Маршрут 6 к.с. Ямал, Таймыр. Февраль-Март 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: полуостров Ямал, полуостров Таймыр
Категория сложности похода: 6 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  10829
Сроки проведения: 20.02.15 — 23.03.15
Руководитель маршрута: Задорожная Ю.С.

Подробная нитка маршрута:

г. Новосибирск – г. Нижневартовск – г. Сургут – п. Тазовский – п. Мессояха – п. Тухарт – г. Дудинка – п. Мунгуй – с. Байкаловск – п. Воронцово – пгт Диксон – г. Дудинка – г. Норильск – п. Волочанка – с. Новорыбная – п. Попигай –  с. Хатанга – с. Юрюнг-Хая – с. Оленек – с. Саскылах – г. Удачный – г. Мирный – г. Красноярск – г. Новосибирск

Цели маршрута

В 2015 году клуб Off Road Master планирует совершить экспедицию в еще один порт Северного морского пути – поселок Диксон.

Северный морской путь – одна из важнейших транспортных магистралей страны, пролегающая в суровых условиях заполярья. Основные форпосты расположенные вдоль Севморпути – Мурманск, Амдерма, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Это не только пункты технической и метеорологической поддержки, это живая история освоения Русской Арктики, и, чтобы стать к ней ближе, не обязательно проводить время в пыльных архивах, а можно самому побывать в этих городах, пообщаться с людьми, которые участвовали в создании и освоении Севморпути.

В копилке экспедиций нашего клуба уже есть путешествия в Дудинку и Амдерму, следующей точкой этой серии маршрутов, растянувшейся на несколько лет, был намечен поселок Диксон.

Поселок, сначала на острове, а позднее и на материке, появился в 1915 году. Долгие годы здесь была только метеостанция. В тридцатые годы, в период активного освоения высоких широт, в Диксоне появились аэропорт и морской торговый порт, затем гидрографическая база, штаб морских операций Западного района Арктики и управление по гидрометеорологии.

Старт автомобильной экспедиции «Метель 2015» состоялся в Новосибирске и почти сразу, после нескольких сотен километров трассы, колонна выйдет на автозимник до Нижневартовска, а уже оттуда маршрут пойдет через Южно-Соленинское месторождение на Дудинке. На этом участке группа совершила первопрохождение с Ямала на Таймыр по реке Мессояха. После Дудинки, вдоль реки Енисей и ледокольного следа, команда прошла по льду и торосам до острова Диксон. Возврат с маршрута состоялся по побережью Карского моря через п. Юринг-Хая и п. Хатанга, города Удачный и Мирный.

Маршрут включал в себя элементы первопрохождения (участок Ямал-Таймыр) и Дудинка-Диксон, что позволит в будущем развить эти авто маршруты и используя материал экспедиции построить самостоятельные маршруты в эти районы.

Определяющие препятствия маршрута

Вид

препятствия

Название Категория

трудности

Характеристика

препятствия

зимник Мессояхский зимник 5 Технологический зимник для тяжелой техники после метели, широкая колея, снег глубиной до 1 м
река Река Мессояха 6 Река покрытая снегом без каких-либо следов, глубина снега до 3 метров
зимник Зимники от Южно-Соленинского месторождениядо Дудинки 5 Зимник представляет собой колею от тяжелой техники которую никто не чистит и в метель её заметает, широкая колея, глубина снега до 1 метра
торосы Торосы Енисейского залива 6 Высота торосов до 3 м, поля торошения простираются на сотни километров, между торосами глубокий снег до 2 метров
тундра Тундра от п. Талнах до п. Юрюнг-Хая 6 Тундра со снежным покровом глубиной от 10 см до 5 метров, мягкий липкий снег, в основном отсутствие каких-либо следов от техники
зимник Анабарский зимник 4 Технологический зимник по реке Анабар по льду
зимник Зимник от р. Анабар до г. Удачный 5 Муниципальный зимник низкого качества, с большим количеством крутых поворотов до 160 градусов и уклонов до 40 градусов
зимник Марковский зимник 4 Зимник низкого качества, используемый для перевозки грузов, шириной в одну колею и большим количеством различной техники

Сведения о районе прохождения маршрута

Таймы́р (Таймы́рский полуо́стров) — полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. По характеру поверхности делится на 3 части: Северо-Сибирская низменность, горы Бырранга (высота до 1125 метров), тянущиеся с юго-запада на северо-восток, и прибрежная равнина вдоль побережья Карского моря. Южной границей полуострова считается северный уступ плато Путорана[1].

Крупнейшие реки Таймыра: Пясина, Верхняя и Нижняя Таймыра, Хатанга.

Крупнейшие озёра: Таймыр, Портнягино, Кунгасалах, Лабаз, Кокора.

Крупнейшие заливы: Миддендорфа, Пясинский, Симса, Таймырский залив, Терезы Клавенес, Фаддея, бухта Марии Прончищевой.

Административно входит в состав Красноярского края, образуя в нём особый Таймырский район. Крупнейшие города: Норильск, Дудинка.

Имеется несколько гипотез происхождения топонима «Таймыр». Самой распространённой является версия об эвенкийском происхождении от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли сначала реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. В XIX веке через географа и путешественника Александра Фёдоровича Миддендорфа (1815—1894) это название распространилось на весь полуостров[2][3].

Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зоне, что определяет крайнюю суровость местного климата. Для Таймыра характерна продолжительная холодная зима с температурами до −60 °C и ниже и короткое прохладное лето. Частым явлением бывает пурга, продолжающаяся иногда до нескольких недель. Практически всегда дуют сильные ветра.

На Таймырском полуострове преобладают тундровые, глеевые и арктические почвы. Территория Таймыра относится к зоне постоянной многолетней мерзлоты.

На крайней северной точке полуострова — мысе Челюскин — среднегодовая температура воздуха составляет −14,1 °C, средняя температура января −27,7 °C, июля +1,5 °C.

Наибольшее количество осадков выпадает летом. Летом преобладают северные ветры, зимой — южные.

На Таймыре завершают свою жизнь многие атлантические циклоны, благодаря чему этот регион часто называют кладбищем циклонов.

Для северной части Таймыра характерно почти полное отсутствие лишайниковых, малое распространение моховых тундр. Кустарники представлены здесь вороникой, брусникой, багульником, куропаточьей травой. В низинах тундры Таймыра покрыты мхом, на которых летом появляются цветковые растения, а кое-где встречаются кусты полярных ивняков. Травяной покров севера Таймыра довольно беден, однако на юге трава произрастает обильно. В южной части Таймырского полуострова растут также тундровые кустарники, состоящие из ивняка, хвощей, ерника. Встречаются мятлик, лисохвост, полярный мак. Наиболее ценными цветами на Таймыре считаются жарки (в других районах их также называют огоньками).

Лесотундра расположена южнее типичной тундры. Древесная растительность на Таймыре заходит так далеко на север, как нигде на земном шаре, почти до 73° с. ш. (в районе реки Хатанги). Долина Хатанги севернее 68° с. ш. поросла лесом, состоящим из лиственницы, ели и берёзы. Деревья достигают высоты до 20 и более метров при толщине в комле до одного метра. Хорошо приспособленная к условиям лесотундры даурская лиственница сменяет к востоку от верховий реки Пясины сибирскую лиственницу, заходя на север в виде редколесья до 72° 21′ с.ш.

Деревья в лесотундре имеют угнетённый вид («криволесье»), многие деревья имеют высохшие вершины, многие как бы жмутся к земле (стланцы).

Выше 300-350 метров над уровнем моря господствует горная тундра. В лесотундре огромные площади покрыты лишайниками, в том числе ягелем, который, наряду с кустарниками, является основной пищей северных оленей.

Животный мир Таймыра представлен различными видами зверей (горностай, росомаха, соболь, песец, на морском побережье — белый медведь и др.), птиц (гуси, утки, гагары, бакланы, белые куропатки, полярные совы, соколы и др.), рыбы (сиг, осётр, хариус, таймень и др.). Обитает северный олень, являющийся основой животноводческой культуры коренных народов севера, горный баран (чубук). В середине 70-х годов XX века на Таймыре начался эксперимент по реакклиматизации ранее обитавших здесь овцебыков (вымерших на севере Азии несколько тысяч лет назад). Сейчас, по некоторым оценкам, в таймырской тундре насчитывается около 4 тыс. овцебыков, преимущественно на востоке полуострова.

В омывающих Таймыр морях водятся тюлени (нерпа, морской заяц), моржи, белухи.

Таймыр ввиду сурового климата долгое время оставался необитаемым. Первые люди пришли сюда (бассейн реки Хеты) с территории Якутии в V-IV тыс. до н.э. — это были пешие мезолитические охотники на северного оленя.

Во II тыс. до н.э. тем же путем на Таймыр проникли родственные юкагирам племена ымыяхтахской культуры. В историческое время на юго-востоке полуострова здесь обитали тавги — самое западное племя юкагиров, ассимилированное самодийцами и вошедшее в состав нганасанов[5].

Нганасаны как особый самодийский этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII — начале XVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др). На лето нганасаны на оленьих упряжках откочёвывали в глубь тундр полуострова Таймыр, к зиме ставили свои чумы на северной границе сибирской тайги.

Во время Великой Северной экспедиции в 1736 году Василием Прончищевым было исследовано восточное побережье полуострова от Хатангского залива до залива Фаддея. В 17391741 годах первое географическое исследование и описание Таймыра было сделано Харитоном Лаптевым. Он же составил и первую достаточно точную карту полуострова. В 1741 году Челюскин продолжил исследование восточного побережья и в 1742 году открыл крайнюю северную точку Таймыра — мыс, получивший впоследствии его имя — мыс Челюскина.

Таймырский полуостров также был глубоко исследован и научно описан российским исследователем А. Ф. Миддендорфом. Большой вклад в геологическое и топографическое исследование Таймыра внёс Н. Н. Урванцев.

Запланированный план-график маршрута

День пути Дата Участок Пробег, км
1 20.02.2015 Новосибирск Нижневартовск 1140
2 21.02.2015 Нижневартовск Муравленко 562
3 22.02.2015 Муравленко Месояха 757
4 23.02.2015 Месояха Южно-Соленинское 169
5 24.02.2015 Южно-Соленинское Дудинка 167
6 25.02.2015 Дудинка Ново-Ананьевск 156
7 26.02.2015 Ново-Ананьевск Сопочная Карга 631
8 27.02.2015 технический день 0
9 28.02.2015 Сопочная Карга 247
10 01.03.2015
11 02.03.2015 п. Диксон
12 03.03.2015 технический день 0
13 04.03.2015 п. Диксон Сопочная Карга 247
14 05.03.2015 Сопочная Карга Байкаловск 213
15 06.03.2015 Байкаловск Норильск 344
16 07.03.2015 Норильск 486
17 08.03.2015
18 09.03.2015 Волочанка
19 10.03.2015 Волочанка 383
20 11.03.2015 Хатанга
21 12.03.2015 технический день 0
22 13.03.2015 Хатанга 547
23 14.03.2015 Юрюнг-Хая
24 15.03.2015 Юрюнг-Хая 937
25 16.03.2015 р. Онене-Силигир
26 17.03.2015 р. Онене-Силигир Удачный 186
27 18.03.2015 Удачный Чернышевский 467
28 19.03.2015 Чернышевский 835
29 20.03.2015 Непа
30 21.03.2015 Непа Братск 793
31 22.03.2015 Братск Кемерово 1167
32 23.03.2015 Кемерово Новосибирск 395
Итого: 10829

Техническое описание прохождения маршрута

Дата Участок Описание км Ход время (ч) Метеоусловия
20.01 Новосибирск-Орловский зимник Трасса чищенная, Орловский зимник среднего качества, чищенный. Стоимость проезда 500 рублей за машину. 520 7 -20°, ясно
21.01 Орловский зимник-Сургут Движение по дорогам общего пользования.

(сменные водители)

1600 24 -14°, переменная облачность
22.02 Сургут-река Мессояха В районе обеда вышли к п. Тазовский, спустились на речку Таз и попали на отличный, широкий зимник. Через некоторое время зимник стал гораздо хуже, видно, что его не успели почистить после сильной метели. Дальше, после производственных объектов, зимник был полностью заметен, торчали только верхушки вешек, шли со скоростью 15-20 км/ч, Вышли к партии сейсморазведки где и заночевали. 450 22 -20°, солнечно
23.02 Река Мессояха-п. Тухарт Прошли реки Нгасояха и Нангусояха и встали на лед (правда, лёд под метровым слоем снега) речки Мессояха в районе стрелки. Решили, что оптимальнее всего двигаться по реке, а не по берегу. Встали на фарватер и поехали. Ни сейсмологи, ни кто бы то ни было, еще не ходили по этой речке (в этом году точно), мы шли по целине. Старались держаться середины реки, где обычно было меньше пухляка, по возможности выкатываясь на замерзшие наледи, которые отличались от снега чуть более тёмным цветом. Иногда, русло оказывалось переметенным полностью и приходилось топтать снег, но в целом двигались со скоростью около 20 км/ч (на пониженной). К вечеру, на слиянии рек Мессояха и Воркутаяха мы вышли к Южно-Соленинскому месторождению. Направились в п. Мессояха. С Мессояхи пошли на п. Тухарт. Может это и было когда-то зимником, но нам, как обычно, досталась заметенная колея от Уралов. Немного мело, каждый автомобиль по несколько раз сошел с колеи в сугробы, но решалось это, чаще всего, даже без лебедки.

Поздно вечером докатились Тухарта.

220 17 -28°, солнечно, безветренно
24.02 п. Тухарт-г. Дудинка Перед нами опять занесенная снегом колея от Урала и та особенная, хмарая северная погода, когда земля не отличается от неба, и что перед тобой — твёрдый наст или обрыв — совершенно не видно. Когда встали на след, начало ещё и мести. Обсудили вопрос о том, чтобы остаться на дневку и дождаться темноты, когда в свете фар, даже в метель, есть хоть какая-то резкость. Это была бы потеря во времени до 10 часов, и поэтому решили попытаться ехать. Все водители надели желтые горнолыжные очки, в них появилось хоть какое-то изображение окружающей действительности, но иногда штурманам приходилось ехать, высунувшись из окна или бежать перед машиной, показывая след. Когда дорога шла даже вдоль маленького лесочка, видимость была гораздо лучше. Вечером в районе нулевого причала вышли в г. Дудинка 98 20 -10°, ветер, снег, пасмурно
25.02 г. Дудинка – транспортная подбаза После днёвки в Дудинке мы заправились и выдвинулись на следующий категорийный участок Дудинка—Диксон.

Шли вдоль Енисея и по Енисею по зимникам разной степени укатанности, сначала встретили волокушу, которая шла от Ново-Ананьевска, а значит это плюс 50 километров очень неплохой дороги. Потом попался отглаженный волокушей зимник до разведочных баз.

Встали на ночевку возле транспортной подбазы. Под вечер задул очень сильный ветер, поднялась низовая метель, но через десять минут, как мы встали на стоянку, всё прекратилось — для этих мест такая резкая смена погоды в порядке вещей.

200 7 -24°, пасмурно, ветрено, снег
26.02 Транспортная подбаза – полярная станция Соп-Карга Выехали на Енисей и пошли по льду вдоль ледокольного следа на безопасном расстоянии. Проехав д. Воронцово, к вечеру мы были на полярной метеостанции Соп-Карга. 150 11 -33°, ветрено, снег
27.02 Днёвка на полярной станции Соп-Карга -35°, сильный ветер
28.02 П.с. Соп-Карга-мыс Сибирякова Когда вышли с полярки, пошли по тундре до м. Шайтанский, но рельеф очень холмистый и каждый подъем из ложбины давался нам не просто. Решили вернуться назад, где мы видели проход между торосами и попробовать выйти на лёд Енисейского залива. Здесь идти получилось гораздо лучше.

В полях мелких торосов, высотой не выше колена, задерживается много пухляка, и идти там очень тяжело.

Полученный опыт этого дня показал нам, что в бухтах торошение особенно сильное, поэтому стали обходить их по морю. На ночевку встали на траверсе острова Сибирякова.

102 16 -15°, безветренно
01.03 Мыс Сибирякова-мыс Светящий Весь день шли в торосах. В торосах снег, переваливать через них очень сложно. Пытались обойти поле торошения, сдвигаясь то к берегу, то к середине залива, но торосы кажутся бесконечными. Весь день плутали между льдин.

Вечером в районе мыса Светящий увидели огни Диксона. До цели оставалось около 25 километров, но наша скорость упала до одного километра в час.

121 17 -12°, переменная облачность, ветра нет
02.03 Мыс Светящий- пгт Диксон Сильно потеплело, и снег практически перестал держать машины, Решили выйти из этого поля по своим следам до мелких торосов и оттуда пытаться выходить на сушу. Так и сделали, повернув обратно, а потом свернули почти под прямым углом к мысу Исаченко. Торосы здесь были небольшие, как в начале пути, и позволяли двигаться почти без остановок, пусть и не с большой скоростью.

Въехали на берег около мыса Исаченко, возле креста, отметившего чью-то могилу. По тундре дошли до Диксона.

46 6 -9°, пасмурно
03.03. Остров Диксон Днёвка в пгт Диксон, доехали до острова Диксон.
04.03 Пгт Диксон- п.с. Соп-Карга По своему треку обратно идется гораздо легче, уже не петляем из стороны в сторону, ещё даже виден наш след. Хотя один раз попытались срезать петлю трека и опять уперлись в торосы и мы решили, что возвращение по своим следам самое надежное решение. 235 21 -33°, безветренно, солнечно
05.03 П.с. Соп-Карга-транспортная подбаза Поехали по своему треку, наш след качественно перемело, придерживаться его очень сложно. 120 7 -37°, солнечно
06.03 Транспортная подбаза — Норильск К вечеру приехали в Дудинку, и приняли решение сразу ехать в Норильск. В Дудинке погода была ясная, а вот на трассе задул такой ветер, что мы обнаружили в кювете легковой автомобиль, который туда просто сдуло. Вытащили бедолагу обратно на дорогу. На подъезде к Норильску ветер так же неожиданно стих, как и начался 230 14 -30°, солнечно, ветрено
07.03 Норильск – отроги плато Путорана Впереди нас ждал, как обычно, заметенный след от тяжелой техники. Поднялся ветер, запуржило, видимость упала, лобовое стекло и щетки стеклоочистителя сильно обмерзают. Шли вдоль отрогов Путоран, этот ветер дует именно с них. Все деревья в этой части тундры согнуты в одном направлении, а с наветренной стороны с некоторых содрана даже кора. 70 8 -10°, метель
08.03 Вдоль отрогов плато Путорана Тундра выметена до почвы, движение осуществлялось без каких-либо проблем. 230 10 -8° пасмурно, ветрено
09.03 С. Волочанка-р. Хета Идём на село Волочанка по следам камазов. В районе позднего обеда приехали в Волочанка-city, национальное село, где основное население это долгане.

После Волочанки шли по следам камазов, колея у них широкая, да ещё и глубокая, потому что они сильно груженные. Временами пытаемся обходить колею по тундре, но из-за оттепели получается всё хуже и хуже. Обошли вставшие на ночёвку камазы по старому заметённому следу — идти стало проще.

190 19 -10° солнечно
10.03 Река Хета Продолжаем идти по Хете по старому следу. Очень тепло, идти стало еще тяжелее, периодически подтягиваем друг друга лебедками. У нас на автомате расход 6 вёдер на сотню — печально.

Надоело скрестись в этих сугробах и решили немного поспать в ожидании темноты и ночных заморозков. Поехали с наступлением сумерек, стало намного проще. Чтобы не терять время и силы, шли всю ночь и на ночевку встали опять около пяти утра.

200 20 -5° пасмурно
11.03 Р. Хета-п. Хатанга На пониженной передаче скорость временами достигает 36 километров в час. Идем по тундре, используя периодические имеющиеся следы от треколов. Прошли слияние рек Котуй и Хета, которые образуют речку Хатангу. К вечеру 180 8 -5° переменная облачность
12.03 п. Хатанга-р. Хатанга Едем по хорошему треколовскому следу, настроение у всех отличное, пока не поняли, что след сворачивает в речку Новую на озеро Кокора. В этом году нужный след огибает остров после деревни Жданиха не по левой протоке, а по правой, в общем имеющийся у нас трек прохождения этого участка оказался бесполезным, потому что каждый год снег надувает по разному и наиболее проезжабельные участки оказываются совсем в других местах. Пришлось вернуться семь километров назад по своим следам, где нашли следы от снегоходов, Камазов (возможно Уралов) и Трекола, идущие в нужную для нас сторону. 90 7 -2° пасмурно
13.03 р. Хатанга-р. Попигай Вокруг молоко и ветер, ехать очень тяжело, хоть наст и держит отлично, след практически не видно. Когда застреваешь в снегу, то даже непонятно двигаешься ты или стоишь. Идти можем только благодаря навигатору. Прошли деревню Новорыбную и зашли в устье речки Попигай. Шли до самого утра, пока была видимость, потому что днём было ехать совсем тяжело, а в сумерках даже пришлось полностью остановиться, потому что видимость пропала совсем. 150 19 -12°, пасмурно, безветренно
14.03 Р. Попигай-п. Юринг-Хая Ровная, бесконечная, с твёрдым настом тундра, с торчащими кое-где верхушками замёрзшего багульника

 

210 14 -12°, пасмурно
15.03 Движение по Анабарскому зимнику Зимник проходит по реке Анабар и прочищен, практически, до льда. Берега реки не менее живописны: то высоченные скалы, то огромные выветривания, как на Ленских столбах, то свисающие деревья. Так как мы выходили из полосы тундры в лесотундру, то стали появляться еще небольшие, но уже настоящие деревья. 450 18 -27° (вечером -35°), солнечно
16.03 Р. Анабар-п. Саскылах Дорога очень похожа на эвенкийские зимники — такая же кривая, в ухабах, под уклоном и похожий лес вокруг. 420 19 -42°, солнечно
17.03 П. Саскылах-г. Удачный По зимнику попали в г. Удачный 150 7 -21°, пасмурно
18.03 Г. Удачный-г. Мирный По зимнику попали в г. Мирный 520 13 -17°, пасмурно
19.03-21.03 г.Мирный-с.Верхне-Марково Движение по «Марковскому зимнику». 980
21.03-23.03 С. Верхне-Марково-г. Новосибирск Движение по дорогам общего пользования 2154

Дополнительные сведения о прохождении маршрута

Техническая подготовка автомобиля.

Ведущая машина экспедиции Toyota Land Cruser 70-й серии являлась подготовленным экспедиционным автомобилем, но для маршрута проходящего в условиях Крайнего Севера, в автомобиле были сделаны дополнительные изменения. Практически все изменения в машине были сделаны для установки приобретенных покрышек низкого давления 38 размера исландской фирмы ArcticTrucks и облегчения авто:

Лифт подвески был увеличен за счет амортизаторов и пружин до +4 дюймов(задняя подвеска: передние пружины ToughDog для бронированной 80-ки, амортизаторы ToughDog 78 +2 с солдатиками, передняя подвеска: передние пружины ОМЕ для 80-ки, аморты ТГ 78 +2 с солдатиками), лифт кузова был увеличен за счет проставок (боди-лифт) до +4 дюймов;

наварены задние линки СПУ, сделана проставка в передние;

передние отбойники заменены на газелевские;

в тяги панара установлены ввертыши;

вместо задних отбойников поставлены пневматические;

сделана новая калитка для установки запаски;

порезаны задние части передних и задних арок;

заново сделан весь выхлопной тракт от турбины, т.к. приемную трубу и выхлоп (последнее колено) задевали колеса;

обрезаны подножки;

перенесена горловина бензобака для автономного отопителя двигателя;

установлен механический компрессор для пневматической системы для накачки новых покрышек;

в покрышки установлена система контроля давления для своевременного предотвращения разбортовки колеса при езде на минимальном давлении (0,1 атм);

установлен автономный отопитель салона для экономии топлива на ночевках и на случай непредвиденных поломок;

для преодоления снежных торосов и сугробов дополнительно усилен силовой бампер;

вместо заднего пассажирского сиденья установлен кухонный блок;

максимально уменьшен вес автомобиля, за счет снятия не эксплуатируемого оборудования, замены багажника и топливного бака на алюминиевые, замена капота на стеклопластиковый.

Питание на маршруте

Поиск информации об организации питания на зимних автомаршрутах позволил сделать вывод, что применяется три основных системы питания:

Использование сублимированных продуктов (например маршруты экспедиционного центра Арктика под руководством Чукова В.А.)

Готовка на маршруте (например маршрут TopGear на Северный полюс на автомобилях Хайлюкс).

Использование замороженных продуктов.

При анализе найденных систем питания самым оптимальным для нашего маршрута, на мой взгляд, стало использование замороженных продуктов. Качественные сублиматы с высокой питательностью и хорошими вкусовыми свойствами стоят очень дорого (около 1000 руб. блюдо на четырёх человек фирмы Mountain House).

Приготовление пищи на ходу зимой в машине превратится в настоящий ад – продукты надо разморозить, почистить, помыть, ловить их на ходу по всей машине на кочках и потратить на приготовление каждого блюда от 1 часа времени и пары километров нервов.

Опыт экспедиции в Амдерму показал, что использование замороженных продуктов является наилучшим решением.

Составляется меню на каждый день на 7 дней, а потом повторяется. Семидневные периоды позволяют снизить разнообразие необходимых блюд, но при этом еда не успевает надоесть. Супы и вторые блюда раскладываются по одноразовым тарелочкам, потом замораживаются, и каждая тарелочка перед упаковкой укладывается в маленький одноразовый пакетик. На крыше размещается специальный ящик, которому была сделана дополнительная теплоизоляция, продукты были размещены в ящик перед стартом.

Нужное блюдо разогревается в скороварке, которая сокращает в разы время приготовления пищи и за счет плотного закрывания позволяет готовить на ходу.

Отдельного слова заслуживает кухонный блок сконструированный специально для этой машины. Кухонный блок, размещенный вместо левого заднего сиденья позволяет хранить как в рундуке продукты не требующие заморозки (чаи, соусы, сладкое, хлеб, сухари), воду, посуду, печку как в маленьком кухонном гарнитуре, что обеспечивает удобство поиска необходимых продуктов, приготовления пищи, вся кухонная утварь лежит аккуратно, не летает по салону и всегда под рукой и готова к использованию.

Итоги, выводы, рекомендации

За 32 дня наша группа в составе 9 человек на 3 автомобилях прошла авто маршрут 6 категории сложности протяженностью около 10 829 км. Совершило первопрохождение участка между полуостров Таймыр и полуостров Ямал, а также первопрохождение на автомобилях категории «В» на остров Диксон.

Пройденный авто маршрут имеет большое спортивное и познавательное значение, за счёт его линейного построения и прохождения по историческим местам Крайнего Севера России.

На основании прохождения маршрута можно сделать следующие выводы:

  1. Для движения по снегу необходимо использовать специальные покрышки низкого давления, которые могут эксплуатироваться при давлении в 0,1 атм не разбортовываясь, что позволяет существенно увеличить пятно контакта. На данный момент, единственные покрышки позволяющие использовать их как при трассовых пробегах так и на снегу это покрышки исландской фирмы ArcticTrucks.
  2. Транспортные средства для движения по снегу должны быть максимально облегчены.
  3. Движение по тундре проще осуществлять в ночное время в свете фар, если не предусмотрено движение по льду.
  4. Для движения по зимникам, принадлежащим частным компаниям пропуска необходимо получать в официальном порядке заранее.
  5. Всё побережье Карского моря является приграничной зоной, в которую необходимо получать пропуска в ПО ФСБ.
  6. Часть полуострова Таймыр относится к Норильскому промышленному району, допуск иностранных граждан в который ограничен и осуществляется по специальным пропускам.
  7. На основе опыта зимнего маршрута такой длительности сделан вывод, что оптимальное количество членов экипажа составляет 3 человека, при условии, что все являются опытными водителями. Такой подход к формированию экипажа позволяет посменно вести автомобиль в любое время суток без ущерба для безопасности и здоровья участников.

Предложенный маршрут в указанный период рекомендуется для прохождения автотуристами с опытом прохождения других маршрутов 6 категории сложности и транспортных средствах подготовленных к эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

Приложения

Картографический материал

Обзорные карты маршрута (Приложение № 1)

Дополнительные фотографии, поясняющие прохождение маршрута

В этом разделе отчёта представлено 26 фотографий поясняющих прохождение группой маршрута (Приложение № 2).

Маршрутная книжка

К отчёту прилагается оригинал маршрутной книжки с отметками в населённых пунктах и на предприятиях (Приложение №3).

Справка о совершенном спортивном туристском маршруте

(Приложение №4)

Электронная версия отчета на электронных носителях

К отчёту приложен электронный CD-диск, на котором записана электронная версия отчёта о пройденном маршруте и трек.

Нравится? Поделись!