Маршрут 3к.с. Балканские зарисовки. Август 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Прибалтика, Центральная Европа, Балканы
Категория сложности похода:  (Мото)
Протяженность активной части похода, км:  6830
Сроки проведения: 14.08.15 — 31.08.15
Руководитель маршрута: Морозов Ю.А.

Подробная нитка маршрута:

Санкт-Петербург – Псков – Алуксне – Даугавпилс – Зарасай – Августов – Варшава — Ченстохова – Брно – Вена – Порторож – Неум – Дубровник – Корчула – Цетинье – Петровац – Подгорица – Сремски Карловцы – Эгер – Белосток – Пярну – Санкт-Петербург

График движения

1 день (14 августа) Санкт-Петербург– Псков – госграница (Шумилкино) – Эстония – Алуксне (Латвия) – Резекне – Даугавпилс – Зарасай (Литва) . 705 км
2 день (15 августа) Утена – Алитус – Августов (Польша) – Варшава – Ченстохова – Козегловы 895 км
3 день (16 августа) Острава (Чехия) – Брно – Микулов – Вена (Австрия) – Грац – Марибор (Словения) – Порторож. 930 км
4 день (17 августа) Днёвка в Портороже. Экскурсия в Пиран.
5 день (18 августа) Порторож – Предъяма — Порторож 140 км
6 день (19 августа) Риека (Хорватия) – Шибеник – Неум (Босния и Герцеговина) – Дубровник (Хорватия) 700 км
7 день (20 августа) Отдых в Дубровнике, пешеходные экскурсии
8 день (21 августа) Отдых в Дубровнике, пешеходные экскурсии
9 день (22 августа) Стон – Оребич – Паром на остров Корчула — Корчула 145 км
10 день (23 августа) Отдых на острове Корчула, пешеходные экскурсии
11 день (24 августа) Отдых на острове Корчула, пешеходные экскурсии
12 день (25 августа) Паром до Оребич – Дубровник – Котор (Черногория) – Цетинье – Петровац 345 км
13 день (26 августа) Днёвка в Петроваце
14 день (27 августа) Петровац – Подгорица – Ужице (Сербия) – Сремски Карловцы 540 км
15 день (28 августа) Сегед (Венгрия) – Будапешт — Эгер 450 км
16 день (29 августа) Мишкольц – Кошице (Словакия) – Прешов – Жешув (Польша) — Белосток 815 км
17 день (30 августа) Сувалки – Каунас (Литва) – Паневежис – Бауска (Латвия) – Саласпилс – Салацгрива – Пярну (Эстония) – Пайде – Азери. 895 км
18 день (31 августа) Нарва – госграница (Ивангород) – Санкт-Петербург 270 км

Характеристика района путешествия

Путешествие охватило 13 стран в трех географических регионах Европы: Прибалтика (Эстония, Латвия, Литва), центральная Европа (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия), Балканы (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия).

Маршрут состоял из заброски и значимой части. На обратном пути специально посетили венгерский город Эгер, крайне интересный с исторической точки зрения.

Выезд в шенгенскую зону осуществлялся через Псков — Эстонию из визовых соображений. Это привело к увеличению пробега в первый день. Дорога А13 на участке Резекне-Даугавпилс на всём протяжении ремонтировалась, было несколько участков реверсивного движения, а также снятого асфальта, что вызвало нерасчётные задержки в пути. Первая остановка, литовский город Зарасай, находится в так называемом «озёрном крае», это живописная местность, которая может быть рекомендована для отдельных поездок невысокой категории сложности.

Путь по Литве до польской границы не заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку был пройден с максимальной экономией времени. На границе снова встретили обширный ремонт дороги с объездами, что повлекло за собой очередные задержки. От Августова на Варшаву построен новый автобан с ограничением скорости 140 км/ч, что позволило нагнать потерянное в приграничье время. Варшаву прошли транзитом, сквозная дорога через польскую столицу очень удобна.

В Ченстохове посетили монастырь Ясна Гора – духовный центр польского католичества. Незапланированно, наша поездка пришлась на праздник Успения Богоматери, удалось пронаблюдать праздничное богослужение и процессию польского высшего духовенства.

Перегон до словенского побережья через Чехию и Австрию вновь был оптимизирован по времени без осмотра достопримечательностей.

Первая большая остановка была на Адриатическом побережье в городе Порторож. Словенская часть побережья очень невелика, но включает в себя древний и интересный город Пиран, находящийся в пешеходной доступности от Порторожа. В старину это была часть Венецианской республики, в городе сохранилось множество памятников архитектуры средних веков.

Недалеко от Порторожа, на плато Карст, находится уникальный замок Предъяма, встроенный зодчими древности в огромную пещеру в горе. Осмотру этой достопримечательности мы посвятили отдельный день. Место заслуживает особого внимания, как за необычную архитектуру, так и как исторический объект с очень интересным прошлым. Также по дороге от Порторожа можно посетить несколько соборов XII-XIII веков. Особо стоит отметить церковь Троицы в Hrastovlje, где сохранились фрески XV века.

Далее мы отправились вдоль побережья Адриатики на юг, в Дубровник, место, популярное среди всех видов туристов. По дороге можно свернуть в один из многочисленных курортных приморских хорватских городков, все они чем-то похожи, все с интересным прошлым и богатой историей. Однако нас заинтересовал именно Дубровник, поскольку этот город наиболее широко известен среди соседних. К тому же, в нём проходили съёмки популярного телевизионного сериала «Война престолов». К сожалению, это сослужило городу плохую службу, здесь слишком много туристов, и, хотя город действительно очень красив, рассмотреть его практически невозможно, мешают толпы людей.  Приморская дорога на подъездах к Дубровнику чрезвычайно живописна и заслуживает упоминания сама по себе как достопримечательность.

Чтобы избежать перенаселенности туристического центра, каким для Хорватии является Дубровник, стоит уехать на острова. Мы выбрали остров Корчула. С полуострова Пелешац, из городка Оребич туда ходит паром, а по дороге мы проехали Большой и Малый Стон – фортификационное сооружение, перекрывающее весь полуостров самой длинной крепостной стеной в Европе. Надо сказать, что стена невыдающаяся, но интересна именно как таковая. В начале лета на всём полуострове бушевали лесные пожары, местами пострадали и дома, общий вид местности с сохранившимся запахом гари весьма удручающий.

Корчула оправдала наши ожидания. Одноименный центральный городок острова имеет не менее красивую чем в Дубровнике крепость, а туристов здесь на порядок меньше. Можно ходить по узким старинным романтическим улицам, не сталкиваясь поминутно плечами. Еще из интересного – старинный дом-музей знаменитого путешественника Марко Поло.

Вернувшись на континент, отправились дальше на юг, в Черногорию. Здесь самая интересная природа и самые красивые дороги. Необычный для Балкан объект – настоящий фьорд, Которская бухта. Вокруг него идет живописная дорога, а дальше, вверх, к старинной черногорской столице Цетинье ведёт сложный серпантин – Которская лестница. Поднявшись по ней, и посетив Цетинье, мы планировали достичь мавзолея Негуша, фактического основателя современного черногорского государства, однако горные дороги сильно ограничивали скорость передвижения, и этот объект пришлось оставить в стороне.

Петровац – типичный курортный балканский приморский городок. Здесь интереса заслуживает монастырь Градиште, расположенный на горе над морем. В самом Петроваце есть несколько рядовых руин, осмотр которых при желании может составить интерес.

Путь к дому начался проездом по берегам Скадарского озера. Место живописное, но его слава несколько преувеличена. А вот за современной столицей Черногории, Подгорицей, начались фантастические горные пейзажи. Горы на границе Сербии и Черногории очень красивы и заслуживают посещения.

Следующая наша остановка была в сербском городе Сремски Карловцы. Город интересен сразу с двух ракурсов: здесь духовный центр сербского православия с несколькими выдающимися соборами, и здесь был один из центров русской белой эмиграции. Посетили памятник П.Врангелю, личности неоднозначной, но оставившей свой заметный след в истории.

Из Сербии переехали в Венгрию, заночевав в городе Эгер. Сюда ехали целенаправленно, в городе интересная крепость и он примечателен тем, что был самой северной точкой турецкого завоевания в средние века. Как напоминание о тех временах, сохранён минарет, на вершине которого установлен крест, как символ победы над турками. Город вообще привлекает архитектурой, много красивых соборов и старинных домов.

От Эгера путь домой шёл без остановок и экскурсий, поэтому эта часть маршрута не заслуживает более подробного рассмотрения. В Словакии еще раз проехали через Дукельский перевал, место ожесточенных боёв времен Великой Отечественной войны. Здесь стоит знаменитый памятник «танковый таран».

Техническое описание маршрута

Стартовали из Санкт-Петербурга, пересечение границы на МАПП Шумилкино сложностей не представляет, мотоциклы традиционно пропускаются вне очереди. Трасса A13 на участке Резекне – Даугавпилс ремонтируется, много кусков реверсивного движение, есть снятый асфальт и движение осуществляется по грунту. На подъездах к польскому Августову также много ремонтов дороги, часть трассы закрыта, объезды по второстепенным дорогам сельского качества. От Августова на Варшаву проложен новый автобан высочайшего уровня.  Через Варшаву идёт транзитный коридор, позволяющий проехать через город без задержек. На юго-запад от Варшавы уходит трасса S8, за Катовице переходящая во всеевропейскую дорогу А1. На всём протяжении претензий к качеству дороги нет.

В Австрию из Чехии въехали в Микулове. Здесь обязательна покупка австрийских автобанных виньеток. За виньетки лучше платить наличными, это дешевле. Через Вену аналогично Варшаве проходит транзитный коридор, позволяющий избежать городских пробок.

На въезде в Словению также необходимо приобрести виньетку, других сложностей езда по этой стране не составляет, отличные автобаны с тоннелями через горы. В сельской местности асфальт или ухоженные грунтовки.

Маршрут с севера на юг E71-E65 по Хорватии платный, но стоимость его необременительна, а высочайшее качество дороги, зачастую прорубленной в скалах, не вызывает сомнений в обоснованности оплаты. Непосредственно перед Дубровником трасса проходит через так называемый «Неумский коридор», небольшой участок, где к морю выходит территория Боснии и Герцеговины. Пограничники наличествуют только с хорватской стороны границы, выезд из Хорватии отмечается в паспорте полноценно. С боснийской стороны граница не контролируется вообще, паспортный контроль отсутствует. Город Неум, единственный посещенный нами город Боснии, оставил странное впечатление смеси всех балканских религий. Передвигаться по Боснии следует крайне аккуратно, дороги разбиты, а местное население категорически плюёт на все правила дорожного движения.

От Неума дальше на юг начинаются непрерывные серпантины, которые продолжаются до границы Албании и Черногории. Езда сопряжена с определенными трудностями, в дождливую погоду дорога скользкая, в солнечную жара переваливает за 30 градусов, и мотоциклы начинают перегреваться на подъемах.

Полуостров Пелешац летом 2015 года был зоной лесных пожаров. К моменту путешествия  они в основном были потушены, но остановиться вне трассы на сплошной гари негде, воды и заправок нет, дорога местами разрушена. Перегон от Стона до порта Оребич небольшой, чуть больше 60 км, но его следует планировать безостановочным по этим причинам, скорость на этом участке редко превышает 40 км/ч.

Остров Корчула холмистый, с изрезанным береговым рельефом. К самым интересным местам ведут грунтовые дороги, проходимые на тяжелых мотоциклах.

В Черногории нормальных дорог две: это E80 от хорватской границы вдоль побережья до Петроваца, и от него сворачивающая на Подгорицу и далее до сербской границы и E851 от Петроваца в сторону Албании. Все остальные направления – грунтовки или очень скверный асфальт. Постоянно встречается скот. Корова на дороге – обыденность, нужно постоянно быть внимательным. Следует с осторожностью относится к картам, обозначенные на них дороги могут прерываться неожиданно непроходимыми участками, в окрестностях Цетине мы были вынуждены возращаться 15 км, наткнувшись на каменную осыпь, закрывшую дальнейший путь. Еще одна особенность черногорских дорог – фрезерованный асфальт в поворотах, что крайне осложняет управление мотоциклом. Полиция в Черногории работает «в засадах», по образцу российского ГАИ 90-х годов, аналогично встречные водители предупреждают миганием фар.

Самый интересный и технически сложный участок – старая дорога Котор – Негуши –Цетине.

От Которской бухты серпантин в 25 поворотов поднимается на высоту в 1000 метров. Дорога узкая, местами машины разъехаться не могут, сделаны расширения для пропускания встречных. С вершины подъема открывается фантастический вид на окрестности. Далее дорога еще сужается и идёт по склонам горы Ловчен на высотах 1000-1500 метров до старой столицы Черногории Цетине. Местами каменистые грунтовки, отбойники над пропастью часто отсутствуют. Однако, красоты природы этих мест возмещают эти сложности.

При движении по горным дорогам следует четко следить за продолжительностью светового дня. Темнеет в горах очень быстро, а передвигаться в этих условиях в темноте смертельно опасно. Из этих соображений мы были вынуждены отказаться от запланированного посещения мавзолея Негуша на вершине горы Ловчен, светлого времени суток уже не хватало. Также следует учитывать, что в горах заправки редки, а расход топлива возрастает.

Дорога от Петроваца в сторону Сербии качественная только на участке до Подгорицы. Далее до сербских Ужиц идёт непрерывный горный серпантин, позволяющий держать среднюю скорость не более 40 км/ч. О сложности местности говорит тот факт, что пограничные переходы Черногории и Сербии разнесены на несколько километров. Чтобы поставить их рядом, просто нет достаточно ровной площадки.

На этом участке встречаются камнепады и повреждённое полотно дороги. Особенностью сербских водителей является прохождение поворотов по центру дороги с выходом на встречную полосу, это может послужить причиной аварийной ситуации.

Равнинная Сербия в окрестностях Белграда и севернее не вызывает проблем.

Пограничный переход Хоргош между Сербией и Венгрией встретил нас огромным затором на несколько километров. Через несколько дней это закончилось конфликтом между властями и мигрантами. Накалённую и опасную обстановку мы наблюдали своими глазами. Только благодаря мотоциклам мы смогли продраться через очередь, венгерские пограничники лояльно нас пропустили.

Венгрия и Словакия затрудняли передвижение только очень высокой температурой воздуха, превышавшей 30 градусов. Похолодало до комфортного уровня только в Польше.

Польская дорога 19 – плохой вариант для транзита с юга на север. Это был неудачный выбор, дорога идёт через населённые пункты с постоянным ограничением скорости и забита грузовиками. Это был один из самых утомительных перегонов за всё путешествие. Дальнейший транзит через Прибалтику непримечателен и несложен.

Горючее и продукты есть на всем протяжении маршрута, за исключением горных областей Черногории.

Все балканские города характеризуются крайне хаотичной застройкой, узкими улицами с крутыми спусками и подъемами. Часто встречается мощение булыжником. Передвижение по ним затруднено.

Для обеспечения навигации использовался мотоциклетный аппаратный Garmin Zumo.

Обеспечение безопасности

  1. Соблюдение правил дорожного движения согласно требованиям каждой страны, предварительное ознакомление с ними.
  2. Движение с включенным ближним светом фар на всем маршруте.
  3. Наличие полной качественной мотоэкипировки (шлемы, мотоботы, мотоперчатки, куртки и брюки с защитными вставками).
  4. Наличие светоотражающих элементов на экипировке и багаже.
  5. На горных участках маршрута — снижение скорости до безопасной, на спусках экономия ресурса тормозов при акцентировании на торможении двигателем, поскольку при резком изменении дорожной обстановки перегретые тормоза могут не справиться с создавшейся экстремальной ситуацией (резкий поворот, препятствие, животные на дороге).
  6. Контроль светового дня при передвижении по необорудованным горным дорогам.
  7. Повышенная концентрация внимания и выбор безопасной скорости на участках дороги, мощеных брусчаткой, булыжником, грунтовых и сильно разбитых, во избежание падений.
  8. Правильная развесовка багажа на мотоцикле.
  9. Тщательное крепление мотоциклов на паромных переправах
  10. Запас воды в пути.
  11. Наличие дождевых комбинезонов, непромокаемых рукавиц и бахил.
  12. Ознакомление с правилами прохождения погранпереходов и списками запрещенных к провозу предметов и товаров. Наличие всех необходимых документов.

Выводы и рекомендации

Маршрут интересен как в спортивном, так и в этнографическо-познавательном плане. Желательно использовать вседорожную технику, длинные асфальтовые перегоны между значимыми участками требуют универсального мотоцикла класса туристического эндуро. Запас бензина не требуется – хватает штатного бензобака, рассчитанного на 250-300 км. пути. Опыт вождения тяжелого мотоцикла в горных условиях, по каменистому грунту обязателен, особенно коварны участки крупных камней, они чреваты падениями и требуют опыта владения мотоциклом на неудобном дорожном покрытии. Более асфальтовый BMW при передвижении вне дорог показал себя плохо, но он отыгрывал своё на автобанах. Тем не менее, по сумме впечатлений Triumph Tiger подходил к данному походу лучше.

Из-за сочетания коварных горных дорог и скоростных участков требуется полная защитная экипировка. В условиях осадков не обойтись без полностью непромокаемого комбинезона, требуется также защита обуви и перчаток, поскольку в условиях многодневного дождя без такой защиты они промокают независимо от качества.

Опыт пилотов позволил избежать падений даже на самых экстремальных участках.

Поездка проведена точно по плану, получен новый опыт дальнобойных путешествий в совершенно разных условиях, осмотрены новые замки, получены навыки долгого передвижения по серпантинам, дорога принесла нам встречи с мотопутешественниками из разных стран.

Нравится? Поделись!