Маршрут 3 к.с. Армения. Май 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Армения
Категория сложности похода: 3 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  1890
Сроки проведения: 01.05.15 — 18.05.15
Руководитель маршрута: Туманов В.А.

Подробная нитка маршрута:

Ереван – Апаран – Спитак – Туманян – Алаверди – Ахтала – Иджеван – Чамбарак – Варденис – Степанакерт – Горис – Татев – Сисиан – Джермук – Вайк – Ехегнадзор – Мартуни – Гавар – Севан – Раздан — Ереван

  1. Маршрут интересен огромным количеством природных достопримечательностей Южного Кавказа и старинной архитектурой Армянских церквей, монастырей, крепостей. В план маршрута включены как часто посещаемые туристами места, так и мало.
  1. Все виды достопримечательностей гармонично и равномерно распределены по маршруту. Маршрут «кольцевой». Проходить маршрут можно в любом направлении. Существует множество локальных съездов с основного маршрута как линейных, так и закольцованных.
  1. Аварийные выходы – маршрут проходит по дорогам с различным покрытием, но вблизи населенных пунктов (максимальное удаление от нас.пунктов 50 км). В отдаленных районах, по горным каменистым дорогам движение только в светлое время суток, либо максимально аккуратно, возможны осыпания грунта, провалы дорожного покрытия. Движение на затяжных спусках осуществляется на пониженной передаче. Крутые спуски и подъемы преодолеваются с повышенным интервалом между автомобилями.
  1. Были незначительные изменения маршрута не влияющие на основную концепцию, были исключены несколько радиальных отвороток.
  1. График движения:
Дни пути,

дата

Участок пути Длинна

пути, км

Дорожное покрытие. Препятствия
01.05.2015 Ереван. Осмотр города. 0 Пеший
02.05.2015 Ереван. Осмотр города. 0 Пеший
03.05.2015 Ереван – Аштарак – Агарак – г.Арагац – Агарак – Аштарак – Эребуни — Ереван 133 Асфальт, серпантин, высота 3200м.
04.05.2015 Ереван – Вагаршапат – Масис – Веди 71 Асфальт
04.05.2015 Веди – Гарни 33 Грунтовая дорога, разбитый асфальт, горный серпантин, скользкая глина, промоины, 4х4
04.05.2015 Гарни – Ереван 31 Асфальт
05.05.2015 Ереван – Ованаванк – Апаран – Спитак – Степанаван – Туманян – Алаверди – Ахлат 197 Асфальт, серпантин, перепад высот 1000м
06.05.2015 Ахпат – Ахтала – Бердаван – Иджеван – Агарцин – Гошаванк – Чамбарак — Шоржа 268 Асфальт, серпантин
07.05.2015 Шоржа — Варденис 63 Грунт, разбитый асфальт
07.05.2015 Варденис — Гетаван 127 Грунтовка, камни, серпантин, обвалы, глина, спуск
07.05.2015 Гетаван – Степанакерт 84 Асфальт среднего качества
08.05.2015 Степанакерт – Шуши – Степанакерт 30 Асфальт, серпантин
09.05.2015 Степанакерт – Камир Шука — Амарас – Камир Шука – Мец Тахер — Гтчаванк  – Степанакерт 196 Асфальт, грунтовка серпантин, крутые спуски/подъемы
10.05.2015 Степанакерт – Шуши – Ахавно – Цицернаванк – Ахавно — Горис 144 Асфальт, грунт, камни, серпантин
11.05.2015 Горис – Татев – Сисиан – Джермук — Вайк 184 Асфальт, грунт, серпантин, перепад высот, туман
12.05.2015 Вайк – Арени – Ехегнадзор – монастырь Спитакавор – Ехегнадзор — Хермон 109 Асфальт, грунтовка, серпантин, брод 30 см, камни
13.05.2015 Хермон 0 Днёвка
14.05.2015 Хермон – Селимский перевал – Мартуни – Гавар – Севан — Ереван 220 Асфальт, серпантин
15.05.2015-18.05.2015 Ереван 0 Оставшиеся дни гуляли по Ереванским музеям

Итого 1890 км. Из них:

чистый асфальт 15%.

асфальт-серпантин 60%.

грунтовка,камни,глина-серпантин 25%.

 

  1. Техническое описание прохождения маршрута.

 

День 1,2: 01.05.2015 – 02.05.2015

Первые два дня нашего путешествия были посвящены пешим прогулкам по Еревану, оформление машин в аренду и подготовкой к дальнейшему путешествию. Описывать достопримечательности Еревана не имеет смысла – всё можно найти в интернете. Особо хочется отметить наличие большого количества питьевых фонтанчиков с вкусной и чистой горной водой, они практически на каждом шагу. Множество кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек, вне зависимости от ценника кормят везде очень вкусно. Авто брали в прокат в местной частной конторе, они же помогали нам бронировать частично жильё по маршруту, но качество жилья и ценник нас не порадовали – всё что мы находили и бронировали заранее сами оказалось дешевле и лучше. Машины хоть и дешевле, чем у крупных сетевых прокатчиков, но довольно «ушатанные». У одной машины на одном из грунтовых спусков в Карабахе практически перестали работать тормоза, колодки поменяли в Степанакерте – такое ощущение, что их не меняли ни разу, хотя машины с приличным пробегом. Правда деньги за замену колодок нам прокатчики вернули. Так что беря машину в прокат проверяйте всё: запаску, ремкомплект, насос, домкрат и т.д. – у на не было ничего кроме запаски и то дырявой.

В Армении очень любят тонировать машины, причем и лобовое стекло тоже, что довольно удобно днем при свете солнца, но невозможно (нам очень не привычно и дискомфортно) в темное время суток, такое ощущение, что фары совсем не светят, а только габариты…

День 3: 03.05.2015.

Ереван – Аштарак – Агарак – г.Арагац – Агарак – Аштарак — Эребуни — Ереван

Дорога на Арагац с асфальтовым покрытием, в мае при наборе высоты постепенно появляется снег, местами крутые повороты – серпантин, перепад высоты от подножия до места парковки – 2000м. В это время года ближе к вершине сугробы достигают 2-2,5м, дорогу уже чистят, но очень узко – машина еле проходит, две машины не разъедутся, из-за частых поворотов и сугробов встречный транспорт не видно.

Первый выезд был запланирован локальный с возвращением в Ереван. Нас ждала гора Арагац (4090м), которая видна из множества мест Еревана, мы еще по пути из Аэропорта восхищались ее чудесными видами.

По дороге на Арагац, в горах, уже на высоте 2500м сделали небольшую отворотку и заехали в древнюю крепость Амберд (N40°23,3150′, E44°13,5850′). Этот исторический комплекс состоит из замка VII века и церкви XI века.

В начале мая уже на этой высоте лежит снег, но дорога пока чистая и сухая.

После крепости Амберд поехали на вершину, при приближении к вершине высота сугробов стала достигать 2-2,5м. Нам повезло и дорогу недавно расчистили, но при этом проезд остался узким, две машины разъехаться не смогут, иногда даже зеркалами цепляли снег, из-за частых поворотов и высоты сугробов встречный транспорт не видно. Иногда попадаются «карманы от бульдозера», в которые можно осторожно «нырнуть» и пропустить встречку, если, конечно, это не Англичанин, поднимающийся вот уже 30 км на первой передачи и ручнике J, мы даже сперва не поняли, дикий запах жженого сцепления и машина не едет, пришлось его подтолкнуть, а потом обратили внимание на поднятый ручник – опустили, теперь мы на всю жизнь для него Russian Hero.

В конце пути есть небольшая расчищенная парковка (N40°28,4144′, E44°11,1542′) буквально на 4-5 машин, когда мы приехали она была занята, но пара машин уже уезжали, поэтому кое-как разъехавшись с ними смогли припарковаться. Лично я таких сугробов в жизни не видел, на меня это произвело неизгладимое впечатление. Еще тут можно поесть очень жирный, вредный, горячий и безумно вкусных хаш, для тех кто не за рулем, желательно, с водочкой.

Спустившись с Арагаца поехали в сторону Еревана, но т.к. время еще было решили заехать в крепость Эребуни (N40°08,4263′, E44°32,2861′) основанный царём Урарту Аргишти I в 782 году до н.э. Эребуни отождествляют с Ереваном считая 782 год до н.э. годом основания Еревана. С этого места очень хорошо виден священный Арарат.

День 4: 04.05.2015.

Ереван – Вагаршапат – Масис – Веди — Гарни – Ереван

Дорога преимущественно асфальт. Есть опасный участок между Ланджазат и Гарни. Дорога идет через перевал. Крутой серпантин, подъемы и спуски, мокрая глина, в дождливую погоду очень опасно.

Второй день активных поездок тоже получился закольцован – с возвращением в Ереван.

Первая остановка – Эчмиадзинский монастырь (N40°09,7276′, E44°17,4167′), расположенный в городе Вагаршапат Армавирской области и входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО.  Дорога к нему полностью асфальтовая.

Далее поехали в монастырь Хор Вирап (N39°52,6998′, E44°34,5783′) расположенный на самой границе с Турцией у подножия библейской горы Арарат. Дорога также полностью асфальтовая. Отсюда открываются самые красивые виды на гору Арарат, нам с погодой не повезло и Арарат был полностью в облаках.

Далее наш путь лежал в село Гарни, где расположен один из самых оригинальных храмов Армении – языческий храм Гарни (N40°06,7401′, E44°43,8177′), обрушившийся во время землетрясения в 1679г и восстановленный уже в 70-х годах XX века. Сам храм был сооружен во второй половине I века. Внутри всегда прохладно, не зависимо от температуры на улице. По дороге к селу Гарни есть не большой участок дороги, проходящей через перевал, без покрытия (N40°05,4200′, E44°37,1035′). Мы попали в дождливую погоду на крутых поворотах, с одновременными крутыми спусками, на скользкой глине, даже на маленькой скорости остановить машину было весьма не просто, она просто соскальзывала по глине на спуске.

Нагулявшись в Гарни поехали в Гегард (N40°08,4171′, E44°49,0711′) – монастырский комплекс, расположенный в ущелье реки Гохт, внесен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблена внутри скал. Внутри одного из храмов есть святой источник. Также на территории имеется множество хачкаров.

День 5: 05.05.2015.

Ереван – Ованаванк – Апаран – Спитак – Степанаван – Туманян – Алаверди – Ахлат

Дорога в этот день преимущественно асфальт. После Спитака часто попадаются участки с серпантином. Перепад высот от 800м до 2800м. Подъезды к достопримечательностям хорошие укатанные грунтовки доступные для любого транспорта. На участке Куртан-Туманян асфальт кончился и началась горная каменистая грунтовка еще и с серпантином и крутым спуском.

Сегодня на неделю покидаем гостеприимный Ереван.

Первая остановка — средневековый Армянский монастырь Ованаванк (N40°20,3614′, E44°23,3109′). Дорога асфальтовая без серпантина и перепадов высот.

Недалеко от Ованаванка на той же стороне ущелья находится еще один монастырь – Сагмосаванк (N40°22,8170′, E44°23,8136′) основанный в XIII веке князем Айрарата Ваче Вачутяном.

От Сагмосаванка, также как и от Ованаванка открывается великолепный вид на ущелье реки Касах.

Следующая остановка – памятник армянскому алфавиту (N40°24,5086′, E44°22,8340′), это вытесанные из туфа буквы алфавита в человеческий рост, а также памятники создателю алфавита Месропу Маштоцу и его ученикам.

Последняя запланированная остановка на сегодняшний день – крепость Лори (N41°00,1038′, E44°25,8343′) известная также как Лориберд. В период с 10 по 12 век Лори берд был центром Лорийского (Ташир-Дзорагетского) царства. По дороге уже попадаются участки с серпантином и перепадами высот, но покрытие – асфальт нормального качества, за пару километров до крепости асфальт кончается и идет хорошая ровная гравийная дорога.

Крепость расположена на краю глубокого ущелья на левом берегу реки Дзорагет. Через реку сохранился старый каменный мост. Спуск довольно крутой, наверное, в сырую погоду, еще и скользкий.

Нагулявшись вдоволь по крепости поехали уже к месту ночевки – отель Гаяне в Ахпате (N41°05,4812′, E44°42,3511′) – вольно милое и уютное местечко с радушными хозяевами – рекомендую. Но по пути на одном из горных серпантинов оказалось, что с качеством дороге становится хуже, асфальт тут когда-то был, но очень давно. Всюду попадались камни и промоины. Местами от асфальта уже давно не осталось и следа.

День 6: 06.05.2015.

Ахпат – Ахтала – Бердаван – Иджеван – Агарцин – Гошаванк – Чамбарак — Шоржа

Дорога преимущественно асфальт. Много серпантина. Перепад высот от 800м до 1900м. Подъезды к монастырям частично грунтовая дорога с камнями.

С утра первым делом заехали в монастырь Ахпат (N41°05,6232′, E44°42,7182′), также включенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

В связи с длительным перегоном пришлось монастырь Ахтала (N41°09,0288′, E44°45,8388′) пропустить и оставить на следующий раз.

Заехали в церковь Пресвятой Богородицы (N41°04,4223′, E45°04,5405′) близ села Воскепар, основанную в VI – VII вв.

Следующей остановкой был монастырь Макараванк (N40°58,4346′, E45°07,6206′) — хорошо сохранившийся монастырский комплекс X-XIII веков.

Следующим пунктом нашей программы на сегодня – монастырь Гошаванк (N40°43,7186′, E44°59,8119′), это средневековый монастырский комплекс XII-XIII вв.

Когда мы приехали к монастырю шел жуткий дождь и было весьма холодно, решили войти внутрь. Не далеко от входа стояла машина из которой, при нашем приближении, вышел священник и вошел внутрь. Мы тоже зашли, оказалось он зашел ради нас. Искренне обрадовался, узнав, что мы из России. После весьма продолжительной беседы он прочитал нам Отче Наш на русском и армянском языках, рассказал разницу в произношении и вообще об отличии русской и армянской церкви, это была одна из самых интересных встреч в нашу поездку.

Последний пункт на сегодня – монастырь Агарцин (N40°48,1032′, E44°53,4637′) X-XIII вв. Довольно большой комплекс.

Дальше нас ждало высокогорное озеро Севан, на берегу которого мы планировали заночевать. На подъездах к озеру погода сильно изменилась, т.к. за день мы с высоты 800 метров поднялись до 1900м. Всё вокруг заметено снегом, вообще пейзажи меняются постоянно.

Приехав на ночевку на берег Севана на базу Лори (N40°29,1457′, E45°16,8182′), пока не стемнело, устроили небольшую фотосессию.

День 7: 07.05.2015.

Шоржа — Варденис — Гетаван– Степанакерт

Дорога вдоль Севана преимущественно укатанная или разбитая грунтовка и разбитый асфальт. Перевал на границе со степанакертом хорошая укатанная грунтовка, но очень затяжной и крутой серпантин, спуск с 2400 до 1400м. Дорога к источнику чисто горная камни, грунт, серпантин, обвалы. Далее до Степанакерта каменистый грунт постепенно переходит в асфальт.

Вообще изначально было запланировать устроить день отдыха и провести весь день на берегу Севана с шашлыком и коньяком, но погода изменила наши планы, т.к. было весьма холодно, то решили не мерзнуть, а ехать дальше и отдохнуть в другом месте. Хозяева базы Лори попросили съездить в шиномонтаж, пока одна машина ездила мы устроили уже утреннюю фотосессию на берегу Севана.

Выехав с места ночевки поехали вдоль северо-восточного берега Севана, дорога преимущественно грейдер, причем с большим количеством ям.

В связи с тем, что выехали поздно – первая остановка была на обед. Остановились в ресторане Тсул в г.Варденис (N40°11,1692′, E45°42,8084′), очень вкусно и совсем не дорого, традиционно, пока мы выбираем из меню основные блюда, стол заставляется овощами, сырами, соленьями, очень уютно и гостеприимно.

После обеда нас ждал не признанный Нагорный Карабах. Решили заехать на АЗС (N40°11,0846′, E45°43,5777′) в Варденисе, очень они (АЗС) не привычны в Армении, каждая заправка это лотерея, хотя, скорее всего, это на вид они невзрачные, у нас проблем с бензином ни разу не возникло.

В Карабах въезжали через перевал, сейчас там строят дорогу.

В нашем случае это был горный грейдер с затяжными извилистыми спусками.

Через несколько километров мы остановились на погранпосту. Хотели узнать надо ли документы предъявлять, оформляться как-то. Были шокированы: на улице за столом сидели молодые ребята в штатском, они позвали всех из машин и начали угощать своим самогоном, водители еле отвертелись, как потом выяснилось среди них оказались зам начальника уголовного розыска Карабаха, начальник милиции и службы национальной безопасности Карабаха. Мы расспросили про дорогу на горячий источник, в ответ получили исчерпывающие сведения и обещание догнать нас на источнике и накормить шашлыком из свежего барана.

Попрощавшись поехали дальше, дорога также каменистый грейдер, проходит по красивому ущелью, после того как повернули на источник дорога сильно сузилась и испортилась.

Также по дороге попался один очень узкий выдолбленный в скале тоннель (N40°09,3029′, E46°13,7570′), самое примечательное, что неосвещенный тоннель изгибается под углом почти 90 градусов, две встречные машины не разъедутся, пришлось включать дальний свет и постоянно сигналить.

Около источника есть довольно большая парковка (N40°02,7863′, E46°14,1395′). Приехав, мы убедились в правдивости слов наших новых знакомых с границы – действительно местные уже освежевывали баранью тушу. Сам источник состоит из двух природных «ванн», в одной бурлит сам источник с горячей свыше 60 градусов водой, а во вторую вода стекает из первого, и вода там уже холоднее, градусов 40. Мы залезли в источник и тут подъехали наши старые знакомые с границе и угостили каждого из нас баночкой холодного пива, что в контрасте с горячей водой было просто восхитительно!

После источника поспешили в Степанакерт – столицу Нагорного Карабаха. По пути сделали еще одну остановку у небольшого водопадика прямо на дороге (N40°09,7199′, E46°16,0620′).

В Степанакерте остановились в небольшой гостинице (N39°49,0529′, E46°45,4816′).

День 8: 08.05.2015.

Степанакерт – Шуши – Степанакерт

Дорога от Степанакерта до Шуши – асфальт с участками серпантина. Подъезды к точкам в Шуши по узким улочкам, дороги грунтовые с камнями.

С утра первым делом пошли регистрироваться в МИД Нагорного Карабаха (N39°49,2136′, E46°45,4639′), и заменили тормоза у одной из машин. Прогулялись по городу и пообедали в ресторане (N39°49,0813′, E46°44,9344′) на главной площади города, внимательный персонал, вкусно и относительно не дорого.

Затем поехали в Шуши. Дорога живописная асфальтированная, доехали быстро. В Шуши много мечетей, но нет ни одной действующей.

Прогулялись по остаткам Шушинской крепости (N39°45,9409′, E46°45,0091′)

Далее мы остановились в местечке Джыдыр-Дюзи (N39°45,2751′, E46°45,4701′) – с азербайджанского – плато для скачек, откуда открываются чудеснейшие виды на ущелье Дашалты.

Нам повезло — как раз в это время здесь был праздник, мы смогли посмотреть на национальные Армянские игры, это было организованно местными властями, в играх принимали участие ученики старших классов и студенты.

Еще одно место в Шуши, откуда открываются очень красивые виды на ущелье Дашалты (N39°44,9322′, E46°44,5959′), правда проезд к этой точке через кладбище…

День 9: 09.05.2015.

Степанакерт – Камир Шука – Амарас – Камир Шука – Мец Тагер — Гтчаванк  – Степанакерт

Дорога сперва асфальт, затем по мере приближения к Гтчванку хорошоая каменистая грунтовка, местами разбитая. Везде серпантин. От дворца Мелика Егана до монастыря Гтчаванк идет грунтовый серпантин, в дождливую погоду может быть скользко.

На сегодня запланирован локальный выезд с возвращением в Степанакерт. Первое место для посещения – Амарас (N39°41,0217′, E47°03,4422′), это раннесредневековый монастырь, по свидетельству армянского историка Фавстоса Бузанда, церковь монастыря Амарас была основана в начале IV века св.Григорием Просветителем.

Следующая остановка – Мец Тагер (N39°37,1564′, E46°57,3631′)

Следующая остановка в селе Тог у развалин дворца Мелика Егана (N39°35,2834′, E46°57,8639′), нас встретил смотрящий за этим местом потомок Мелика Егана, провел интересную экскурсию, а напоследок, напоил чаем с вареньем.

Потом поехали дальше по дороге в монастырь Гтчаванк (N39°35,6323′, E46°56,5344′) основанный в XIII веке.

К монастырю ведет грунтовая каменистая дорога с множеством резких поворотов, спусков и подъемов.

На обратном пути в Степанакерт мы решили зайти в Азохскую перщеру (N39°37,1542′, E46°59,3088′) это комплекс из шести пещер расположенный на высоте 1400м. Но найденный нами вход был перекрыт решеткой, т.к. уже вечерело и предстояла дорога в Степанакерт, к тому же хотелось посмотреть как празднуют 9 мая в Карабахе, то мы ограничились фотосессией на фоне прекрасных видов и поспешили домой.

День 10: 10.05.2015.

Степанакерт – Шуши – Ахавно – Цицернаванк – Ахавно — Горис

Дорога Степанакерт-Ахавно обычный горный серпантин, покрытие асфальт. От Ахавно до Цицернаванка хорошая каменистая грунтовка, естественно, тоже серпантин с перепадами высот. До Гориса также асфальтовый серпантин.

 

Из Степанакерта поехали на границу с Арменией, Шуши проехали не останавливаясь, отметились на КПП в Ахавно и повернули на грунтовку в сторону Цицернаванка.

Монастырь Цицернаванк (N39°38,6436′, E46°24,3961′) датируется IV – VI веками. Здесь нас встретил смотритель и провел интересную экскурсию. Также на территории находятся 2 очень красивых хачкара. Подъезд – грунтовая дорога.

Дальше мы поехали в Хндзореск (N39°30,2292′, E46°26,3415′) – село, раскинувшееся на протяжении около 3 км на склонах глубокого ущелья, долгое время бывшее одним из самых многолюдных сёл Сюника. В XX веке поселение было перенесено на вершину каньона. Тут можно бродить бесконечно. К сожалению, мы попали в сильный туман или просто на нас упало облако?

Гуляя по пещерному городу мы вдалеке постоянно наблюдали подвесной пешеходный мост, и вот уже собравшись подъехать к нему поближе встретили архитектора этого моста, он же на другой стороне держит небольшое кафе. Узнав, что мы из России он проводил на с мосту рассказав историю его строительства и угостил в кафе различными домашними разносолами. Длина моста составляет 160 метров вес 14 тонн, построен был полностью вручную без применения техники.

На территории кафе также сохранился старая пещерная «квартира» выдолбленные в скале комнаты и переходы, где еще 50 лет назад жили люди.

День 11: 11.05.2015.

Горис – Татев – Сисиан – Джермук — Вайк

Дорога к Татеву – очень крутой серпантин, половина асфальт, половина грунтовка. В нашем случае мы попали в облако и была практически нулевая видимость. Остальная дорога нормальный асфальт, местами серпантин.

Сегодня нам не повезло и облака опустились очень низко. Дорога в Татев идет серпантином с одной стороны ущелья на другое, спускаясь на самое дно ущелья и поднимаясь на другой стороне. Только внизу ущелья было нормально видно вокруг, чуть поднимаясь выше мы оказывались в плотном облаке.

Татевский монастырь было видно плохо, канатная дорога не работала, так что пришлось ехать обратно. Самое интересное что серпантин на Татевском склоне ущелья был исключительно грунтовый, а на другой стороне – хороший асфальт. Видимость в облаке была нулевая, добавим сюда крутой спуск/подъем, скользкую дорогу и серпантин…

Не покатавшись на самой большой канатной дороге мы поехали в мегалитический комплекс Зорац Карер (N39°33,1057′, E46°01,7223′) недалеко от города Сисиан. Комплекс насчитывает 223 вкопанных в землю стоящих камней. Высота камней равна от 0,5 до З м, а вес — до 10 тонн.  Камни — из базальта (андезит). Около одной из групп камней у всех в нашей группе резко начинала болеть или кружиться голова…

Затем наш путь лежал в Джермук, посмотреть на местный водопад (N39°50,1867′, E45°40,1021′), дорога асфальтовая с большим количеством серпантина. Водопад находится практически в самом центре города.

Ночевать поехали в г.Вайк.

День 12: 12.05.2015.

Вайк – Арени – Ехегнадзор – монастырь Спитакавор – Ехегнадзор — Херман

До Арени ведет асфальтовая дорога. К монастырю Нораванк также асфальт, проходит по очень красивому ущелью. От Ехегнадзора до Спитакавора горная грунтовая дорога, местами крутые спуски и подъёмы, мы попали в дождь – очень скользко, с одной стороны обрывы, с другой отвесные скалы поднимаемся до 2200м. При выезде из Ехегнадзора есть небольшой каменистый бродик глубиной 30-40см. От Ехегнадзора до Хермана асфальт, местами разбитый.

Первом делом сегодня решили посетить монастырь Нораванк (N39°41,0943′, E45°13,9838′) расположенный недалеко от Арени. Это монастырский комплекс, построенный в XIII—XIV веках, на уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа. Ущелье славится отвесными красными скалами.

Далее через Ехегнадзор поехали к монастырю Спитакавор (N39°49,7912′, E45°21,8188′) расположенному на высоте 2200м. Сразу за Ехегнадзором нас ждал небольшой каменистый бродик глубиной 30-40см. (N39°47,8491′, E45°21,8663′)

Дальше нас ждала одна из самых красивых, но трудных дорог. Покрытие глина, учитывая что пошел дождь, было весьма скользко, постоянные подъемы (на обратном пути спуски), крутые повороты и умопомрачительные пейзажи за окном.

Не доезжая метров 500 до монастыря дорога окончательно испортилась, места для разворота не было, поэтому ехали дальше и за 100 метров до монастыря пробили колесо у одной из машин, слава богу доехали до относительно ровного места.

В машине оказался домкрат и балонник, сняли колесо, достало запаску, которая оказалась спущена. Насоса не было. Отзвонились хозяину машины, он сказал «Насоса нет выкручивайтесь сами» — беря машину в прокат в мелкой местной конторе всё внимательно проверьте!!!

Не доезжая 2-3км до монастыря мы видели несколько домиков в стороне от дороге где стоял ЗИЛ, решили, что у них насос должен быть. Второй машиной приехали туда, там нас любезно встретили, сказали что насоса нет и, что надо спускаться в Ехегнадзор, там уже искать шиномонтаж, других вариантов нет. Но, в который уже раз, узнав, что мы из России, мужичек кому-то отзвонился, потом сказал что звонил сыну Гоги, тот болеет и потому не на работе, и что он уже выехал нас встречать. Поблагодарив, отправились обратно за пробитыми колесами.

Забрав колеса стали спускаться обратно в город, уклоны крутые с поворотами на 180 градусов, идет дождь и скользкая глина, у нас штатная резина, в общем хлебнули немного адреналинчика.

На полпути нас уже ждал Гоги на уазике. Без лишних слов поехали за ним. В шиномонтаже нам быстро и качественно всё сделали – запаска оказалась не просто спущена, а еще и дырявая в нескольких местах. Потом Гоги повез нас к себе домой где мы оставили машину и поехали к ребятам на верх уже на его Уазике. Благополучно эвакуировав основную группу Гоги привез нас к себе домой и быстро накрыл стол. Вообще все с кем мы пересекались из местных всегда звали за стол – так принято, по другому и быть не может!

Ночевать поехали в Хермон, там есть потрясающая база отдыха отель Lucy (N39°52,7710′, E45°25,9298′). Дорога асфальтовая, не большой серпантин, периодически попадаются отары овец.

13.05.2015

Хермон. Отель Lucy. Нам очень понравилось это гостеприимное местечко. Красивая территория, можно покататься на багги по горам, поплавать в бассейне, поиграть в бильярд, аэрохоккей и другие настольные игры. Мы решили устроить себе дневку отмененную на озере Севан из-за непогоды.

14.05.2015

Хермон – Селимский перевал – Мартуни – Гавар – Севан — Ереван

Дорога до Еревана асфальт, периодически горный серпантин. Красиво.

Сегодня последний день нашего автомобильного путешествия.

Первая остановка – Селимский перевал расположенный на высоте 2500 м. Отсюда открываются красивейшие виды. Правда нас встретил очень сильный и холодный ветер.

Так же здесь расположен Селимский караван-сарай (N39°56,9747′, E45°14,1550′). Он предоставлял ночлег караванам, державшим путь через Армению, обычно в Европу и на Восток. Селимский караван-сарай расположен на Великом шёлковом пути, связывающим Восточную Азию со Средиземноморьем. Надписи над входом в караван-сарай зафиксировали дату начала и конца постройки караван-сарая. Первый камень караван-сарая был заложен в 1326 году, а окончилось строительство в 1332 году.

Куда бы вы не приехали в Армении, какую бы достопримечательности не посетили, всюду вы сможете увидеть серые или кирпичного цвета каменные плиты с искусно вырезанными крестами. Таких не встретишь больше ни в одной стране мира. Такие плиты могут стоять поодиночке или группами, сами по себе или в стенной нише. Иногда на них вырезан просто грубый крест, иногда нечто больше похожее на таинственное дерево с многочисленными листочками и ответвленьями, гроздями винограда и плодами граната. Такие плиты называются «хачкары». Это слово образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень. Чаще всего такие камни служат могильными плитами и вырезаются в память о том или ином человеке. Но их устанавливали и по другим, самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела или при сборе обильного урожая. Служили хачкары и межевыми знаками.

Самое большое в Армении хранилище древних хачкаров находится на берегу озера Севан, у поселка Норатус (N40°22,4518′, E45°10,9275′). Такое ощущение, что в Норатусе время остановилось. В хачкарах норатусского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории. Тут около 900 резных камней разных эпох и разных стилей. Недаром это место часто называют «Лес хачкаров». Большинство их датировано XIII — XVII веками, а самые древние из камней датируются V-VII веками. Определить какие примерно какого века просто: те, что пятого века – это простые вырезанные на плитах кресты, более поздние гораздо красивее.  И все эти резные камни, которым почти полторы тысячи лет, полностью открыты для туристов. Всё можно потрогать, в склепы можно зайти. (взято с Geocaching.su)

Армения оставила самые лучшие впечатления, восхитительная природа, старинная архитектура, особый уклад жизни, но самое главное – это люди. Очень гостеприимная и доброжелательная страна с великой историей и традицией, со своим, особым, укладом жизни. Обязательно еще вернемся!!!

Расходы и контакты

Расходы привожу в армянских драмах.

Аренда машины Land Cruiser Prado с 03.05.2015 по 14.05.2015 – 480 000 AMD.

Бензин на одну машину — 134 190 AMD.

 

Цены приведены в среднем на 1 человека в Армянских Драмах (AMD) на май 2015г. Цены на питание учитывают спиртное (Коньяк, Вино)

 

Место Координаты Цена

на 1 чел

Комментарий
Питание Ресторан Кавказ.

Ереван, ул.Анрапетутян

N40°10,7733′

E44°31,3762′

6600 Вкусно, хорошие порции, уютно, качественное обслуживание.
Питание Кафе Карас.

Ереван, ул.Абовян, 1/1

N40°10,7568′

E44°30,7985′

4400 Вкусно, хорошее обслуживание, в подарок дали штук 20 бутылок лимонада
Питание Кафе Artbridge

Ереван, ул.Абовян

N40°11,0508′

E44°31,1857′

2500 Завтрак, уютно, вкусно.

Можно купить сувениров

Питание гора Арагац, кафе N40°28,3883′

E44°11,0302′

7200 Бесподобный Хаш
Питание Кафе

Не доезжая Гарни

N40°07,2770′

E44°42,2009′

4350 Шашлык не понравился.

Рыба бесподобная

Питание Ресторан

Степанаван

N41°00,4769′

E44°23,8855′

4350 Очень душевно и вкусно
Питание Ресторан Тсул

Варденис

N40°11,1793′

E45°42,8011′

5600 Очень душевно и вкусно
Питание Florence Garden

Степанакерт, ул.Туманяна, 57

N39°49,0800′

E46°44,9328′

6000 Очень вкусно и сытно
Жильё Отель Гаяне.

Ахпат

N41°05,4983′

E44°42,3490′

8000 Уютно, гостеприимно, завтрак
Жильё Коттеджи Лори.

Шоржа

N40°29,1471′

E45°16,8191′

5000 Нет отопления, но очень красиво, на самом берегу. Если нужен день отдыха – отличное место.
Жильё Отель София

Степанакерт, ул.Давида Сасунского

N39°49,0588′

E46°45,4786′

11000 На 3-м этаже ТЦ. Весьма прилично. Завтрак
Жильё Отель Манна

Горис

N39°31,3456′

E46°19,6641′

8000 Маленький уютный отельчик на окраине
Жильё Vayk Hotel

Вайк

N39°41,3779′

E45°28,3051′

10000 Уютный отель, прямо на дороге, очень удобно
Жильё Lucytour Hotel

Хермон

N39°52,7787′

E45°25,9384′

11000 Очень уютная территория. Красивые пейзажи. Бассейн и другие развлекухи. Если нужен день отдыха – отличное место.
Нравится? Поделись!