Маршрут 3 к.с. «Юг севера» Декабрь 2014.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: РФ, ЦФО, С-ЗФО

Категория сложности похода: 3

Протяженность активной части похода, км:  2170

Сроки проведения: 02.12.12 — 14.12.12

Подробная нитка маршрута:

Москва – Владимир – Иваново – Кострома – Макарьев – Мантурово – Никольск – Великий Устюг – Котлас – р. Вычегда, ледовая переправа – Сольвычегодск – Харитоново – Сольвычегодск – р. Вычегда, ледовая переправа – Котлас – Тотьма – Вологда – Ярославль – Москва

Содержание отчета

1. Основная идея похода – окунуться в Русский Север зимой, побывать в городах, в том числе небольших, Вологодской, а также частично Костромской и Архангелькой областей, посетить местные музеи, изучить данный край и, конечно же преодолеть ледовую переправу — природно-рукотворное сооружение, местную «дорогу жизни», на дороге между Котласом и Сольвычегодском, — работающую за последнее время всего третий год.

2. Маршрут можно начинать от Костромы или Вологды. Из Котласа можно проехать вдоль Северной Двины до трассы на Архангельск и далее по ней, например, попасть в Вологду (или в обратном порядке). Если бы ледовая переправа не работала, в Сольвычегодск из Котласа попасть бы было невозможно. Так и происходит 4 месяца в году — когда ни паромная, ни ледовая переправы еще или уже не работают. О существовании дороги Мантурово — Никольск у нас были сомнения, особенно в месте границы районов. В этом случае кольцевого маршрута уже не получилось бы, если только пробовать заезжать через Нижний Новгород. От Вологды можно сделать кольцо вдоль Северной Двины и попасть на трассу «Холмогоры».

3. От Сольвычегодска вдоль р. Вычегды со слов  местных жителей дорога существует до Сыктывкара, от него уже есть две трассы на Киров, а затем на Казань. На момент поездки состояние дороги и степени снежных заносов на  соответствующем маршруте было точно нам не известно.

4. Все препятствия были успешно преодолены и изменения в маршрут не вносились.

5. График движения:

  • 02.12.12  Москва – Кострома
  • 03.12.12  Кострома
  • 04.12.12  Кострома – Макарьев
  • 05.12.12  Макарьев
  • 06.12.12  Макарьев – Котлас
  • 07.12.12  Котлас – Сольвычегодск
  • 08.12.12  Сольвычегодск
  • 09.12.12 Сольвычегодск – Харитоново  – Сольвычегодск – Котлас – Тотьма
  • 10.12.12 Тотьма
  • 11.12.12 Тотьма
  • 12.12.12 Тотьма – Вологда
  • 13.12.12 Вологда
  • 14.12.12 Вологда – Москва

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

  • 02.12.12 Дорога до Костромы прошла без приключений. Стоит отметить, что при движении на север зимой даже при таком незначительном расстоянии начинает темнеть заметно раньше.
  • 03.12.12. Утро также наступило чуть позже, чем день назад в Москве. В этот мы совершили неспешную прогулку по зимней Костроме. Музеи работали не все. В музее Природы Костромской области есть бесплатный WI-FI.
  • 04.12.12. Дорога Кострома-Макарьев не так быстра, как может показаться. После начала макарьевского района асфальт настолько убит, что ямы не закрываются даже приличным слоем снега. Дорога по большей части прямая и скользкая, мы видели много аварий и одну машину пришлось доставать из кювета. Остановились в Макарьеве, где есть две гостницы — одна бывшая государственная, судя по отзывам полный «клоповник», да еще и дорогой, а вторая частная, в деревянном двухэтажном доме с резными колоннами, называется «Постоялый двор». Стоимость проживания всего 550 руб. с человека, за эту сумму предлагают еще и баню. Удобства, правда на этаже, но в целом обстановка хорошая.
  • 05.12.12. Этот день мы полностью посвятили Макарьеву и ни на секунду не пожалели об этом. Макарьев — удивительный по свой самобытности и уюту город. Имеется очень итересный краеведский музей (напротив монастыря, за мостом — пл. Революции, д. 9) с неменее интересной эксукрсией. Выходной у музея — в воскресенье, часы работы с 9-00 до 18-00. В музее прямо во время экскурсии можно трогать любые экспонаты, экскурсовод демонтрирует старинные предметы, листает книги и т.д. Все это оставляет неизгладимое впечатление. Музей был закрыт, но на дверях музея имелся телефон, по которому можно было вызвать экскурсовода. Мы договорились с Ольгой Витальевной (ст. науч. сотрудник музея) о встече у ее дома и довезли на своем авто до музея. В пути она за 5 минут даже успела провести нам небольшую экскурсию по городу. Все это было очень необычно и несомненно было знаком того, что нас ждет отличный и увлекательный маршрут…
  • 06.12.12. Дорога на Котлас хотя и оказалась проходимой, но приготовила сюрпризы. В связи с ветренной погодой на глазах в считанные часы образовалось множество переметов. Ограждения от снега вдоль дороги имелись далеко не везде. Перегон Мантурово – Никольск особенно глух (граница районов) и снег убирается на дороге с большим запозданием. В Котласе смотреть абслютно нечего — относительно молодой промышленный небольшой город, много автомобилей и железной дороги. В печатление о городе подпортила также отвратительная гостиница «Советская». Несмотря на стоимость 700 руб. с человека, условия приближались к барачным (нас подкупил более-менее приличный вид здания и рецепшена, однако в номере оказалось все кординально по-другому). Зато там мы узнали, что в Сольвычегодске существует их филиал, гостиница в деревянном доме. К сожалению, нам не удалось в нее заглянуть.
  • 07.12.12. Расстояние Котлас — Сольвычегодск всего около 40 км, однако на этом пути зимой, правда не каждой, имеется весьма интересное препятствие — ледовая переправа, которая налажена там же, где летом действует паром. Ледовая переправа официально начинает работать только после того, как специальные замеры показывают, что толщины льда достигла минимум 35-ти сантиметров. При оттепелях и по весне, также по строго определенным показаниям, переправу закрывают — т.о. всякая связь между 2-3-мя месяцами работы паромной и ледовой переправ прерывается. Однако и ледовая переправа существует невсегда. За последние несколько десятков лет лишь последние три года зимнее сообщение восстановилось — до этого река практически не замерзала. Официальная версия такого состояния реки — изменение зимнего климата, а народная и более реальная — теплые выбросы знаменитого здесь бумажно-целлюлозного комбината, который раньше работал в полную силу и кроме загрязнения реки давал еще и отвратительный запах на всю округу. В последние же три года на ЦБК дела идут не очень и предприятие работатет в полсилы, и воздух и река Вычегда почти перестали наполняться выбросами и вода замерзает… Оставшее время дня мы с большим удовольствием потратили на прогулку по удивительному Сольвычегодску и зашли в магазины (есть продуктовый и хозяйственный), которые располагаются прямо в здании бывшей усадьбы.
  • 08.12.12. Сольвычегодск — это настолько своеобразный, местечковый и ни на что не похожий городок, что невозможно на словах объяснить в чем его особенность. «Соль-Вычегодская» — так еще называлось это место много веков назад. Сейчас город очень провинциален и во всем достаточно далек от понятий современной столицы и ее пригородов. Тихие, фактически пешеходные улицы с безмолвными домишками. Маленькие дети в санках оставляются мамами у магазина минут на 20 безовсякого опасения. Местные жители, с интересом огладываются на новую машину…И вдруг среди всего этого в поисках музея мы подъезжаем к огромному двухэтажному храму, с подклетами и величественной колокольней. Снаружи храм только начал ремонтироваться, хотя и до ремонта он не был в руинах. То, что находится внутри храма — поражает до глубины души. Контраст того, что происходит снаружи, на улицах городка и невероятное богатсво, красота, не смотря на долгое отсутвие ремонта, иконостаса, икон и росписи не оставит равнодушным никого. За разъяснениями мы обратились к работникам музея. Ответ поразил нас неменьше, чем увиденное, однако для нас это и стало очень понятным объясненияем происходящего: все дело было в Строгановых. С богатейшим в свои времена родом мы достаточно подробно познакомились при поездке на Урал — в Усолье, родовом имении Строгановых на Каме. Сам директор тамошнего музея провел для нас потрясающую экскурсию. Строгановы были настолько состоятельны и самодостаточны, что спонсировали не много не мало государство, а успехи в добыче соли и вообще грамотном экономическом использовании уральских мест настолько ценились царем, что Строгановы получили возможность фактически управлять теми землями в полном объеме. Однако в Усолье род осел не сразу, а лишь в начале 17-го веке. До этого, с 15 века, соль Строгановы добывали здесь, в Усолье на Вычегде. Аника Строганов ставит первую соляную варню на р. Усолке и добыча начинает набирать обороты. За это время Строгановы строят две богатейших и красивейших домовых церкви (вторая также сохранилась, но в ней есть только иконостас, росписей и убранства в храме нет) и пока не добывают практически всю местную соль, Соль-Вычегодская богатеет и процветает, город сильно отстраивается… Музей в этом храме очень небольшой, интересно посетить подклеть и колокольню. В подклети есть несколько старых фотографий города, а также удивительный «каменный мешок» — своеобразный сейф для хранения денег и драгоценностей прямо в стенах храма, попасть внутрь мешка можно только на «четвереньках». С колокольни же открывается потрясащий вид на Вычегду, город и окресности.
  • 09.12.12. На следующий день мы доехали до Харитоново, но с большим трудом. Возможно, доехать до Сыктывкара можно, но дорога зависит от погоды. Так, наше движение было затруднено из-за массовых переметов. Если попасть неудачно, можно попасть в ловушку, когда и впереди и сзади дорогу заметет окончательно в течении нескотльких часов. Дорогу чистят, но не регулярно. На Тотьму дорога местами пошире, но также были множественные переметы. За время пути до Тотьмы погода сменялась со спокойной до непроглядной пурги. Местами скорость движения приходилось снижать до минимума.
  • 10.12.12 — 11.12.12. Тотьма. Для внимательного путешественника лучше выделить два дня на осмотр, для поверхностного осмотра достаточного одного. В городе пять музеев, в том числе большой «Тотемский краеведческий музей» и 2 или 3 гостиницы. Мы ночевали в необычной гостинице «Монастырские кельи», которая расположена прямо на территории бывшего Спасо-Суморинского монастыря, в келиях. Внутри — ничего особенного, достаточно скромно, но для цены — 350 руб. с человека более, чем отлично, удобства, разумеется на этаже, и есть кухня. Прямо напротив гостиницы, в другом здании келий, расположен удивительнишей музей — открытое хранение фондов, где находится огромная коллекция прялок, трепал, швеек, изделий из бересты, гончарных изделий, изразцов, посуды, мебели. Адрес: Тотемский р-н, пос. Лесотехникума, режим работы: с 10.00 до 17.00 , кроме субботы и воскресенья. Кроме упомянутых, также в городе есть музеи: музей Мореходов — в здании церкви Входа в Иерусалим, это самый красивый храм Тотьмы, восхитительный представитель Тотемского барроко, музей церковной старины, дом-музей И.А.Кускова и интересный памятный знак «60 параллель». А вот несколько фотографий из хранилища фонда:
  • 12.12.12. Дорога Тотьма-Вологда, судя по всему, чистится регулярно, и, не считая небольших участков разбитого асфальта с неожиданными ямами, в целом весьма хорошая и быстрая.
  • 13.12.12. В Вологде много музеев, гостиниц и кафе. Очень интересен музей «Мир забытых вещей», адрес — ул. Ленинградская, д. 6, выходные — понедельник, вторник.  Располагается музей в трехэтажном доме купца 1 гильдии, имевшему семью в 17 человек. Представлены интерьеры, предметы быта и картины 17-18 веков, своего рода музей быта городской жизни в Вологде.
  • 14.12.12. Дорога от Вологды до Москвы прошла без приключений.

7. Потенциально опасные и труднопроходимые участки на маршруте подробно описаны в предыдущем разделе. Дорога Сольвычегодск — Харитоново — Сыктывкар скорее всего зимой проходима только сразу уборки снега. Участок Мантурово-Никольск — единственная переброска в Вологодскую область на всю восточную часть этой области, скорее всего в том или ином виде эта дорога работает постоянно.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте:

  • Город Макарьев. Краеведский музей — пл. Революции, д. 9. Выходной — воскресенье, часы работы с 9-00 до 18-00.
  • Ледовая переправа через реку Вычегда. Начинает работать только после того, как специальные замеры показывают, что толщины льда достигла минимум 35-ти сантиметров. О работе ледовой переправы на настоящий момент можно узнать по специальным телефонам.
  • Город Сольвычегодск. Музей «Благовещенский собор», Музейный переулок, д. 4. Выходной — понедельник. Часы работы с 9-00 до 17-00.
  • Второй храм Строгановых действует как церковь, виден с дороги.
  • Город Тотьма. Тотемский краеведческий музей — ул. Ворошилова, д. 44, часы работы: с 10.00 до 17.00, выходной день — суббота.
  • Открытое хранение фондов, г. Тотьма, пос. Лесотехникума, режим работы: с 10.00 до 17.00 , выходные — суббота и воскресенье.

9. Внедорожное и прочее автомобильное снаряжение на 3 автомобиля: реечный домкрат — 1 шт., буксировочный трос — 3 шт., лопата — 3 шт., компрессор для подкачки шин — 3 шт., аптечки штатные в каждом автомобиле и одна расширенная, резина зимняя. Также на случай вынужденной остановки в зимних условиях в местах без мобильной связи — палатки, зимние спальники, пенки, множество теплых вещей, продукты НЗ. «Обычное» снаряжение — навигация, кухонная утварь, личные вещи и т.п.

10. Стоимость проживания в гостиницах весьма умеренная, мы заранее выбрали и забронировали подходящие по цене варианты (цены см. в разделе 7), питание – недорого, только в Великом Устюге очень высокие цены на гостиницы и кафе, при этом все занято или закрыто, в 10 часов вечера место, где поесть в этом городе мы так и не нашли.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута:
Путешествие по данному маршруту зимой – вариант для достаточно опытных туристов, как вообще, так и в плане бездорожья. Ехать одной, и даже двумя машинами довольно рискованно, если застрять в снегу или сломаться, помощь, учитывая крепкий мороз, может очень пригодиться.
Главными изюминками поездки для нас стали Сольвычегодск и Тотьма. Сольвычегодск будет особенно интересен тем, кто посещал музеи среднего Урала, был в Усолье и Соликамске. Зимние пейзажи и морозы не только не испоритили, но и дополнили наши положительные впечатления, не говоря уже о том, что ледовую перепарву можно посетить всего 3-4 месяца в морозном году.

12. К отчету прилагается обзорная карта маршрута на отдельном листе.

Обзорная карта маршрута:

вологда-карта-вся
Нравится? Поделись!
Мультфильм Мешок яблок смотреть онлайн на http://multnow.ru/sovet-mult/meshok-yablok/ Заяц хочет собрать мешок яблок и накормить детей.