигентный памирец, учитель химии в местной школе. Облазив все окрестные камни и небольшие пещерки, вдоволь пофотографировав, мы совсем не заметили, как световой день уже почти подошел к концу. Прощаемся с нашим гидом, немного отъезжаем в живописное ущелье и встаем на ночевку в 18:38. Пройдено 237км.

17.09.2015. Начали движение в 07:32. Проснувшись и собрав лагерь, мы продолжили движение к озеру Сарез. Хорошая дорога закончилась практически сразу, как только мы миновали первые же кишлаки. Дорога частично подтоплена, приходится ехать по руслу реки. Местами дорога смыта и приходится разбирать завалы или искать объезды через брод. Там же, где дорога поднимается на скалы даже мысли о возможности встречного разъезда не возникает — дорога вырублена в скалах точно под габарит автомобиля. И если зеркало не цепляет за стену, значит колесо идет прямо над обрывом! Вскоре мы добираемся до кишлака Борчадив — это последний населенный пункт в долине Бартанга. Здесь находится пост контроля и раннего оповещения о чрезвычайной ситуации МЧС Таджикистана. Через Бартанг переброшен подвесной мост. Переправить по нему автомобили можно, но далее пешая тропа уходит круто в верх: отсюда до Усойского завала еще 14 километров. Наши расспросы местного населения о возможности проехать дальше вызывают только смех: само то наше появление вызвало удивление, кишлак обслуживается в основном вертолетами по воздуху. Однако неспешная беседа за чаем все же дает надежду: да, в советские времена дорога была. Поднимаемся обратно на перевал и довольно быстро находим следы старой осыпавшейся дороги. Вот он серпантин, уходящий по склону вверх, в обход Усойского завала. Уходил… Сейчас склон обрушился и дорога засыпана, преодоление ее — отдельная экспедиция. Но у нас появляется мысль поискать возможность проезда с севера. И снова перевалы, реки и горные склоны. Но всякий раз, когда мы пробуем повернуть в сторону Сарезкого озера нас встречает непроходимая стена. Ну что ж, отрицательный результат тоже результат: с западной и северной стороны подъехать к Сарезкому озеру на автомобиле нельзя. Остановились на ночевку в 18:11. Пройдено 138км. Ночевали на высоте (3172м), и ночью опять поймали отрицательную температуру, -2С.

18.09.2015. Начали движение в 07:47. Высота медленно, но уверенно растет и все ближе подбирается к отметке 4 тысячи метров. Значит впереди водораздел. Сумеем ли мы его пройти? Дорогу преградил очередной осыпной склон. Здесь дорогой пользуются нечасто и поэтому склоны не чистят. Аккуратно на пониженной передаче и включив все блокировки первая машина начинает движение. Нет, осыпной склон ползет под колесами и тащит за собой машину в пропасть. Выходим на пешую разведку, пробуем расчисть небольшую горизонтальную полочку, организовать страховку. Практически вручную проводим первую машину. Следующим немного легче: склон утрамбован и не так предательски ползет под колесами. Ну вот и все, все машины успешно переправлены и можно двигаться дальше. А осыпь прямо на наших глазах продолжает ползти вниз — завтра здесь уже не проедет никто. В том числе и для нас теперь дорога есть только вперед. Непростой подъем на перевал Кокджара выводит нас на высокогорное плато. Уникальное место: на высоте порядка 3900 метров, мы вдруг оказываемся на идеально ровной равнине, позволяющей разогнаться до 80 км/час! А перед нами во всей красе стоит стена из снежных пиков высотой под 6 тысяч метров! А вот впереди показалось озеро Каракуль, вдоль которого проходит Памирский тракт. Ну что ж, еще одним автомобильным маршрутом на Памире стало больше!

Мы же пока оставляем озеро в стороне и поворачиваем на Мургаб — один из самых высокогорных жилых поселков в мире. Здесь есть заправка, базар и магазин, гостиница, несколько банков и сотовая связь — практически все блага цивилизации! Заправившись, мы снова уезжаем в горы, по совсем недавно построенной дороге, ведущей через перевал Кулма на знаменитое Карокорумское шоссе в Китае. Высота ночевок продолжает увеличиваться, и сегодня мы уже ночуем на высоте 3680м. Встали лагерем в 18:36. Пройдено 303км

19.09.2015. Начали движение в 07:55. Далее наш путь лежит в восточный Памир. Здесь сходятся границы трех государств: Таджикистана, Китая и Афганистана, здесь же встречаются и отроги величайших горных систем: Памира, Каракорума и Гиндукуша. На пограничной заставе внимательно проверяют наши пропуска и поднимают шлагбаум. Поднимаемся на перевал Кызылрабат, высота 4426 метров. Теперь несколько дней мы будем находиться на высоте свыше 4 тысяч метров.  Зато какие виды окружают нас! Здесь высоко и пустынно. Нет ни отар, ни хижин пастухов. Толи сказывается высота, толи близость к границе: с одной стороны, Китай, с другой — Афганистан. На редких озерах лежит лед. Тяжелые облака проплывают то совсем рядом над нашими головами, то сползают с горных пиков по ущельям и заволакивают долины тяжелым туманом. Пожалуй, это самое яркое место на всем маршруте. Здесь, улучшив момент, мы пытаемся подняться на максимальную высоту на автомобилях. Перед нами с вершины в пять с половиной тысяч метров вниз сползает ледник. Почему бы не попробовать доехать до него? Снизу путь подъема хорошо просматривается и не обещает трудностей. Однако все не так просто и вскоре набор высоты превращается в битву. Крутизна склона, осыпи и большие валуны преграждают путь наверх на высоте 4875 метров. Дальше только пешком. Что ж, и  это совсем не плохой результат!

Спускаемся вниз и продолжаем поиски дороги. Похоже, колесная техника не ходила здесь со времен передачи границы под контроль таджикским пограничникам. Ночь застала нас на подъезде к озеру Зоркуль, на высоте 4200 метров. Уйти от ночевки в высокогорье не получилось. Как только стемнело, температура опустилась до -8 и пошел снег — погода в горах зависит от высоты и меняется очень быстро. Но мы уже две недели на маршруте, неплохо адаптировались к высоте и готовы к любым трудностям. Встали на ночевку в 18:48. Пройдено 220км.

20.09.2015. Начали движение в 07:42. Мы движемся вдоль так называемого Ваханского коридора, всего в нескольких шагах от нас Афганистан. По сути, это все тот же Бадахшан, что и здесь, его населяют те же народы, у них общая культура, языки и многие семьи имеют родственников за рекой. Но в 1894 году в результате активного соперничества Англии и Российской Империи в Азии, земли Туркестана были поделены между Китаем, Россией и Индией, от которой в последствии перешли к Пакистану. А во избежание конфликтов двух соперничествующих империй, узкая полоска земли вдоль рек Памир и Вахан шириной местами не более 20-ти километров была передана Афганистану. Так и возник Ваханский коридор. Сейчас же разница в развитии двух провинций налицо: если в Таджикистане проложены дороги и построены капитальные дома в кишлаках, то в афганском Бадахшане тысячелетние овринги только сейчас начинают заменять на капитальные дороги. А дома в кишлаках представляют собой обычные прямоугольники, обмазанные глиной, с плоской крышей, на которой сушится кизяк. Лянгар, Ишкашим — эти кишлаки стояли на страже Великого Шелкового пути тысячи лет, охраняя проход вглубь Памира. Об этом говорят раскопки археологами старинных крепостей и буддистского монастыря. Ислам появился здесь значительно позже.  Стоят эти кишлаки и сейчас. Встали на ночевку в 18:53. Пройдено 261км.

21.09.2015. Начали движение в 08:16. Наша экспедиция словно возвращается в цивилизацию: после нескольких дней одиночества мы снова среди людей. Здесь есть кафе и заправки, а в знаменитых горячих источниках Памира наконец можно смыть пыль и грязь дороги. Вот и Хорог — столица Горного Бадахшана. Здесь уже вовсю пахнет большим городом: цивильно одетые люди, западная кухня, представители власти. Мы не долго задерживаемся в столице: помыть машины, да отведать вкусной таджикской еды. Консервы и сублиматы уже порядком поднадоели, а приготовить нормальную еду в высокогорье, когда вода кипит при температуре заметно меньше 100 градусов (на высоте 4500 метров, вода кипит уже при 85 градусах) и сварить в такой воде мясо или овощи довольно сложно.

Основная часть нашей экспедиции завершена. Мы посетили новые уголки Памира, подобрались вплотную к озеру Сарез и побывали у истоков реки Памир. Теперь же мы возвращаемся на Памирский тракт и берем курс снова на Мургаб. В этой части шоссе проходит через три перевала выше 4000 метров. Уже в темноте (в 19:50) мы приезжаем в Мургаб, где и остаемся ночевать. Пройдено 445км.

22.09.2015. Начали движение в 07:14. За Мургабом мы вновь поднимаемся на Ак-байтал. Теперь наш путь лежит практически строго на север. Перед нами синяя гладь озера Каракуль, а за ним снежные пики. Хорошо различим пик Ленина, переименованный в пик Абу Али ибн Сины. Само озеро лежит на высоте 3900 метров, что почти на 100 метров выше знаменитого озера Титикака в Андах. Любопытной особенностью Каракуля является то, что берега озера на значительном протяжении покоятся на льду, лёд залегает и на дне озера. О том, откуда взялся лёд, у учёных нет единого мнения. Одни считают, что это остатки древних ледников, другие предполагают, что лёд – современного образования. Как бы там ни было, но льды на берегах озера постепенно тают, в результате образовываются провалы, проливы, озерки и от берегов отделяются островки, а само озеро постепенно меняет свои размеры.

Вот и подъем в последний памирский перевал: Кызыл-Арт. Здесь проходит граница Таджикистана и Кыргызстана. Собственно здесь, на высоте 4 тысячи метров, находится только таджикский погранпост. Киргизский пункт пропуска расположен через 10 километров и на 500 метров ниже.  Спускаемся в Алайскую долину — место поразительной красоты. За нашей спиной огромной белой стеной возвышаются снежные пики Памира. А перед нами раскатистыми темными волнами разворачивается Тянь-Шань. Сюда же со стороны Китая подходят и отроги Куньлуня. Еще несколько уже порядком надоевших перевалов и Ош встречает нас словно старых близких друзей. Мы уже знаем гостиницу, в которой остановимся, знаем где будем есть плов и что обязательно пойдем завтра покупать на знаменитый ошский восточный базар. Знаем, что впереди нас ждет еще два дня пути по Киргизии, три дня по казахским степям мимо космодрома Байконур и несколько дней по родным перелескам нашей средней полосы. Черно-белый мир скал и снега постепенно сменится желтым цветом степей, потом появится зелень, вернутся запахи… Дома нас встретит буйство красок и тепло бабьего лета.  Но знаем мы и то, что обязательно вернемся в эти неприветливые горы, без которых теперь уже точно не сможем жить!

Выводы

По итогам экспедиции были сделаны следующие выводы:

  1. Маршрут интересен как в спортивном, так и в познавательном плане. Лучшее время для похода – конец лета: перевалы свободны от снега, броды преодолимы, нет невыносимой жары. Горные дороги расчищены от зимних лавин и весенних оползней, а так же от последствий летних селей. Много фруктов. На активную часть маршрута необходимо порядка 3-х недель.
  2. Обязательно использовать внедорожную технику с полным приводом. Обратить внимание на прочность резины на колеса и быть готовыми к ее самостоятельному ремонту в горах. Запас топлива – не менее 400км по бездорожью. Необходимо иметь в виду, что в намеченных местах для заправки топлива может не оказаться в наличии. Подготовить технику к топливу низкого качества и работе на больших высотах. Иметь запас масла на случай глубоких бродов. Опыт вождения в горных условиях, по каменистому грунту обязателен.
  3. Маршрут выбирать и строить с учетом необходимой акклиматизации группы к движению и ночевкам на высоте больше 4000 метров.
  4. Иметь в виду, что даже летом на высоте ночная температура может опускаться до нулевых значений и даже ниже.
  5. Возможна резкая и быстрая смена погоды, снижение видимости до нуля, осадки в виде как дождя, так и снега. В этом случае необходим запас времени, топлива и продуктов переждать непогоду.
  6. Необходимо понимать, что обстановка в регионе не совсем спокойная: имеют место этнически и межнациональные локальные конфликты, близость с Афганистаном добавляет нестабильности. Однако открытых боевых столкновений аналогичных событиям 2-3-х летней давности не наблюдается, власть в целом ситуацию контролирует.
  7. Регион является мусульманским, требует хотя бы общего знания и уважения местных обычаев и традиций.
  8. Для проезда через многие перевалы требуются пропуска или разрешения от пограничников, что не дорого и без проблем делают местные туристические фирмы. Не стоит пренебрегать оформлением соответствующих документов — это не сложно и не дорого, но поможет избежать ненужных конфликтов.
  9. в целом отношение как властей, так и местного населения к туристам и иностранцам, особенно к туристическим группам из России крайне благожелательное.
  10. Отдельно необходимо отметить жесткость ПДД в Казахстане и высокий размер штрафов за нарушения.

11.Следует проявлять особую осторожность в отношении минных полей , оставшихся с гражданской войны. Места стоянок в ущельях нужно выбирать заранее., поскольку это так же является проблемой.

Нравится? Поделись!