Маршрут 2 к.с. Султанат Оман. Декабрь 2013 — Январь 2014г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Султанат Оман
Категория сложности похода: 2 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  4105
Сроки проведения: 26.12.13 — 10.01.14
Руководитель маршрута: Часовиков М.А.

Подробная нитка маршрута:

Маскат- район в. Эш-Хам, — Бахла — Низва — вдхр. Курият — Адам — Салала — побережье Аравийского моря — Маскат

График движения

День

Крайние точки

Пробег,

Км

Из них вне асфальта, Км

Пройдено пешком, км

Ходовое время,

Час, минут

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1

Muskat

0

0

5

4

Встреча группы в гостинице, прогулка по городу Muskat, обмен валюты

2

Muskat – Ras As Sawadi

83 км

2 км

2

2

Получение машин, закупка продуктов, движение по шоссе, ночевка на берегу моря.

3

Ras As Sawadi – Al Farraah

97

23 км

8,5

5 часов 20 минут

Движение по шоссе, заправка полых баков, во второй половине дня – прогулка по Малому Змеиному каньону

4

Al Farraah-Hat

17

17

3,7

6 часов 15 минут

Прогулка по Большому змеиному каньону, ночевка на перевале

5

Hat – Wadi Ghul

112

73

2

8 часов 20 минут

Движение по дорогам, посещение каньону, треккинг с элементами скалолазания и заплывов.

6

Wadi Ghul – ночевка над вдхр

318

63

9 км

9 часов 15 минут

Движение по новым дорогам, движение по грейдеру, встреча Нового года

7

ночевка над вдхр — Muskat

245

39,5

9

7 часов

Движение по грейдеру, далее по шоссе. Ночевка в Muskat

8

Muskat — Marsawdad

786

18

0

7 часов 30 минут

Движение по шоссе, Ночевка в пустыне

9

Marsawdad – Al Hashman

314

138

5

5 часов

Движение по шоссе, движение по грейдеру, Ночевка в пустыне

10

Al Hashman – Al Mughsayl

406

60

0

5 часов 30 минут

Движение по пустыне, движение по шоссе, ночевка на море

11

Al Mughsayl — Shumhuram

180

7

8

4 часа 20 минут

Движение по шоссе, в конце дня по грейдеру, и 500 метров по песку, осмотр достопримечательностей

12

Shumhuram — Sawqrah

461

5

5

5 часов 20 минут

Движение по шоссе, осмотр достопримечательностей

13

Sawqrah —  Ras Ar Ruwaya-

511

10

0

7 часов

Движение по шоссе, по зоне прибоя, осмотры достопримечательностей

14

Ras Ar Ruwaya -Sur

312

5

4 часа

Осмотр сада камней

15

Sur-Dibab

198

3

23 км

87 часов 15 минут

Прогулка по Вади Тиви

16 Dibab-Muskat 148 км 0 0 2 часа 30 минут Движение по шоссе

ИТОГО

 

4105

462

73

90

 

Характеристика района путешествия

Автодороги: хорошего качества и активно строятся. В связи с этим все карты и космоснимки активно устаревают. Если на годовалых космоснимках видно активное строительство дорог, то скорее всего дорога там уже построена. Дороги, обозначенные на карте, как асфальтированные, скорее всего хорошего качества. Дороги в пустыни (не относящие к асфальтированным) могут на некоторых участка засыпаны нанесенным ветром песком. Обозначенные на карте бензозаправки имеются в наличии, но не всегда могут работать – весьма часты, особенно вдали от крупных городов, перерывы, которые могут быть связаны со временем молитвы. Стоимость бензина – в пересчете на рубли около 10 рублей за литр. Скорость движение вне населенных пунктов – 110 км/ч (за столько не штрафуют), довольно много камер, контролирующих скорость движения. Они хорошо заметны (как серые будки, расположенные на разделительной полосе) и находятся только на освещенных участках дороги. За все время поездки, штрафов мы не получили. С дорожной полицией мы не общались, но в сторону Йемена  на крупных развязках встречаются посты (полиции или национальной гвардии, как правило в составе нескольких бронированных машин) на которых осуществляется проверка документов – необходимо предъявить паспорта и водительское удостоверение водителя. Но часто было достаточно предъявить только одно водительское удостоверение на машину. По видимому они больше следят за проникновением Йеменцев. Проверки туристов их Европы лояльны.

Валюта и банкоматы: Оманский реал. Обменивать лучше USD в купюрах по $100 или $50. Банки бывают открыт с утра и выходные дни пятница и суббота. Лучший курс, как ни странно, был в аэропорту. Возможно снять местную валюту с карточки одной из международной банковской системы, но могут быть проблемы, например у нас карточка, выпущенная Райффазен-банком нормально обрабатывалась только в банкоматах Muskat-Bank, остальные банкоматы не знали такого банка. Банкоматы есть только крупных туристических центрах – около Маската, Салала, Сура. В остальных местах лучше планировать использовать только местную валюту. Нам показалось, что с точки зрения обменного курса, выгоднее снимать местную валюту с рублевой или валютной карточки, чем обменивать рубли в Москве на USD и потом в Маскате на реалы. При обмене валюты необходимо предъявлять паспорт.

Газ / вода: Для готовки мы использовали бензиновые и газовые горелки. Газ под цанговый баллон (Дихлофос) можно купить во многих крупных супермаркетах. Под винтовой баллон (Epi-gaz / Clleman и т.д.) – мы видели только в  Carrefour. Питьевую воду из естественных источников мы не использовали, покупали только в магазинах, в 2- и 5- литровых бутылках.

Питание: Довольно много придорожных столовых, их хозяева  большей частью – выходцы из Пакистана или Индии. Обед – суп, мясное блюдо с большим количеством гарнира (картофель или рис), свежий сок – стоит около 300 рублей с человека. В крупных сетевых супермаркетах можно купить стандартный набор продуктов, в том числе быстрого приготовления. Нам даже удалось найти гречку и нашу обычную халву, произведенную на Украине. Единственные проблемы с продуктами – это колбасы / тушенка и спиртное. Алкоголь есть только в малом количестве лицензионных баров, и без возможности выноса. Таможенные правила запрещают ввоз колбасы/сало и более 2х литров алкоголя на человека в страну. Но фактический контроль примерно такой, какой у нас на въезд в Домодедово. Проживание: большую часть времени мы ночевали в палатках, это абсолютно нормально для Омана, и у нас с этим проблем не было. Фактически останавливаться можно в любом месте за населенными пунктами, чуть съехав сдороги.

Связь: Мы планировали взять телефон Турая, но у знакомых в последний момент он сломался, брать в аренду – мы не захотели, в результате использовали обычные мобильные телефоны с сим-картами МТС (с подключенный опцией «Везде как дома» — все входящие до 5 минут бесплатно), Билайн и туристическую сим-карту. По факту в городах или в прямой видимости от города связь есть, вне городов или в мелких населенных пунктах – как повезет. В гостиницах для клиентов есть WiFi, в кафе и столовых WiFi скорее нет.

Погода: За время поездки дождь у нас был один раз, в последний день. Днем было около 30 или чуть больше, но воздух очень сухой. По ночам  на побережье около 15-20 градусов, в центральной части – до +5. В горах возможны заморозки. Летом температура в тени может превышать +50 градусов.

Машины: мы осуществляли передвижение на двух LandCruiser Prado и двух Mitsubishi Pajero. Особой внедорожной подготовки не было. Шины – Mud&Shuga. Проблем с ними не было. Среди специального снаряжения использовали: лопату титановую и лавинные листы – для организации кухни и расчистки песка, с возможностью использовать последние как Сэнд-треки, стропу динамическую и буксировочную. Так же был пневмодомкрат на 5 тонн. Мы пользовались услугами аренды http://www.arabiacars-oman.com/

Электроника: рации – 5 вт (одна рация на машину). Проблем со связью внутри группы не было, за исключением, того, что у одной из рации были полуживые аккумуляторы – хватало примерно на сутки, во второй рации – хватило одной зарядки на весь поход, с комплектом подзарядки от прикуривателя. Разветвителя прикуривателя – по одному на машину, FM-transmitter – позволяющему аудиовыход любого устройства преобразовать в FM-диапазон (по одному на машину), конвертора 12->220В (по одному на машину, использовали мало) и зарядок от прикуривателя для фото, телефонов. Кроме этого был один ноутбук и один планшет под Android.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

Первый день Muskat.

В этот день мы планировали заселиться в гостиницу, погулять по Маскату, встретиться всей группе.

Мы прилетели в Оман рано утром, около 6 утра. Формальности по прилету – паспортный  и таможенный контроль заняли минимум времени и примерно через полчаса мы прошли на «свободную» территорию.

Там мы нашли контору, через которую бронировали автомобили, уточнили их время работы, и то, что завтра точно сможем получить арендованные машины. Кроме этого обменяли около 200 USD на местную валюту. Мы планировали обменять наличную валюту в Городе по более выгодному курсу, но как оказалось, самый выгодный обменный курс был в аэропорту.

На перроне есть стойка такси и за 10 реалов с машины мы смогли доехать до нашей гостиницы — Tiger Home Hotel Apartments . Мы заказали два апартамента на 9 человек  — два номера по 3 комнаты с кухней и душем за 77 риалов со всех за ночь.

После заселения и душа мы отправились гулять по Маскату: Сходили в Мечеть Султана Кабуса и съездили на побережье в район Матраха.

Мечеть Султана Кабуса является одной из крупнейших мечетей в мире. Она доступна для посещения туристами (не только мусульманами) с 8 утра до 11 часов дня. Требования к форме одежды стандартное – локти должны быть закрыты, брюки почти до земли. Для женщин – платки. На входе фейс-контроль есть, возможно взять напрокат за 5 евро недостающие детали туалета.

Мы посетили женскую молельню и центральную мечеть. В центральной мечети – интересно и ее точно стоит посетить – ключевые артефакты – это самый большой ковер в мире и Главная люстра, на отделку которой пошло большое количество стразов Сваровски.

После Мечети мы на такси (10 реалов, такса по Городу) доехали до центральной набережной в районе Матраха. Видимо, это центральная часть города. Там есть рынок (оставили на последний день), Президентский дворец, форты, построенные португальцами, беседка в форме ладанцы (курильни, в которой сжигают кусочки ладана). В целом, интересно, прогуляться стоит. Но уже после 12 часов рынок закрывается, банки прекращают свою работу. 

Мы пообедали там около рынка и на такси вернулись в гостиницу, купили продуктов на завтрак в местном небольшом магазинчике, а так же канистру для бензина для горелки.

Вечером прилетела вторая часть нашей группы и мы благополучно встретились в гостинице.

Второй день Ras as Sawadi.

В этот день нам было нужно взять прокатные машины, купить продукты и переночевать  на берегу моря.

Утром мы позавтракали в номере, собрали вещи, выселились из номера и разделились, часть группы поехала за машинами, часть пошла в супермаркет Al Hula за продуктами. Нам было нужно закупиться на ближайшие 5 дней, в том числе на Новый год и главное купить газ и воду.

Машины мы получили в аэропорту. Получение стандартное – проверка состояния, в том числе с отметкой видимых повреждений, отметка пробега, и кол-во бензина (на всех машинах было около полубака 5/8 бака). Документы, которые предъявлялись – это паспорта, на  кого оформлялась машина, карточка, с которой будет осуществляться оплата и водительское удостоверение одного из водителей на каждую машину. При аренде за каждую машину берется возвращаемый залог в 100 реалов. Он вернулся на карточку примерно через неделю после возвращения в Москву. Если курс валют изменится в нужную сторону, то можно и заработать. Оплата за все машины производилась кредитной карточкой Visa Gold, выпущенной с СберБанком РФ, проблем с оплатой не было. Возможность оплатить наличными мы не уточняли, возможно, она есть. Машины получали на частной стоянке в 2 минутах ходьбы от аэропорта. Сдавать машины необходимо будет на этой же стоянке.

Кроме получения машин, мы обменяли наличные доллары на реалы на всю поездку (около 2000 USD на всю группу) в обменнике в аэропорту. На все формальности (приемку машин и обмен валюты) ушло около часа.

После получения машин, мы вернулись в гостиницу за вещами, загрузились и поехали встречаться со второй частью группы, которая большую часть продуктов в магазине. Закупили практически все, кроме газа. Все продукты на 9 человек на 5 дней стоили около 130 реалов. Газ и недостоющие продукты купили в Carrefour в CityCentre рядом с аэропортом. Этот центр стоит рекомендовать для централизованных закупок. Выбор товаров там наибольший в Омане. В том числе там можно купить и товары для активного отдыха и кемпинга. Цены на товары сравнимы с московскими.

Закупки мы завершили около 13.00 и решили по пути пообедать в ближайшей придорожной столовой. В столовых обеденные помещения делятся на две части – для мужчин и для семейных. Мы обедали в помещении для семейных, как правило за одним столом, обычно получалось составить несколько столов вместе.

Далее движение по автостраде – две полосы в каждую сторону, ограничение скорости 110 км/ч. Мы практически без остановок доехали до поворота на As Sawadi. Далее дорога асфальтированная, но уже по одной полосе в каждую сторону. По ней мы доехали до пляжа и съехали к морю. Когда мы приехали (около 17.00) было довольно много народу, но они уже разъезжались. Мы доехали до самого побережья и остались почти одни.

Третий день Ras as Sawadi — Al Farraah.

Встали с рассветом, быстро позавтракали и поехали на юг в горы. За два часа доехали до Ar Rustag. Там посетили древний форт и горячие источники. По факту, горячие источники – это несколько открытых облагороженных купелей, но доступ к ним в этот день был закрыт.

Форд стоит рекомендовать для посещения, но он явно не столь древний, как его хотят показать. Столько времени те кирпичи, из которых он сложен, не прожил бы.

На выезде из города заправили полные баки и направились в горы. Дорога изменилась – стал довольно приличные грейдер, по ширине – в 1,5 полосы. Два внедорожника могут разъехаться, но два большегрузных автомобиля – не везде. Скорость движения опускается до 40 км/ч. После небольшого перевала останавливаемся на обед. К сожалению, мы рано остановились, буквально в пяти минутах езды от этого места –начинался Малый Змеиный каньон, и стоило остановиться на обед рядом с ним.

Обедаем около 1,5 часов, и еще минут через 5 останавливаемся около Малого Змеиного каньона. Туристов довольно много, место для парковки нашли не сразу. Мы решили совершить пешую прогулку по Каньону. Форма одежды – должна допускать купание, на ноги стоит одевать такую обувь, которая позволяет свободно плыть и идти по камням. Для фототехнике необходим герметичный чехол.

Прогулка заняла около 2 часов. – длина каньона около 4-5 км. Основные препятствия осыпь среднего размера и водоемы, в том числе глубокие – длиной до 30 м. Течения почти нет, температура воды комфортная. Каньон местами узкий, стены могут быть использованы для скалолазания, порода – граниты, достаточно прочная.

После прогулки мы стали искать место для ночевки. К сожалению, найти горизонтальный участок для установки трех платок было не просто. Разведка на восток до конца дороги не обнаружила хороших мест под палатку.

Решили проехать чуть дальше, по путеводителю, в начале Большого Змеиного Каньона должны быть места под палатку.

По пути заехали к концу Большого Каньона. Примерно в 500 метрах не доезжая этого места – дорога уходит круто вверх в соседнюю долину. Это, по-видимому, самый крутой участок грейдера. Дорога узкая, две машины могут разъехаться далеко не везде. Движение по нему  осуществляется на пониженной передачи в режиме 4х4. Примерно за 20 минут спускаемся с перевала и доезжаем до пологого места. Оно оказалось свободным и уже в сумерках ставим палатки.

Четвертый день Al Farraah — Hat.

Утром завтракаем, часть группы собирает лагерь, вторая часть одну машину отвозит к конку Большого Змеиного Каньона и делает разведку ViaFerrata, которую при благоприятном раскладе мы собирались пролезть. Однако, разведка сообщила, что ViaFerrata есть, но ее состояние неудовлетворительное – она давно не эксплуатировалась, элементы страховки требуют обновления или хотя бы дублирования. По существу, то что мы видели, требовало организации но надежной нижней страховки. По результатам проверки мы отказались от попытки пролезть ViaFerrata.

Примерно через 2 часа мы снова собрались вместе и пошли Большой Змеиный Каньон. Снаряжение – примерно такое же, как и при прохождении Малого. Среди специального – гермомешки под фотокамеры и основная веревка. Страховочные системы не брали. По-видимому этот каньон проходится и без веревки. Но горный опыт все-таки  берет свое,  и те места, где все нормальный люди просто спрыгивают (иногда до 4 метров в воду) мы провешиваем и спускаемся спортивным дюльфером. Если проходить Каньон в нашем режиме – то наиболее оптимальным будет использование веревки в 15-20 метров, максимального диаметра и максимально мягкой. Среди препятствий каньона – средняя и крупная осыпь с элементами скалолазания, скальные стенки до 5 метров, которые как правило оканчиваются или водосливом, или небольшим озером. Обводненные участки пещеры, которые можно преодолеть только вплавь. Длиной до 50 метров, без заметного течения. На некоторых участках каньон полностью перекрывает небо и местами довольно много мусора. Общее время прохождения каньона – около 2,5-3 часов. По набору препятствий примерно соответствует перевалу 1Б к.т.

Примерно к часу дня мы добираемся до места ночевки, быстро перекусываем и около двух часов начинаем движение к перевалу, ведущему в сторону Al Hamra. Дорога до перевала – грейдер, местами достаточно крутой. Движение на наиболее крутых участках на подъем осуществляется на пониженной передаче в режиме 4х4. Качество дороги приемлемое. Проблем с ориентированием – не было. Набор высоты – довольно большой, около километра от места ночевки. Автозаправочных станций от до Ar Rustag нам не встретились, как и источников, пригодных для питья. Вода в каньонах пресная, но, возможно грязная. По крайней мере без обеззараживания ее пить мы не рекомендуем. На перевал мы добрались примерно за 1,5-2 часа с учетом многочисленных остановок на обзорных площадках.

Сразу с перевала в сторону спуска начинается асфальтовая дорога и обзорная площадка. От площадки на восток вдоль гребня идет грейдер среднего качества. По нему мы отъезжаем около километра и встаем рядом с гребнем. Дорога на перевал достаточно крутая, так по Гуглу последние 4,7 км дороги происходит набор 700 метров.

Примерно за час разбиваем палатки и готовим ужин. К сумеркам заканчиваем ужинать и любуемся звездным небом и огнями центральной части Омана.

Пятый день Hat — Wadi Ghul.

С утра – плотный туман и довольно сильный ветер. Прохладно, по ощущениям около +5. Быстро завтракаем, собираем палатки и начинаем спуск по асфальтовой дороге.

Скорость движения ограничивается только поворотами на серпантинах. Примерно за полчаса доезжаем  до пещеры Al Hutah Cave. Но она закрыта, причем на ней написано, что она destroy, и, видимо, в ближайшее время она не будет доступна для посещения.

Едем дальше в сторону Izwa. Там в центральной части посещаем форт и по нему гуляем около 2х часов. Потом едем в сторону Al Hamra и далее в сторону высшей точки Омана – Al Jabal Shams. В Al Hamra на автозаправочной станции обедаем и заправляем полные баки бензина. От Ar Rustag мы израсходовали примерно по полбака топлива.

После Al Hamra дорога становится хорошим грейдером, двигаемся довольно быстро – около 60 км/ч. Около поселка Wadi останавливаемся для фотографирования «мертвого города» — это древнее поселение оманцев, известное с раннебиблейских времен.

По пути на высшую точку довольно часто останавливаемся фотографироваться. Чем выше – тем дорога хуже, но все равно довольно приличная, включения понижающей передачи нигде не требуется, хотя и включаем полный привод. Чем выше, тем холоднее и появляются облака. К сожалению, доехать до высшей точки у нас не получилось – как и обозначено на карте и указано в путеводителях – военная зона, проезда нет, но пройти ногами возможно. Мы решаем спуститься на машинах и переночевать в долине.

Примерно за 1 час спускаемся до Wadi и в уже начинающихся сумерках едем по каньону вдоль вади, до ближайшего места ночевки. Дорога состоит из булыжников среднего размера, выровненная трактором. Дорога узкая, разъехаться и тем более развернуться можно далеко не везде. Уклоны незначительные. Скорость около 20 км/ч. Каньон красивый, воды почти нет, есть небольшие лужи. Доезжаем до окончания дороги (скорее улучшенного русла реки) и осматриваем площадки. Места под палатки нужно готовить, и в случае дождя находиться в этом месте небезопасно.

Эти опасения берут верх и мы решаем заночевать на основной дороги около села Wadi. Сумерки уже сгущаются, возвращаемся по пути заезда, в первый раз вне населенного пункта используем фары. Уже в темноте выезжаем из каньона.

На противоположном берегу долины, на против поселка становимся лагерем. Быстро ужинаем и ложимся спать. Пока ужинали пару раз подъезжали местные, видимо узнать кто стоит, но в разговоры не вступали и быстро разворачивались и уезжали.

Шестой день Wadi Ghul.

В этот день мы планируем совершить пешеходную экскурсию вдоль вчерашнего каньона, купить продуктов перед Новым годом, и над самым крупным водохранилищем Омана встретиться Новый год.

С утра созваниваемся с Посольством, дело в том, что один из участников (руководитель) потерял загранпаспорт и мы теперь выясняем процедуру восстановления. В посольстве по телефону нам посоветовали обратиться к Консулу Дмитрию Юрьевичу и дели его мобильный телефон. После того, как мы рассказали ситуацию, консул сообщил, что бы мы обратились к нему за пару дней до вылета из Омана, он даст справку о возвращении на Родину и разрешение Его Величества покинуть страну. Анализ ситуации показал, что паспорт скорее всего был забыть в аэропорту при обмене валюты. Решаем на следующий день заехать в аэропорт и поискать там паспорт.

Примерно за четыре часа путешествуем по тропе над каньоном и часам к 12 возвращаемся к машинам.

Далее движение около 2 часов до супермаркета в Izki, где покупаем продукты на для новогоднего вечера. Проблем с дорогами и ориентированием нет, единственная сложность – придерживаться ограничения скорости. Около 15.00 начинаем движение от Izki в сторону водохранилища. В первый час качество дороги примерно такое же – скорость движения около 100-110 км/ч. Через Lisq и Mizbar доезжаем до Dama Wa At Taiyyin. Далее асфальт и дорога, обозначенная на карте заканчивается. Судя по космоснимку, дорогу в этих краях только делают. По факту – действительно много дорожной техники и обозначений объезда. Руководствуемся знаками объезда, доезжаем до деревни…

От нее дорога уходит круто вверх, как на  космоснимке. Едем по серпантинам, включив полный привод и иногда подключая понижающую передачу. Примерно с началом заката доезжаем до деревни. Далее дорога раздваивается, правая часть идет в обход нового водохранилища – это наш завтрашний путь, а мы поворачиваем налево (на запад) и едем до куда доедем. Примерно через 2-3 км дорога выходит на пологую долину, отделенную от основной небольшим гребнем. За этим гребнем мы останавливаемся. Дорога дальше сильно размыта, и проехать более 100-200 метров в рамках похода 2 к.с. невозможно.

В сумерках организовываем лагерь, уделяем большое внимание защите от ветра и готовим праздничный ужин. К сожалению нормального шампанского ни в Duty Free ни в Омане не было. Было только безалкогольное. Но мы используем купленные в Duty Free иные запасы. Встречаем новый год примерно в намеченной в Москве точки. К сожалению без елок и свечей, последние на таком ветру задуваются.

Седьмой день Muskat.

Утром быстро готовим завтрак и идем на прогулку по старой дороге над озером. Дорога – около 4 км, занимает 2 часа в возвращением. Это старая дорога, которая использовалась до наполнения водохранилища. Последние несколько лет она явно не поддерживалась. Вцелом, она напоминает наши обычные горные дороги, по которым давно не ходил грейдер. Среди препятствий – большие булыжники и многочисленные промоины. Возможность ее прохождения в рамках похода более высокой категории сложности – нам неизвестна.

Примерно к 11 часам возвращаемся к машинам и начинаем движение к асфальту. Первые 20 км до перевала в сторону моря – хороший грейдер, местами работает техника по его улучшению. Движение на полном приводе без подключения понижающей передачи. Уклоны дороги незначительные. При спуске с перевала характер дороги меняется – она становится более крутой, при движении подключаем понижающую передачу, осуществляем торможение двигателем.

Примерно за полчаса вместе с остановками спускаемся плотной группой к пологой части. В это месте дорога становится более широкой – примерно по полосе в каждую сторону. Дальнейшее движение осуществляем только на переднем приводе. Ориентирование осуществляем по GPS, дорог здесь довольно много. Перед самой плотиной появляется асфальт. На плотине – самым крупным пресным водоемом Омана, проводим около часа.

Дальнейший наш путь к гостинице и аэропорту. Заселяемся в нашу гостиницу, а одна машина доезжает до аэропорта. Там мы объясняем ситуацию в той конторе, где мы брали машину, проси сделать нам ксерокс с ксерокса паспорта, по которому мы брали машину. Без проблем получаем ксерокс. Далее пытаемся обратиться в офис Lost&Found, но он уже закрыт. Нас проводят к ближайшему полицейскому, где мы еще раз рассказываем ситуацию, он просит вспомнить ФИО и примерно дату, когда был потерян паспорт. – Называем, он зарывается в свой журнал (видимо регистрации происшествий), просит назвать ФИО, мы предъявляем ксерокс паспорта, он находит, что паспорт на это ФИО был найден и передан в Lost&Found. Его можно там забрать будет завтра с 8 до 11 утра. На прощание он говорит нам, что «Оман это спокойная страна, тут ничего не теряется, и все находится. С чем мы полностью согласны.

Вечером, мы возвращаемся в гостиницу, и там ужинаем.

Восьмой день Muskat — Marsawdad.

Цель этого дня – вернуть паспорт, купить продукты на 5 дней, воды на 7 дней и проехать максимальное расстояние на юг.

Мы опять разделяемся – часть группы, посещает Мечеть Султана Кабуса, руководитель едет за паспортом, а остальные в Carrefour за продуктами.

В аэропорту в Lost&Found попросили предъявить любой документ, подтверждающий личность – было достаточно банковской карточки, но и водительское удостоверение подошло. В офисе была внушительная пачка потерянных паспортов граждан разных национальностей, в том числе несколько российских. Формальности заняли минимальное время.

Закупаем продукты в Carrefour и примерно в 10.00 все встречаемся всей группой.  Дальше наш путь лежит на юг. Мы хотим проехать максимально далеко по 31 шоссe.

Примерно до Nizwa движение довольно плотное. Около Nizwa заправляемся до полного бака и берем курс на юг. Дорога далее весь день хорошая, 1-2 полосы в каждую сторону. Машин встречается мало. После Nizwa освещения и камер, регистрирующих скоростной режим нет. Местами встречаются ремонты дорог, движение осуществляется по двухполосному дублеру, длинной 5-10 км, скорость дороги на этих участках ограничена 60 км/ч, обгоны затруднены. Качество таких объездов примерно соответствует неотремонтированным участкам Бетонки вокруг Москвы. Примерно два раза за этот день нам попадались блок-посты на которых проверяли паспорта и водительское удостоверение водителя. Почти всегда хватало сказать, что мы туристы из России, и предъявить наше национальное водительское удостоверение. Вцелом, отношение Полиции или Национальной гвардии – дружелюбное.

Днем, около 14.00 мы остановились перекусить в придорожном кафе. После обеда двигаемся еще два часа до автозаправочной станции и снова заправляемся до полного бака. За весь день мы сожгли примерно ¾ бака или чуть меньше.

Мы решили переночевать в пустыне, чуть съехав с основной дороги в сторону Саудовской Аравии. Место ночевки – среди барханов. Дорога, по которой мы проехали последние несколько километров – с твердым естественным покрытием, напоминающим гипс, среди препятствий – песчаные надувы. Скорость движения около 60 км/ч, по надувам – снижение до 20 км/ч с подключением полного привода.

Палатки поставили на песку, дрова найти для костра можно. После захода солнца стремительно темнеет и температура воздуха резко падает. Ужин готов как раз к глубоким сумеркам.

Девятый день Marsawdad — Al Hashman.

Встаем с началом рассвета. Утром довольно прохладно. Мы поднимаемся на ближайший бархан встретить рассвет. По пути встречаем следы живности: змей, небольших собак. Но в живую никого из животных мы не видели.

После восхода солнца завтракаем и продолжаем движение на юг. Сворачиваем с дороги 31 на Шир (Al Shisr). Дорога становится заметно хуже – если до этого был асфальт, то тут укатанный песок, иногда встречаются небольшие участки, засыпанные песком. Такие участки проходим на полном приводе, на пониженной передаче на скорости около 20 км/ч с большим интервалом между машинами. Скорость движения по остальным дорогам до 100 км/ч. Примерно за час от асфальта доезжаем до Шира. Этот древний город знаменит тем, что тут есть древний источник, не менее древний провал, и как родина библейского Иова. Провал мы видели, похож на выходы известняка под Подольском, с небольшой пещерой. По преданию в это пещеру ушел (видимо за грехи) древний источник. В окрестностях Шира действительно есть круговые сельские поля. Видимо, воду берут из артезианских скважин.

На окраине Шира находим закрытую заправку, но решаем дождаться ее открытия и заправить полные баки, так как нам предстоит поездка в пустыню, и не совсем ясно когда в следующий раз мы сможем заправиться. Примерно через час, после молитвы появляется хозяин заправки мы заполняем полные баки.

Дальше движемся вглубь пустыни. Характер дороги – аналогичный. Рядом с дорогой много съездов в пустыню, иногда съезжаем на них и едем вдоль основной, по пустыне по старым следам. Пески устойчивые, но местами встречаются и мягкие участки. Их преодолеваем на скорости по одной машине. При возвращении на основную дорогу один раз удалось посадить Prado. На въезде был участок мягкого песка, на котором по диагонали и сел Prado. В первый раз за весь поход использовали титановую лопату и динамическую стропу. Prodo сдернули плавно, и он сам смог заехать в следующий съезд с основной дороге.

Примерно к трем часам дня мы доехали до барханов. Это большие массивы розового песка высотой до 100 метров. Они лежат на гипсовом основании. По видимому, они образованы из песка Аравийской пустыни. Почти все барханы можно объехать, наибольшее препятствие – переметные пески между барханами.  Мы их проходили на скорости по одному с включенным полным приводом. Ширина переметов – до ста метров. Для гарантированного их пересечения следует иметь трос неменьшей длины.

Среди барханов мы разбили лагерь. Вечером, как обычно, похолодало. Ветра почти не было.

Десятый день Al Hashman — Al Mughsayl.

Встаем с рассветом. Сегодня планируем добраться до моря. Начинаем движение на юг, характер дороги, как вчера. Примерно через 100 км, начинаются скальные массивы, песок пропадает, попадаются встречные машины. Доезжаем до 45 дороги и далее до Muday. Потом продолжаем движение на юг. Бензина более половины бака, далее проблем с ним не ожидается. Около Difa спускаемся к морю около Raghyut купаемся. Далее планируем съездить в сторону Dalkut. Но примерно по середине 47 дороги нас на блок-посте поворачивают обратно – все-таки близко Иемен и район закрыт для посещения иностранцами.

Мы продолжаем движение по шоссе 47 вдоль побережья. Дорога хорошая, асфальтированная, по одной полосе в каждую сторону. Движение не плотное, машин мало. Но появляется большое количество верблюдов и знаки «Осторожно, верблюды!». Перед Al Fazayah заправляемся до полного бака. Примерно через 3 км после заправки останавливаемся на ночевку на берегу моря. Местных почти нет. Ставим палатки в глубоких сумерках. Ночью купаемся в море и наблюдаем за мелкими крабами. Море чистое.

Одиннадцатый день Al Mughsayl — Shumhuram.

Встаем с рассветом, купаемся, завтракаем и едем смотреть морские фонтаны. Это известняковые скалы, обрывающиеся к морю. Некоторые из гротов имею наверху колоде. Если волна достаточно сильная, то из этого колодца иногда поднимаются фонтаны брызг. Все это сопровождается постоянным гулом моря, который доносится «из под земли».

Примерно через пол часа продолжаем движение в сторону Salalah. Далее осматриваем  достопримечательности около города – обрывы, рощу баобабов.

К вечеру подъезжаем к древнему городу, известному со времен Одиссея — Shumhuram. Останавливаемся около небольшой лагуны. Народу никого нет, мы решаем по одной машине переехать на другой берег лагуны, но Pajero вязнет в песке около противоположного берега, его раскапываем и выталкиваем руками. Остальные машины оставляем на этом берегу.

Ставим палатки и готовим ужин уже в темноте.

Двенадцатый день Shumhuram — Sawqrah.

Наша цель на этот день проехать максимально близко к побережью, в том числе по дороге между городами Hasik и Fagharah. По картам – этой дороги нет, по космоснимкам 1,5-2 летней давности – она активно строится. Больше ни каких препятствий, кроме этого участка не планировалось.

На подъезде к Hasik мы встречаем стада верблюдов на дороге, скорость движения сильно ограничена. Около Hasik осматриваем устье каньона. Далее на дороге видно большое количество строительной техники и пост полиции. Около поста полиции останавливаемся и спрашиваем – возможно ли проехать дальше. Нам отвечают утвердительно. Дорога хорошая, асфальтированная, уклоны местами довольно большие (для асфальтированной дороги).В местах ремонта/строительства дороги – движение осуществляется по одной полосе, но разъезды с встречным транспортом возможен в любых местах. Скорость движения – около 60-80 км/ч, в местах объезда до 40 км/ч.

На высшей точке останавливаемся для осмотра и фотографирования. Дует довольно сильный ветер.

Ночевать останавливаемся на дороге около моря между населенными пунктами Al Lakbi и Qaysad уже в сумерках. Весь день двигались только по асфальтированным дорогам.

Тринадцатый день Sawqrah — Ras Ar Ruwaya.

Движение весь день по асфальту вдоль моря. Дорога хорошая.

Около Jazirat Mawal мы планировали переночевать и посмотреть, как ночью черепахи выходят на побережье. Мы заехали в визитор центр, он же музей черепах. Нам рассказали, что сейчас не сезон, если мы хотим посмотреть на черепах, то нам необходимо ночевать в гостинице, ночью экскурсия возможна, но черепах сейчас мало, и не факт что мы их увидим, прошлой ночью была только одна. Мы решили не рисковать и поехали дальше.

Заночевали в дюнах на берегу моря около Qihayd.

Четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый день Ras Ar Ruwaya — Muskat.

Движение — по асфальту, ночевка в Суре в гостинице и около моря в ночь после пятнадцатого и шестнадцатого дня.

Среди достопримечательностей – «Сад камней (Duqm Stone Park около порта Дакм)»,  памятник Доки в Суре, посещение фортов в Суре. Трек вдоль вади, посещение провала с морской водой около моря. По сути никаких проблем у нас не было. Движение осуществлялось по хорошему шоссе, с ограничением скорости до 110 км/ч. Ниже некоторые фотографии с этого пути.

Выводы и рекомендации

Дороги в Омане активно строят, мы использовали GPS-карту, скачанную из Интернета. И дороги, которые смогли распознать в Гугле, как строящиеся — по факту оказались асфальтированными и почти готовыми. (время космоснимков было август 2012 года). В этом смысле, если GPS говорит ехать в объезд, но есть существенные основания ему не доверять — то ему доверять не надо.

Качество грейдеров в горах, если по космоснимкам видно, что по ним ездят — весьма хорошее — на любой полноприводной машине с клиренсом более 20 см они безусловно проходимы. В пустыне основным препятствием являются переметные пески. На асфальтированных дорогах их регулярно расчищают, на иных — крайне рекомендуется иметь лопату и средства буксирования общей длиной более 50м. Как правило такие переметы на дорогах не очень высокие — толщиной до 20-30 см, и длиной несколько десятков метров. На неасфальтрованных дорогах — могут быть существенно больше — высотой до метра и шириной до 100 метров.

Проблем с бензином у нас не было — все АЗС, обозначенные на карте, в целом рабочие, но могут быть перерывы длиной в несколько часов.

Основная проблема, которая может быть — это проблема с водой. Стоит планировать, что питьевую воду можно купить только в супермаркетах в магазинах и иметь запас минимум 5 литров на человека в день, а лучше около 7-10 литров.

Проблем с администрацией у нас не было, документы проверялись полицией или национальной гвардией только на блок-постах и довольно лояльно. Видимо, страна себя позиционирует как гостеприимная и относится к иностранцам с пониманием.

Проблем с покупкой еды в магазинах у нас не было, за исключением мясных продуктов. Алкоголь и сигареты внутри страны купить в принципе нельзя.

Визы мы делали самостоятельно через посольство в Москве. Процедура достаточно стандартна, перечень документов находится на сайте. Визы делают быстро — в течение нескольких дней от момента подачи документов. Однако, двоим из нас при первой попытке отказали в получении визы без объяснения причин. Мы подали ровно такой же перечень документов во второй раз примерно через месяц, накануне поездки — визу благополучно получили. Мы рекомендуем подавать документы примерно за 2 месяца до поездки, если откажут, то подавать повторно примерно за месяц до поездки. Если опять откажут, то можно попробовать за неделю до поездки. Шансы получить визу при таком алгоритме — большие.

Нравится? Поделись!
Покраска раптором покраска raptor upol