Маршрут 5 к.с. Памир. Июль-Август 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Казахстан, Таджикистан, Киргизия
Категория сложности похода: 5 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  8560
Сроки проведения: 18.07.15 — 09.08.15
Руководитель маршрута: Парфенова Ю.В.

Подробная нитка маршрута:

г. Новосибирск – г. Экибастуз – оз. Балхаш – г. Токтогул – г. Кетмен-Тебе – г. Ош – г. Баткен – г. Исфара – г. Худжанд – г. Ура-Тюбе – оз. Искандеркуль – пер. Онзоб, 4 к.т., 3372 – г. Душанбе – г. Нурек – г. Вахдат – р Шахдара – долина р. Бодомдара – кишлак Ишкашим – кишлак Ямчун – оз. Яшилькуль – г. Мургаб – пер. Ак-Байтал, 5к.т., 4655 – оз. Каракуль – пер. Кызыл-Арт, 5 к.т., 4200 – г. Ош – г. Нарын – пер. Тоссор, 5к.т., 3980 – оз. Иссык-Куль – г. Каракол – аул Кеген – Национальный парк Алтын-Эмель – г. Ушарал – пос. Шемонаиха – г. Новосибирск

Организация прохождения маршрута

При подготовке маршрута был собран материал, исторические справки, изучались отчёты, особенно по району Памирского Тракта. Для успешного прохождения маршрута изучался список необходимых документов для посещения каждой страны, а так же списки запрещенных предметов для ввоза на территорию этих стран. Достоверная информация только на сайте Консульского департамента МИД России
http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Казахстан.aspx Казахстан
http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Киргизия.aspx Киргизия
http://www.kdmid.ru/docs.aspx?it=/Таджикистан.aspx&lst=country_wiki Таджикистан
Так как в просторах интернета написано много противоречивой информации, мы подали официальный запрос в посольство РФ в Таджикистане, и получили подробную инструкцию о следующих действиях.
Изучалась литература по истории Таджикистана. Был составлен список наиболее интересных достопримечательностей, которые хотелось посмотреть..
Подробно изучили сведения по климатическим условиям и возможным экстремальным ситуациям в районе следования экспедиции.
Набиралась команда с учётом подготовки автомобилей и туристического опыта участников.

Сведения о районе прохождения маршрута

Сибирский Марафон прошел на территории России и постсоветского пространства: Казахстана, Киргизии и Таджикистана Ни в одной стране мира не было такого разнообразия красот природы, как в Советском Союзе. И в этом параде красоты у Памира было своё особое место. Памир был самой высокогорной частью СССР. Но не только высота горных вершин отличала Памир от других красивейших мест страны. Он расположен в Центральной Азии между горными системами Гиндукуша и Каракорума на юго-западе, хребтами Гиссаро-Алая на севере и Куэньлунем на востоке. Через него шёл, хотя и не простой, караванный путь из Индии и Передней Азии в Китай и из Индии в Среднюю Азию. Караванные тропы в разных частях Памира были участками Великого Шёлкового пути. Памир был связующим звеном между древними цивилизациями. По древним караванным тропам прошли через Памир искатель буддийских рукописей и ученый китаец Сюань Цзан, венецианский купец и путешественник Марко Поло, португальский католический миссионер Бенедикт Гоэш. По преданию дошел до Памира и Александр Македонский. Многие жители Памира считают себя потомками его воинов. Легенды придали Памиру таинственность. Некоторые мыслители помещали там центр древнейшей цивилизации. Другие считали его обиталищем «снежного человека». Памир – всегда отличался самобытной культурой и обособленностью от соседей. Сегодня это один из немногих уголков мира, оставшихся почти не тронутыми цивилизацией. Горцы живут, как жили их прадеды, – разводят яков, пашут землю, едят простую пищу и строят дома без окон. Красота, благородство, спокойная величавость Памира поражают с первого взгляда. Свою суровость и грозность он может показать не сразу – даст время оценить опасность. Гармония этих качеств неодолимо притягивает к себе и неопытных юнцов, и уже потерявших силы пенсионеров, и профессионалов геологов, гляциологов, ботаников, метеорологов, шофёров, лётчиков, альпинистов и туристов. Таких мест на Земле с каждым годом остается все меньше, а потому увидеть Памир – настоящее удовольствие. Одни лишь местные географические названия будоражат воображение: Памирский тракт, пик Коммунизма, Горный Бадахшан. Многие из побывавших на Памире попали в плен его непостижимого очарования до конца жизни. А маршрут по Памирскому тракту на автомобиле неизменно входит в списки самых захватывающих приключений в мире. Нитка Памирского тракта огибает Памир с востока, юга и запада. Это одна из самых сложных в мире автодорог, длиной более 700 километров. Начинается она в городе Хорог в Таджикистане, проходит вдоль границы с Афганистаном и Китаем, заканчивая свой путь в городе Ош в Киргизии. Эта дорога непредсказуема и пустынна — здесь несколько перевалов высотой более 4000 метров. В советское время много усилий тратилось на поддержание трассы в рабочем состоянии, а теперь она стала чрезвычайно опасной. Памирский Тракт являлся основной целью нашей экспедиции, а по пути нас ждало еще очень много интересного. Озеро Искандеркуль (39° 4″17.17″С; 68°22″1.66″В) — самое большое озеро Фанских гор, расположено на высоте 2068 м над уровнем моря. Озеро имеет форму неправильного треугольника с закругленными углами. Площадь 3,5 кв. км, наибольшая глубина 72,0 м. Озеро Искандеркуль – жемчужина Памиро-Алая, его называют сердцем Фанских гор. Со всех сторон его окружают громады гор, образуя в отдельных местах неприступные обрывы. Самая высокая из окрестных вершин – гора Кырк-Шайтан возвышается почти на четыре километра над
уровнем моря, да и остальные лишь на пятьсот — семьсот метров ниже, так что над гладью вод Искандеркуля они возвышаются на километр и больше. Бирюзовый цвет озерной воды эффектно контрастирует с красно-коричневыми скалами на горных склонах
Нуре́кская ГЭС. Гидроэлектростанция вблизи города Нурек в Таджикистане на реке Вахш. Входит в состав ОАХК «Барки Точик». Считается, что мощность станции составляет 3,0 ГВт, однако на номинальном режиме работы её установленная мощность якобы не превышает 2,75 ГВ. Гидроэлектростанция обеспечивает около 75 % всей выработки электроэнергии в республике, однако не покрывает её потребностей, вследствие чего Таджикистан вынужден импортировать электроэнергию из Узбекистана и Киргизии. Горный Бадахшан (ГБАО) является удивительной горной страной. Во всем мире есть только два подобных места: Тибетское и Боливийское высокогорья. Добраться до Горного Бадахшана можно по одной из самых высокогорных в мире автодорог – Памирскому Тракту протяженностью 728 км. Через самый высокий в СНГ перевал Ак-Байтал (4 655 м.), пересекая глубочайшие ущелья, высокогорные пустыни, где только яки способны найти себе скудный корм. Вахан, Ваханская долина, Ваханский коридор – так называют одно из интереснейших мест на земле. Живописная долина названа так по имени протекающей по ней реки Вахандарья, впадающей в легендарную пограничную реку Пяндж, находится на юго-востоке Таджикистана и разделяет между собой Таджикистан с Пакистаном через узкую (от 20 до 50 км.) и длинную (200 км. от Таджикского поселка Ишкашим на востоке до перевала Такмансудаван на западе на афгано-китайской границе) полоску территории Афганистана. Часто его называют Ваханским коридором, зажатым с севера Памирскими хребтами (Шахдаринский и Аличурский) и горами Гиндукуша с юга. Несмотря на то, что местность эта чрезвычайно трудна для перехода, с давних времен Ваханский коридор использовался в качестве оживленного торгового маршрута, одного из ответвлений Шелкового Пути между Бадахшаном и китайским Яркендом. Именно здесь в 1271 г. прошел всемирно известный итальянский купец и путешественник Марко Поло. Эти места помнят и войска Александра Македонского и арабского Халифата, монгольские полчища. В конце XIX в. Здесь разворачивалась непримиримое соперничество двух супердержав того времени Великобритании и России. Поэтому ваханцы впитали в свою культуру причудливую и яркую смесь различных религий, традиций и систем, при этом сохранив ощущение единства и гармонии с окружающими их величественными горами.
Памирский тракт – знаменитая дорога Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) в Таджикистане. Это часть федеральной трассы М-41, проходящей от города Ош в Киргизии до столицы Таджикистана Душанбе. Памирский тракт – самая высокогорная автомагистраль на всей территории постсоветского пространства. Тракт был построен в 1931-1934 годах. Автомобильные перевалы, по которым проходит дорога также самые высокие в СНГ. Памирский тракт условно делится на две части: восточную и западную, центром разделения является город Хорог – столица ГБАО.
Участок Ош-Хорог, длиной 700 километров – одна из самых сложных и высокогорных дорог мира. В первые годы эксплуатации дороги, водителю, совершившему по Памирскому тракту три рейса давали орден. Озеро Яшилькуль (в переводе с тюркского «Зелёное озеро»). Названо так по темно-зеленому и бирюзовому цвету воды в озере. И считается одним из красивейших озер Памира. Озеро образовалось много сотен лет назад в результате обвала, вызванного сильным землетрясением, запрудившего долину реки Аличур. Озеро Яшилькуль расположено на абсолютной высоте 3734 м, температура воды в озере не бывает выше +14 градусов С. Вода чистая и прозрачная. Источник «Ак-балык» (белая рыба). Он примечателен тем, что в прозрачном источнике чистейшей воды, диаметром около 10 метров, проживает очень большое количество форелей. Они не пуганы человеком, и при появлении людей подплывают к берегу в ожидании подкормки. Для местных жителей данный источник считается священным.
Перевал Ак-Байтал (белая кобыла — кирг.) — перевал на Вост. Памире, на высоте 4655 м (Таджикистан). Расположен в водораздельной перемычке между хребтами Сарыкольским и Музкол, отделяющей верховья рек Музкол (басс. оз. Каракуль) и Юж. Акбайтал (басс. Оксу – Мургаба). Ак-Байтал является самым высокогорным автомобильным перевалом на Памире, а также в СССР! озеро Каракуль Самым большим озером Памира является соленое уникальное озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Его наибольшая глубина – 236 метров. Считается, что оно образовалось в ледниковый период. Кызыл-Арт, Кызыларт – перевал в Заалайском хребте на Памирском тракте на границе Кыргызстана и Таджикистана. Через перевал идёт автодорога Ош-Хорог. Высота перевала 4280 метров над уровнем моря. С севера, из Алайской долины, подъём на перевал довольно пологий, по живописному ущелью, где открываются панорамы ледников и заснеженных вершин. Спуск с перевала на юг в ш ирокую пустынную долину реки Маркансу относительно крутой Озеро Иссык-Куль — крупнейшее озеро Киргизии и одно из самых глубоких озёр в мире. Иссык-Куль расположено на северо-востоке страны, между горными хребтами Тянь-Шаня, на высоте 1609 метров над уровнем моря. Название иссык-куль в переводе с киргизского означает горячее озеро. Озеро так прозвали благодаря его свойствам не замерзать даже в самые суровые зимы. Вода здесь солоноватая, а за лето толща воды накапливает достаточно тепла, чтобы препятствовать образованию льда. Размеры озера впечатляют — его общая площадь составляет 6236 квадратных километров, а глубина в некоторых местах превышает 700 метров. По прозрачности и чистоте воды Иссык- Термальные источники Алтын-Арашан расположены в живописной долине, в зоне альпийских лугов. В одном из красивейших ущелий в Кыргызстане находящемся на северных склонах хребта Терскей Ала-Тоо. К источником ведет одна из самых экстремальных дорог к туристским достопримечательностям окрестностей озера Иссык-Куль, и может быть преодолена только джипами с высоким клиренсом, Национальный парк Алтын-Эмель В самом сердце Центральной Азии, в ста пятидесяти километрах от Алматы (самого большого города Казахстана), южнее хребта Джунгарский Алатау, расположен крупнейший в Казахстане национальный парк Алтын-Эмель. Площадь первого национального парка Казахстана составляет пятьсот двадцать тысяч гектар. Государственный национальный природный парк Алтын-Эмель создан десятого апреля 1996 года постановлением правительства РК для сохранения уникального природного комплекса правобережной части реки Или и редких видов животных и растений.
Территория национального парка состоит из западных отрогов Джунгарского Алатау, пустынных гор Катутау, Актау, Улькен и Кши-Калканы и уникального памятника природы Поющий бархан(Айгайкум), который находится в 182 километрах к северо-востоку от Алматы. «Поющий Бархан» производит неизгладимое впечатление. Вся песчаная гряда занимает площадь около десяти квадратных километров. Длина песчаного гребня достигает трех километров, ширина – около пятиста метров, а высота превышает сто метров. «Поющий бархан» имеет своеобразное очертание – форму полумесяца.
Колыванское озеро (Саввушка) – озеро у подножия северного склона Колыванского хребта в Змеиногорском районе Алтайского края на высоте 337 м над уровнем моря. Площадь 4,2 км², длина 4 км, ширина 2 км, наибольшая глубина около 3[1] м.
Озеро проточное, пресное, впадает и вытекает река Усть-Колыванка, которая в истоке носит название Колыванка местами заросли кустарником. Дно илистое, мощность ила до 1,5 м. Характерны причудливые формы выветривания береговых скал.
В озере растёт реликтовое растение, остаток древней флоры, распространённой в Сибири до четвертичных оледенений, – водяной орех чилим, однолетнее водное растение семейства Дербенниковые.

Техническое описание маршрута в файле PDF

Нравится? Поделись!