Маршрут 4 к.с. Кольский п-ов. Сентябрь 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Кольский полуостров
Категория сложности похода: 4 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  5628
Сроки проведения: 04.09.15 — 20.09.15
Руководитель маршрута: Киселев Н.Б.

Подробная нитка маршрута:

Москва — Переславль-Залесский — Ярославль — Вологда — Липин Бор — Вытегра — Андом-гора — Пудож — Медвежьегорск — Лоухи — Канжалакша — Оленица — мыс Корабль — п-ов Турий — Умба — Мурманск — Териберка — Дальние зеоенцы — губа Порчниха — Мурманск — Титовка — п-ов Средний мыс Земляной — Титовка — Мурманск — Апатиты — Нефелиновые пески — ущелье Аку-Аку — Имандра — Апатиты — Кировск — озеро Малый Вудъявр — перевал Кукисвумчорр — водопад на ручье Рисйок — озера “полигональные” — база КСС — озеро Щучье — озеро Голцовое — база КСС — перевал Кукисвумчорр — Кировск — Апатиты — Кемь — Беломорск — Челмужская коса Онежское озеро — Пудож — Вытегра — Кириллов — Череповец — Рыбинске вдхр. — Талдом — Дмитров — Москва

Цели маршрута

Разведка на местности возможностей продвижения на автомобиле по северному берегу Кольского полуострова восточнее Дальних Зеленцов, посещение озера Гольцового и оценка маршрута через Хибины с выходом в Ревду или Имандру и далее Апатиты

Пропускной режим, пограничные зоны, заказники и т.д.

Маршрут по п-овам Средний и Рыбачий с 2015 года проходит через Природный Парк “Полуострова Рыбачий и Средний”. Для организованных групп требуется получение согласования у администрации парка. Индивидуальные туристы могут посещать парк без согласования. Передвижение можно осуществлять только по ранее имеющимся дорогам, прокладка новых запрещена. Карта зон и форма разрешения на сайте парка — mpr.gov-murman.ru/activities/09.oopt/forms/index.php
Также эта зона находится в приграничной территории, но допуск граждан РФ не требует получения разрешения. В поселке Титовка проверяются паспорта и выборочно досматривает автотранспорт.
Проезд от ст.Хибины до г.Апатиты проходит через территорию предприятия АНОФ-2 — требуется получение пропусков.

Определяющие препятствия маршрута

  • Брод через оз. Щучье — 8 бродов общей протяжностью около 400 метров. Максимальная глубина больше 70см. Вокруг глубина до 4-х метров. Проверять траекторию внимательно.
  • Брод через р.Гольцовый — максимальная глубина 0.5 метра, дно с большими камнями.
  • Дорога до Дальних Зеленцов — 40 км старой дороги через тундру. Локальные крутые подъемы и старые мосты или броды если мост не внушает доверия.
  • Титовка по-в Средний — 20 км старого грейдера и перевал через хребет Муста-Тунтури.

Техническое описание маршрута

• День 00. 04.09.2015

Выезд из Москвы. Ночевка под Переславлем-Залесским. Дорога — асфальт и последний километр перед ночевкой грейдер.

Дневной пробег: 182 км.

• День 01. 05.09.2015

Переславль-Залесский — Ярославль — Данилов (заправка Лукойл) — Вологда (обед) — Лапин Бор (заправка Лукойл) — Вытегра (заправка Лукойл) — Андом-Гора
Переславль-Залесский — д. Устье (тренировочный лагерь МЧС) — асфальт. Все участки отремонтированы. Средняя скорость движения 80-100 км/ч
д.Устье — стоянка — грейдер ~ 3км.
Ночевка на берегу Онежского озера в сосновом лесу.
Довольно скучный перегон, ставший немного приятнее из-за нового участка дороги перед Вытегрой. Стоянки в осенний период свободны. Летом придется становиться немного дальше на песчаном берегу. Летом там много комаров – рядом болотце. Если есть возможность, лучше ехать до Челмужской косы.

Дневной пробег: 699 км

• День 02. 06.09.2015

Андом-гора — Полярный круг — движение по асфальту. Множественные ремонты дороги в районе Пудож-Медвежьегорск, 3 ремонта на трассе “Кола”. Ночевка не далеко от стелы Полярный Круг на озере Нигрозеро. Смешанный лес, камни. Заезд прямо от стелы.
Заправка возле поселка Лоухи. Также есть заправки в Кеми(на трассе “Кемь” и в городе “ТНК”) и Беломорске (нужно заехать в сам город — “ТНК”)

Дневной пробег: 747 км.

• День 03. 07.09.2015

Полярный круг — Кандалакша — трасса “Кола”, асфальт. Заправка в Кандалакше “STATOIL”.
Кандалакша — Умба — асфальт, средняя скорость 80 км/ч. Заправка в Умбе “Роснефть”
Умба — Оленица — асфальт
Оленица — мыс Корабль и далее до Варзуга — обслуживаемый грейдер. На приспущенных колесах средняя скорость 60 км/ч
Стоянка на границе леса в 150 метрах от Белого моря. Рядом остатки аметистового рудника. Есть возможность найти небольшие аметисты в полосе отлива. Вода в роднике не доезжая 5 километров до стоянки.
Довольно красивая дорога, но нужно помнить, что заправки есть только в Кандалакше и Умбе. Хорошие стоянки есть по пути до Умбы на озере Колвицкое – песчаный берег, сосны и хороший подход к воде. Даже в Августе там было свободно.

Дневной пробег: 321 км.

• День 04. 08.09.2015

мыс Корабль — Оленица — грейдер. В полосе отлива есть возможность найти Глендонита. С приливом вода приходит очень быстро — будьте осторожны!
Оленица — Кузрека — асфальт.
Кузрека — тоня Тетрина — после выезда к морю есть два варианта движения. Во время отлива можно проехать по полосе отлива 1.3 км. Во время прилива это же расстояние проезжается по грунтовой дороге с гатями в протоках. Глубина проток ~20-30 см. Далее каменистый подъем от моря и песчаная дорога до тони.
За километр от тони Тетрина — родник. По дороге от родника до тони несколько стояночных мест.
В тоне можно послушать интересную экскурсию, заказать баню, купить рыбу и набрать воды в колодце.

Дневной пробег: 125 км.

• День 05. 09.09.2015

Тоня Тетрина — Кузрека — см. предыдущий день.
Кузрека — Умба — асфальт. Заправка.
Умба — Кандалакша — асфальт. Заправка.
Кандалакша — Мурманск — асфальт. Заправка на въезде в город сразу за развязкой (“Роснефть”).
Мурманск — поворот на Териберку — асфальт средняя скорость 90 км/ч
поворот на Териберку — Териберка — 42 км обслуживаемый грейдер. Есть крутые повороты под уклон, о чем предупреждают дорожные знаки
Териберка — водопад у озера Малое Батарейское — 4 км горная дорога. Перед озером крутой подъем и спуск с кренами, камнями в колее и “ступеньками”. По дороге до подъема есть пара стояночных мест.
2 стоянки на берегах озера Малое Батарейное среди каменных россыпей. Вторая стоянка за бродом (глубина 5-10 см, завален камнями) через протоку из озера в море.
По пути в сторону Мурманска заехали в Апатиты, выяснить на счет поездов. Заодно поели в столовой при вокзале. Оба раза, что были в Апатитах в столовой всегда было что-то поесть. По ценам – ниже среднего по городу.
Внезапно оказалось, что заправок дальше Мурманска нет. Так что на повороте на Териберку имеет смысл заправить полные баки – немного за развязкой Роснефть.
Открывающиеся виды даже в туман и дождь завораживают. От пространств вокруг может случиться приступ акрофобии )))
Постоянный дождь и туман были нашими спутниками в этот день, так что Териберку мы увидели в мрачных красках, хотя и приехали еще засветло.
Возле метеостанции стоит знак, что проезд запрещен. Но на метеостанции сказали, что пока ни кого еще не оштрафовали ща всю историю – так что мы проехали. За перегибом озеро из которого идет водозабор для Териберки, но проехав буквально 300 метров можно выехать из запретной зоны. Шлагбаумов нету, людей тоже нету.
На озере Батарейном дорога заканчивается – дальше тропа.
Пока ходили посмотреть на дорогу встретили киношников – у них на озере декорации, попросили не ломать. Сказали быть аккуратней – вчера вытаскивали с подъема упавшую машину. Подъем с кренами и ступеньками, следы вытаскивания упавшей машины трактором.

Дневной пробег: 560 км.

• День 06. 10.09.2015

Стоянка на Малом Батарейном — асфальт из Мурманска — см. предыдущий день.
Поворот на Териберку — Туманный — 42 км обслуживаемый грейдер. первые 5 километров сильно разбит — средняя скорость 30 км/ч. Далее хороший грейдер с небольшой гребенкой — на приспущенных колесах средняя скорость 70км/ч.
Туманный — ручей Безымянный (рядом с ГЭС№2) ~ 11 км. обслуживаемый грейдер. Средняя скорость 70 км/ч
Ручей Безымянный — Дальние Зеленцы — 27 км горная дорога, проходимая любым авто повышенной проходимости. Есть мосты, восстановление подручными средствами, подъемы и спуски с камнями.
Дальние Зеленцы — губа Порчниха — горная дорога 11 км, лучше чем до Дальних Зеленцов.
От Порчнихи можно переехать протоку от крайнего озера в море. Дамба размыта, но проезжаема. Далее ~500м колеи по тундре, приводящие к верховому болту длинной около 50 метров до подъема на отрог сопки. Далее подболоченная каменная колея. Проезд на колесном транспорте в принципе возможен до реки Оленек. Форсировать реку возможности не представляется. Со стороны Островного была попытка прохода в сторону Дальних Зеленцов, но вездеходы не прошли и ушли на Ловозеро.
Ночевка в расположении заброшенной в/ч.
Утром шел дождь и с моря задувал не слабый ветер – дождь иногда шел горизонтально. Плохая погода не отменяет съемку! Так что прогулялись к водопаду и к морю. Спуск крутой и в дождик скользкий.
Обратная дорога до развилки прошла быстро. Дальше в сторону Дальних Зеленцов плелись медленно – гребенка на грейдере просто адская – Арабатская стрелка отдыхает! Зато потом на 1.5 атмосферы можно ехать километров 70 в час до ГЭС№2. Маленький мостик и сразу приходит понимание, что халява закончилась – кусты достают до зеркал и подъем уже с камнями в колее. Так и продолжается до самых дальних зеленцов ~30км, ну только, что кусты исчезают и едешь по тундре, но камни, ручью, подъемы и спуски для 4х4 и нормального клиренса.
От Дальних Зеленцов до губы Порчинихи дорога чуть получше – явно сюда ездят меньше и не так ее разбили. Ночевать в губе особо негде – везде остатки построек в/ч. Так что мы отъехали в самое начало губы и заночевали. Поговрили с квадроциклистами местными – они говорят на квадре реально доехать только до реки Оленек – это километров 10 от дамбы в Порчнихе.
Мы проехали за дамбу буквально 500 метров и уперлись в болото с камнями. Просмотр показал удивительную топкость и отсутствие даже намека на то, за что можно заякориться. Длинна болота порядка 50 метров, далее подъем на отрог сопки и снова болото. Застревают там даже квадры – но их можно вытолкнуть вдвоем, за чем я и наблюдал в бинокль вечером от нашей стоянки. Опрос местного населения показал, что со стороны Островного была попытка пройти на двух вездеходах. По итогу они не доехали около 40км и ушли на юг – в сторону Ловозера. Камни и болота не дали пройти даже им.

Дневной пробег: 140 км.

• День 07. 11.09.2015

Губа Порчниха — Мурманск — см два предыдущих дня
Мурманск — Титовка — асфальт. Заправок нет. В Титовке пограничный контроль.
Титовка — начало подъема на Муста-Тунтури — 10км очень плохого грейдера. Средняя скорость 10-15 км/ч.
Муста-тунтури — горная дорога.
П-ов Средний — грейдер и каменистая дорога.
Брод через реку Выкат — брода два. Первый брод при движении на запад — мелкий, проходим для любого авто. Второй брод у моста проходится максимально далеко от моста — глубина 10-20 см. У самого моста глубокий омут, глубину измерить не получилось.
Стоянка у скал Два Брата.
Обратная дорога была значительно веселее – светило солнце. Тундра буквально горела красками осени. Сложная дорога, которая утомляла на пути к Дальним Зеленцам, в такую погоду была очень приятной – выходили фотографировать и просто смотреть.
Снова заправка на Роснефти. Тут же высаживаем Машу – она улетает в Москву, а мы двигаемся в сторону Рыбачьего и Среднего. Правда на этот раз наша цель – Средний, а точнее даже скалы Два брата и берег с останцами выветривания.
Проверка паспортов в Титовке и мы на убитом грейдере до Муста-Тунтури. Как-то я не запомнил что дорога тут адский-ад – максимальная скорость 10км/ч и это быстро. Выматывает жутко, особенно когда не знаешь скольок ехать – ровно 10км до гор ))) Пусть вам будет легче )))
Дорога через Муста-Тунтури и вокруг Среднего не в пример проще. Реку Выкат пересекли по первому броду – там по щиколотку, но выход с подъемом и камнями – на любителя.
Заночевали прямо за Двумя братьями – там укатанная площадка и место для костра (не знаю где тут берут дрова, но площадка есть). Прокатились до берега с останцами на закатную съемку. А ночью опять показывали сияние.

Дневной пробег: 333 км.

• День 08. 12.09.2015

Скалы Два Брата — Титовка — см. предыдущий день.
Титовка — Мурманск — оз. Имандра — асфальт.
Стоянка на песчаном берегу оз Имандра в 10 км от города Апатиты. В виду легкодоступности, в выходные вероятно появление рыбаков и отдыхающих местных. Переехав мелкий брод можно попасть на более закрыто место и стоять отдельно от всех.
Получить пропуска через АНОФ-2 не удалось, поэтому до старта пешей части маршрута добираемся на поезде.
Выезжали через второй брод через Выкат. Вдоль кустов глубина приемлемая, дно твердое. По пути сбегали до водопада и двинули на выезд. В этот раз до Титовки ехать было легче – точно знали сколько впереди )))
Скучный асфальтовый перегон до Апатитов и поиски стоянки завершились часа за полтора до заката. Ночевать уехали на Малую Имандру. Песчаный пляжик с подъездом буквально в 3 км от города. По причине выходного народу было много, но все разъехались к темноте.

Дневной пробег: 372 км.

• День 09. 13.09.2015

оз. Имандра — город Апатиты — асфальт
Электричка до Нефелиновых песков ходит в пятницу и воскресенье. Билет покупается внутри стоит 50р. Также есть возможность уехать на рабочем поезде — ходит ежедневно, но есть шанс, что не посадят ввиду отсутствия мест.
Нефелиновый пески — озеро Изумрудное — пешая тропа ~7км

• День 10. 14.09.2015

озеро Изумрудное — Имандра — 12 км тропа с форсированием мелких ручьев.
Имандра — Апатиты — рабочий поезд
Апатиты — Кировск — асфальт. Заправка на выезде из Апатитов “Роснефть”
Кировск — озера Малый Вудъявр — грейдер. Перед озером брод, заваленный крупными камнями. Глубина 20-30 см, объезжается по краю кустов.
Стоянка над озером. Вода — ручей рядом с лагерем.
Вернувшись уже сильно после обеда к машинам решаем все ж ехать на Малый Вудъявр – тут буквально 30-40 км, так что до заката успеваем.
На съезде к озеру ручеек завален камнями, но вокруг уже накатали объезд, которым мы и воспользовались – едем одним колесом по кустам, штурман смотрит, чтобы не приложили порог о заботливо уложенные валуны )))
Ночуем на ровно площадке над озером, к самому озеру не стали спускаться – после дождя подъем может превратиться в интересное развлечение.

Дневной пробег: 79.7 км.

• День 11. 15.09.2015

Озеро Малый Вудъявр — карьер — 3 км грейдер.
Карьер — перевал Кукисвумчорр — горная дорога, местами в русле ручья.
Перевал Кукисвумчорр — водопад на реке Рисйок — горная дорога, мелкие ручьи
Водопад — “полигональные” озера — горная дорога. Брод через ручей Кунийок. Длинна — 50 метров. Три рукава ручья. Длина самого глубокого первого около 10 метров. Глубина 60 см, скорость течения 1 — 0.5 м/с. Дно каменистое. Проходить по дуге от переката.
До озер каменистая дорога. Стоянка на берегу озера.
Снова проехали и брод и поехали по грейдеру. Проскочили поворот в сторону КСС – дорога идет в карьер, а на КСС уходит русло ручья. Вот в общем-то и начало дороги ))) Тут оставляют машины с маленьким клиренсом – дальше горная дорога местами размытая.
Проехали перевал и начали спуск в долину ручья Гольцовый. Дорожка пока проезжая без особых проблем.
Сделали маленькую радиалочку — поднялись к водопаду на ручье Рисьйок. Маленькая машина может ехать прямо до верха водопада, а большую там развернуть сложно.
Едем к «Полигональным озерам». Это термин мы почерпнули у фотографов – это озера под перевалами Северный и Южный Чорргор. У ручья Гольцовый уже стоит пара машин и палатки, но нам дальше. Пересекаем в брод ручей Гольцовый – немного по дуге выше по течению от места въезда там помельче – прямо камни и воды выше 35-го колеса.
Доезжаем до озер и встаем – для машин доступно две стоянки. Но вторая уже за болотинкой – если совсем встать негде )

Дневной пробег: 27 км.

• День 12. 16.09.2015

“Полигональные” озера — база КСС — см. предыдущий день. От брода до базы горная дорога.
База КСС — озеро Щучье — горная дорога, камни в колее, вырубку лучше проходить выше в горы, там камней меньше. В конце вырубки так же есть объезд ближе к ручью Кунийок по лесу.
Броды между озером Щучье и озером Гольцовое — суммарная длинна 450 метров с узкими косами между участками брода. Максимальная глубина около метра. Вокруг брода глубина резко набирается. Один шаг и от голенища болотников до пояса. Траектории прохождения см. фото.
Стоянка на озере Гольцовое. За несколькими мелкими ручьями от бродов.
Перегон на сегодня не большой, но уже на озере Гольцовое, за серией бродов. До КСС доехали без проблем ,поставили печать в маршрутную книжку и двинули на Гольцовое.
Вырубку лучше обойти через горы – там более адекватная дорога, вырубка мокрая, с кучей камней в колеях.
Перед бродами остановились – промерять. Общая длинна бродов около 400 метров. Максимальная глубина на траектории движения чуть выше 35-го колеса. Шаг в сторону от траектории и я уже стою по пояс.
Самые глубокие броды первый и предпоследний. И если с первым нет ни каких вариантов, то предпоследний можно объехать пол узкой полоске суши шириной в машину. Слева брод, справа болото – падать нельзя никуда, т.к. под этой полоской суши глубина больше метра и вязкое дно.
Проехались вдоль озера и встали на одной из стоянок. Сейчас тут никого, да по рассказам тут и летом никого ))) Броды отсекают всех праздно проезжих.

Дневной пробег: 11 км.

• День 13. 17.09.2015

Озеро Гольцовое — Кировск — см. предыдущие дни
Кировск — Зеленоборский (заправка “Роснефть”) — асфальт
Зеленоборский — река Поньгома — асфальт
Стоянка на берегу реки Поньгома. Заезд прямо перед мостом со стороны Мурманска
Вернулись через броды. В этот раз L-200 шла в кильватере у нас, так мы немного воду разгоняем. Выбрались к КСС и попали в туман. Перевал скрыт облаками, дождь. В общем вполне удачно.
Снова заскочили в Апатиты поесть и составить планы. Везде дождь на ближайшие 2-3 дня. Решаем ехать в сторону дома, осматривая по пути всякое интересное. Дальние точки на берегу белого моря – на следующий раз, в дождь ехать до них смысла нет.
Заночевали на берегу речки Поньгома. Съезд к ночевке прямо перед новым мостом, а точнее даже вдоль его отбойника.

Дневной пробег: 411 км.

• День 14. 18.09.2015

Река Поньгома — Кемь — Рабочеостровск — асфальт
Рабочеостровск — декорации к фильму “Остров” — грунтовка 1 км
Рабочеостровск — Беломорск — асфальт
Петроглифы Залавруга — 1.5 км пешая тропа.
Беломорск — Возрицы — асфальт
Возрицы — Челмужская коса — лесная дорога 3 км.
Стоянка на берегу Онежского озера в сосновом лесу
Заехали в Рабочеостровск на декорации и на петроглифы в Беломорск.
На петроглифах никого не было, поэтому местный мужик, который помогал при раскопках провел нам мини-экскурсию )) ОТ стоянки до петроглифов – километра полтора.
Ехать решили уж до Челмужей – мест стоянки там много и всеж поближе кдому. Приехали глубоко после заката. Идет дождь, ветер задувает очень сильно. Спим в машинах.

Дневной пробег: 515 км.

• День 15. 19.09.2015

Челмужская коса — Возрицы — лесная дорога
Возрицы — Вытегра — асфальт
Вытегра — д. Костино — асфальт среднего качества
д. Костино — Рыбинске водохранилище — лесная дорога
Стоянка на берегу Рыбинского водохранилища
Решили, что возвращаться черех Вологду скучно и поехали через Рыбинское водохранилище. Найти на этом маршруте кафешку – проблема…. Все где-то очень глубоко внутри населенок… Отфоткали закат на берегу Рыбинки и двинулись к месту ночевки.

Дневной пробег: 660 км.

• День 16. 20.09.2015

Рыбинске водохранилище — Рыбинск — Талдом — Дмитров — Москва — асфальт среднего качества. В московской области хорошего качества

Дневной пробег: 393 км.

Трек
Полный трек можно качать по адресу тут.

Выводы

Протяженность — 5628 километра, включая пешую часть ~ 20 км.
Из них асфальт примерно: 5000 км., грейдеры и горные дороги 600км.

Маршрут планировался как продолжение предыдущего маршрута по по-в Кольский http://dailyway.ru/severnee-nekuda-kolskij-i-rybachij-2013/ и проходил по местам, не посещенным в прошлый раз. В связке маршруты захватывают основные природные достопримечательности района. Осень, как время для посещения района, считаю наиболее оптимальным временем года, т.к. есть возможность доехать до всех интересных мест с меньшими чем летом трудностями и при этом температура и световой день все еще приемлемы.
Для посещения большинство мест будет достаточно полноприводного автомобиля с хорошим клиренсом и грамотного водителя + штурмана. оз.Гольцовое лучше посещать в связке с объездом Хибин через Имандру, если есть возможность получить пропуск через территорию хвостохранилища АНОФ-2.

Нравится? Поделись!