Маршрут 2 к.с. Южный Урал. Май 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Южный Урал
Категория сложности похода: 2 (Авто, Мото)
Протяженность активной части похода, км:  828
Сроки проведения: 01.05.15 — 04.05.15
Руководитель маршрута: Кислицын К.С.

Подробная нитка маршрута:

Уфа – Булгаково – Инзер – Белорецк – Тирлянский – Верхнеаршинский – урочище Машак – Верхнеаршинский – Николаевка – Тирлянский – Белорецк – Инзер – Булгаково – Уфа

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Протяженность, км Характеристика препятствия
1 Трасса Уфа – Булгаково – Инзер — Белорецк 242 Большая интенсивность движения, затяжные подъемы, спуски, серпантины
2 Тирлянский — Верхнеаршинский 66 Обводненная грунтовая дорога с сильной колейностью 2к.с. с элементами 4 к.с. брод р. Арша (глубина 70-80 см, сильная скорость течения), промоины на дороге
3 Верхнеаршинский – ур Мошак 30 Грунтовая дорога 4 к.с. с ледяными торосами (высотой 20-30 см), брод на ручье Мошаковский ключ, подъем на хребет Машак с большим уровнем снежного покрова (местами до 1 метра)

 Общая смысловая идея

Основной целью похода являлось знакомство с достопримечательностями Республики Башкортостан и Челябинской области, а так же повышение спортивного мастерства участников.

Изменения маршрута, состава группы и их причины

Пройти маршрут полностью помешали погодные условия, снежный покров на хребте Машак составлял до 1 метра. Так же дальнейшее движение стало не возможным в связи с поломкой автомобиля Suzuki Grand Vitara, у автомобиля порвало левую рулевую тягу. В результате было принято решение о возвращении, тем же маршрутом.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В основном весь маршрут пролегал по трассам и дорогам проходящим по населенной местности. В местах где дорог нет, аварийный выход должен был проводится по обратному, уже пройденному пути.

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Протяженность ориент., км Способ передвижения Метеоусловия
01.05.2015 1 Уфа – Булгаково – Инзер – Белорецк – Тирлянский — Верхнеаршинский 313 Авто Ясно
02.05.2015 2 Верхнеаршинский – Южно-Уральский заповедник 25 Авто, мото Ясно
03.05.2015 3 Ур. Машак – Верхнеаршинский – Тирлянский – Верхнеаршинский – Ур. Машак 152 Авто Ясно
04.05.2015 4 Ур. Машак – Верхнеаршинский – Тирлянский – Верхнеаршинский – Ур. Машак – Верхнеаршинский – Тирлянский – Белорецк – Инзер – Булгаково — Уфа 338 Авто, мото Ясно

Техническое описание прохождения группой маршрута

Утром 01.05.2015 в 05:00 выехали из г. Уфа по направлению к г. Белорецк двумя группами и к 11:00 были на точке сбора в поселке Тирлянский Белорецкого района Республики Башкортостан. Погода была ясная, температура воздуха прогревалась до +18-20°С.

После не продолжительных приготовлений, стартовали в 12.00 из поселка Тирлянский в сторону Верхнеаршинского по пути бывшей узкоколейной дороги. В данный период этот путь представляет собой грунтовую дорогу с участками колейности от грузовой техники (Фото №3, 4).

Некоторые машины падая в колею застревали (Фото №5), для вызволения из грязи применялись автомобильные электрические лебедки установленные на каждый автомобиль.

Следующим препятствием на пути был разрушенный мост через реку Арша. Мост 1912 года постройки находится в полуразрушенном состоянии, пригоден только для пешего прохода. Преодолевать реку пришлось в брод. В связи с весенним временем года, вода в реке существенно повысилась, уровень в русле составлял около 70-80 см и сопровождался быстрым течением, дно в месте брода было песчаное, без заиливания.

Перед проходом автомобилей брод был обследован членами экспедиции (Фото №7).

Далее на пути встречались только промоины из-за разрушенных водотоков в теле полотна бывшей железной дороги, но особых проблем с их преодолением не было.

В Верхнеаршинском нашли сотрудников Южно-Уральского заповедника, оформили пропуска, прошли инструктаж по технике безопасности при нахождении на территории заповедника и продолжили движение.

В 17.30 заехав на территорию заповедника останавливаемся на ночлег у избы лесников.

День второй. После подъема, собравшись продолжили движение по живописной территории Южно-Уральского природного заповедника.

Дорога среднего качества, особых трудностей при прохождении не возникало, местами скорость движения снижалась из-за небольших ледяных торосов.

К обеду наша колонна добралась до реки Юрюзань, перебраться на другой берег которой труда не составило, в этом месте лесниками в отличном состоянии поддерживается мост, оставшийся со времен постройки железной дороги.

Но, к сожалению следующий мост через ручей Мошакский ключ был разрушен (сожжен) и нам пришлось преодолевать его в брод.

Сразу после ручья мы вышли на поляну, которая когда-то была станцией Юрюзань. Когда-то это была большая деревня, но к сожалению до наших времен осталось только полуразрушенное здание локомотивного депо, на котором установлены памятные таблички двум Героям Советского Союза павшим во время Второй Мировой войны родом из этой деревни.

Здесь мы пообедали, передохнули и двинулись дальше. Дорога стала плавно подниматься все выше в горы, начал появляться снег.

На высоте около 800 метров над уровнем моря начал появляться снег, а к высоте 860 метров его слой резко стал увеличиваться. Нам удалось пробить дорогу на 500-600 метров двумя Нивами, а/м Suzuki двигался в конце колонны из-за своего клиренса (самая «низкая» машина в поездке). В районе 18.00 в результате ошибки водителя Suzuki, была порвана передняя правая рулевая тяга. Это произошло при лебежении автомобиля в левую сторону в то время как колеса были повернуты в противоположенную – правую сторону. Пытаясь починить автомобиль в полевых условиях одна часть команды осталась на месте ремонта, а вторая стала искать место под лагерь, пришлось возвращаться порядка 800 метров, туда где снега практически не было. Отбой в этот день был поздним в районе 24 часов.

Утром после завтрака приступили к ремонту и попыткам эвакуировать автомобиль Suzuki в обратном направлении. Рем комплект для рулевых тяг Chevrolet Niva немного помог в сложившейся ситуации, автомобиль получилось развернуть и в течение дня вытащить к лагерю, все действия по эвакуации выполнялись с использованием автомобильных электрических лебедок. В это время один экипаж выдвинулся в сторону Тирлянского для поиска запчастей.

На следующий день одна часть команды (автомобили Chevrolet Niva и Suzuki) остались в лагере и по мере возможности начали двигаться в сторону поселка Верхнерашинский.

Вторая часть команды (автомобиль Chevrolet Niva и 3 мотоцикла) сразу выдвинулась в сторону поселка Верхнеаршинский, куда должны были подвезти новую тягу и сопутствующий специальный инструмент. В районе обеда деталь была получена, мы вернулись к первой части команды, заменили не исправную тягу на новую и выдвинулись по направлению Верхнеаршинский – Тирлянский – Белорецк – Уфа.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Весь маршрут пролегал по дорогам указанным в навигаторе и картах. Так как поездка проходила в весенний период было (паводковый период) несколько потенциально опасных участков, это в основном броды на реках Арша и Мошакский ключ.

Перечень наиболее интересных природных и др. объектов на маршруте

Из природных объектов самыми интересными были Тирлянский пруд, хребет Машак, река Юрюзань из техногенных бывшая Белорецкая узкоколейная железная дорога (полностью демонтирована, осталось только земляное полотно), мосты на узкоколейной дороге 1912 года постройки.

Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения)

Средством передвижения в данном походе являлись 2 автомобиля Chevrolet Niva (ВАЗ21230), а/м Suzuki Grand Vitara и 3 кроссовых мотоцикла. Все автомобили имели колесную формулу 4х4, а так же все автомобили были оборудованы автомобильными электрическими лебедками. Каждый автомобиль был укомплектован: газовой горелкой, штыковой лопатой, реечным домкратом (Hi-Lift), мягкими эластичные стропами и элементами крепления, а так же огнетушителем и аптечкой. Экипаж был снабжен навигаторами, персональными компьютерами с подключенным датчиком системы позиционирования GPS. Для навигации использовались программные продукты Navitel (на навигаторах) и SAS.Planet (на ноутбке).

Стоимость проживания, питания, снаряжения, топлива

Данный маршрут был спланирован и пройден так, что бы финансовые затраты были минимальными. Экипаж ночевал в палатках, поэтому затрат на проживание не было. Расходы на топливо бензин АИ-95 составили около 15 000 рублей, АИ-92 около 5 000 рублей на весь маршрут.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Главным итогом было выполнение всех поставленных перед нами задач. С сожалению большое количество снега на вершине хребта Машак и поломка одного из автомобилей (Suzuki Grand Vitara) не позволил пройти весь маршрут. Тем не менее пройденный маршрут был интересен и насыщен как природными достопримечательностями, так и техногенными. Всего за поездку было пройдено 828 км из них порядка 400 км по грунтовым дорогам 4 категории сложности (обводненные участки, колейность, ледяные торосы, броды, большой уровень снега).

Повторное прохождение маршрута запланировано на осень 2015 года.

Нравится? Поделись!