Маршрут 1 к.с. Архангельск. Июль 2014г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: ЦФО, СЗФО
Категория сложности похода: 1 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  3852
Сроки проведения: 05.07.14 — 20.07.14
Руководитель маршрута: Тупикин Ю.А.

Подробная нитка маршрута:

Москва – Вологда – Сокол – Кадников – Чучково – Биряково – Тотьма – Нюксеница – Горка-Манагорская – Великий Устюг – Красавино – Котлас – Шипицыно – Красноборск – Верхняя Тойма – Березник – Брин-Наволок – Беломорье – Архангельск – Малые Корелы – Северодвинск – Архангельск –Холмогоры – Брин-Наволок – Самодед – Емца – Мирный – Плесецк – Карасово – Коротаево – Шелгачево – Конёво – Курятовская – Вознесенская – Афанасовская – Аверкиевская – Рудниковская – Корякино – Ивановская – Самково – Караник – Першлахта – Вершинино (затем в обратную сторону до Р1) – Каргополь – Няндома – Вельск – Вологда – Ярославль – Москва 

График движения

Дни пути,

дата

Участок пути

Длинна

пути,

км

Чисто ходовое время,

ч

Метеоусловия

05.07.14

Москва – Вологда

561

7

Ясно +27

06.07.14

Вологда

60

3

Дождь +22

07.07.14

Вологда — Тотьма — Великий Устюг

508

6

Облачно +22

08.07.14

Великий Устюг

Пер.Обл. +18

09.07.14

Великий Устюг

29

3

Пер.Обл. +18

10.07.14

Великий Устюг — Архангельск

662

11

Пер.Обл. +13

11.07.14

Архангельск — Северодвинск

90

3

Пер.Обл. +21

12.07.14

Архангельск — Малые Корелы

44

2

Ясно +27

13.07.14

Архангельск — Холмогоры — Ломоносово — Самодед

267

4

Пер.Обл. +28

14.07.14

Самодед — Плесецк — Вершинино

434

10

Пер.Обл. +28

15.07.14

Вершинино — Филипповская

35

1

Пер.Обл. +28

16.07.14

Филипповская

Гроза +25

17.07.14

Филипповская

Дождь +19

18.07.14

Филипповская — Усть-Поча — Каргополь

160

5

Ясно +21

19.07.14

Каргополь – Няндома – Вельск – Вологда

541

9

Пер.Обл. +24

20.07.14

Вологда – Ярославль – Москва

461

6

Пер.Обл. +26

 Итого: 3852 км.

Характеристика района путешествия

1. Маршрут представляет собой, туристическую поездку по Московской, Вологодской и Архангельской  областям, а главной целью, было посещение и осмотр достопримечательностей Архангельска и его пригорода. В планах было посещение крупных городов: Вологда, Великий Устюг, Архангельск, Северодвинск, Плесецк, Каргополь.

2. Маршрут проходит как по федеральным трассам, так и вне их. Покрытие дорог различного качества, от отличных, до грейдера без асфальтового покрытия. Загруженность трасс – средняя. Ремонт дороги по маршруту практически не встречается. Самые масштабные дорожные работы ведутся на подъезде к Архангельску, будет отличная дорога. Расстояния между городами и населёнными пунктами не очень большие, если передвигаетесь по федеральной трассе, поэтому, в случае необходимости, можно за короткое время добраться до города и/или магазина автозапчастей. Далее от Великого Устюга и далее, населённые пункты встречаются всё реже и реже, в случае поломок могут возникнуть некоторые проблемы с запчастями, а также с заправками.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

  • День 1 (05.07.2014) Москва — Вологда. Пройдено 561 км

Старт из Москвы. Раннее летнее, солнечное утро встретило нас приятной прохладой. Дорога свободная, машин не много не смотря на выходной день.

Добрались до Переславля — Залесского, заехали на первую заправку. Там же решили устроить завтрак.

Сквозной проезд через город закрыт. Так что, если двигаетесь на Ярославль требуется искать объезд. Выезжаем на объездную дорогу.

Качество дорожного покрытия отличное. Забегая вперёд, хочу сказать, что вся дорога М8 с отличным дорожным покрытием.

Далее останавливаемся в Ростове Великом, посещаем фабрику финифти (изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке), а также невероятной красоты Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь на берегу оз.Неро, затем Ростовский кремль.

При фабрике ростовской финифти есть музей, который рассказывает об истории возникновения промысла, представлены экспонаты различных эпох и времён, начиная с зарождения ремесла до наших дней. В музее организовываются экскурсии, во время которых вам дают попробовать расписать пластину. Стоимость билета на экскурсию для детей от 30 до 50 рублей в зависимости от возраста, для взрослых 70 рублей. Есть возможность пройти мастер-класс росписи, за это попросят 250 рублей (своё произведение, естественно сможете забрать).

Спасо-Яковлевский Димитриев — православный мужской монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. Очень красивый монастырь, имеет большую территорию. Фотосъёмка платная, но мне удалось тайком сделать несколько фото. Можно подняться на смотровую площадку, которая находится в башне, входной билет стоит 50 рублей.

Далее была прогулка по Ростовскому кремлю и по улочкам города Ростова.

К вечеру прибыли в Вологду. Поселились в квартире по адресу г.Вологда, ул.Ветошкина, д.37, 1800 руб./сут. за квартиру.

  • День 2 (06.07.2014) Вологда. Пройдено 60 км

Во второй день нашего путешествия мы посетили Историко-Этнографический музей Семёнково, кремль в Вологде, Ленивая площадка, Успенский-Песоцкий монастырь (дорога в этом месте плохая, хотели доехать до озера, но не смогли).

Вологодский кремль – историко-архитектурный ансамбль в центральной части Вологды, заложенный как крепость в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного и игравший роль оборонительного укрепления в XVI—XVII веках. На территории кремля есть несколько музеев, которые можно посетить, например, музей Вологодского кружева. На площади стоит памятник великому русскому поэту Батюшкову К.Н. Можно подняться на колокольню Вологодского кремля, в которой открывается вид на всю Вологду. Входной билет стоит 50 рублей.

Семенково – это Музей – памятник Федерального (общероссийского) значения, занимает площадь в 12,7 га. На территории музея располагаются памятники деревянного зодчества середины XIX — начала XX веков, перевезенные из Среднесухонского сектора Вологодской области, который включает в себя Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы. Находится в 12 км от г.Вологда  (по трассе на Кириллов по правому берегу реки Вологда). Добраться до него быстро и не сложно. Можно даже на маршрутном такси из города. Время работы музея — с 9:30 до 17:00 каждый день. Выходные — воскресенье, понедельник. Музей под открытым небом. В музее собраны настоящие деревянные дома, которые строились на Русском севере, в каждом доме есть смотритель, который рассказывает про особенности домов, а также о быте хозяев домов, наших предков.

Проехав далее по дороге, по которой мы приехали в Семенково (Вологда – Медвежьегорск), мы прибыли на место, где раньше располагался Песоцкий-Успенский мужской монастырь (близ с.Песочное). Монастырь был основан в 16 веке на месте явления иконы Божией Матери «Успение». После польско-литовского разорения 1612-1615 годов монастырь был восстановлен. По описи монастыря 1683 года на территории обители находились две деревянные церкви: двухэтажная шатровая холодная Успенская церковь с приделом Положения ризы Пресвятой Богородицы на втором этаже и теплая Николаевская церковь с трапезной. Колокольня рубленая шатровая с 6-ю колоколами стояла отдельно. Монастырская часовня находилась при большой дороге из Вологды в Кириллов. Из других строений на территории монастыря описаны 6 келий, 2 амбара (один — с мукой, другой – с солодом). Монастырь окружала деревянная ограда с двумя воротами. За монастырской оградой стояли 3 амбара с рожью, ячменем и овсом, сеновал и конюшня (17 лошадей), пекарня и поварня. Монастырская вотчина состояла из сел Бузаково, Брелино, Сельцо и деревень Ирхино, Манино, Тимофеево, Легкое, Титово, Селезнево, Дресвянка. Монастырь был обеспечен и пашней и кормовыми угодьями. К 1732 году количество монахов уменьшилось до 9 человек, экономическое состояние монастыря ещё неплохое. В 1744 году за монастырем числилось 116 душ крестьян (60 дворов). В 50-ые годы 18-го века случился пожар в обители, после которого монастырь уже не восстановился. Сгорели все деревянные строения и всё монастырское имущество. Спасли только явленную икону. В 1756 году монахов – 3 человека, а в 1761 году – остался один игумен (иногда настоятелями Песочного монастыря были строители). В 1764 году монастырь упразднен.

  • День 3 (07.07.2014) Вологда — Тотьма — Великий Устюг. Пройдено 508 км

При выезде из Вологды посетили Спасо-Прилуцкий мужской православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Это один из крупнейших монастырей Севера, великолепный архитектурный ансамбль Древней Руси. Опоясанный могучими крепостными стенами с высокими мощными башнями, этот ансамбль особенно живописен со стороны пологого берега реки Вологды и расстилающихся заливных лугов.

Монастырь был закрыт Советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. В 1992 году полностью возвращён церкви, с тех пор — вновь действующий мужской монастырь.

Далее, дорога от поворота с М8 до Великого Устюга имеет не очень хорошее покрытие, сильно разбита, поэтому необходимо соблюдать осторожность.

Заехали в Тотьму, к сожалению, в понедельник музеи закрыты, поэтому мы не смогли попасть в Музей мореходов, просто погуляли по городу. Полюбовались Входоиерусалимской церковью, церковью Рождества Христова, а так же Спасо-Сумориным монастырём. По причине выходного дня, также не смогли попасть во Входоиерусалимскую церковью, а также забраться на её колокольню.

Первое упоминание о Тотьме относится к 1137 году, но старый городок располагался в 17 км. ниже по берегу р.Сухоны. В то время это было небольшое поселение, основным занятием жителей которого был пушной промысел (черная лисица на гербе Тотьмы – дань именно тем временам). В 13 веке неподалеку были открыты соляные источники, круто изменившие всю историю этого края. Своих месторождений на Руси было мало, морская соль не очень подходила в пищу, поэтому любое мало-мальское месторождение соли становилось стратегическим. Тотемские варницы вместе с Сольвычегодскими обеспечивали потребности в соли довольно большой территории. В 1539 году отряд казанских татар разорил Тотьму, да так что она больше не восстанавливалась на старом месте. Городок был отстроен неподалеку от соляных варниц – там, где он стоит и сейчас. Население быстро росло – соляные промыслы давали работу большому числу людей и приносили неплохой доход. Уже в 1554 году был основан Спасский монастырь, получивший вскоре по имени своего основателя название Спасо-Суморин. Судя по внешнему виду монастыря, его начали восстанавливать, но потом снова забросили.

Монастырь основан в 1554 году. В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове, острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. После революции закрыт. В настоящее время монастырь восстанавливается. В монастыре был похоронен И. А. Кусков, основатель Форта Росс.

Выехав из Тотьмы, мы уже без остановок добрались до Великого Устюга, заселились в гостевой домик на территории Вотчины Деда Мороза. Также на территории есть гостиничный комплекс, несколько кафе. Стоимость комнат в гостевых домиках начинается от 2500 рублей.

  • День 4 (08.07.2014) Великий Устюг. Пройдено 0 км

Гуляли по Вотчине Деда Мороза, посетили Тропу сказок, дом Деда Мороза, почту Деда Мороза. Детям здесь будет очень интересно. Стоимость билетов (Тропа сказок + посещение усадьбы Деда Мороза) 380 рублей. За фотографию с Дедом Морозом необходимо заплатить отдельно 150 рублей.

Также у Деда Мороза есть своя почта, куда приходят письма со всех уголков планеты.

На территории Вотчины Деда Мороза можно посетить зоосад, зимний сад, поляну Деда Мороза, накупить всевозможных сувениров, порыбачить или просто прогуляться возле пруда.

  • День 5 (09.07.2014) Великий Устюг. Пройдено 29 км

День пятый был посвящён прогулке по Великому Устюгу. Начало прогулки было положено от Успенского собора, что на Соборном Дворище, самой старой части Великого Устюга, на высоком левом берегу Сухоны.

Успенский собор является старейшим зданием города. Изначально построен в 1619—1622 годах и был первым каменным зданием города, но в 1631 году сгорел, был разобран, а современное здание собора строилось с 1639 по 1658 год и потом многократно перестраивалось, отразив в результате черты самых разных архитектурных стилей.

Помимо Успенского собора на Соборном Дворище также находятся: собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского 17–19 веков, Архиерейский дом 18–го века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек. На колокольне Успенского собора оборудована смотровая площадка, рядом с колокольней находится памятник Семену Дежневу.

Недалеко от Соборного Дворища находится Церковь Вознесения на торгу. Это самый ранний (1648) из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества. Сочетает убранство храма и экспозицию музея «Иконостасы Великого Устюга. Деревянная скульптура».

Прогулявшись по набережной можно заодно посетить Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Основное здание – это бывший дом купца Усова, памятник архитектуры 2 половины XVIII в. с лепным декором на фасаде.

Конечно же, в городе есть городская резиденция Деда Мороза, почта Деда Мороза, которые обязательно следует посетить, особенно если едете с детьми.

Далее, посетили церковь Жен Мироносиц. В настоящее время в церкви располагается экспозиция великоустюгского музея «Рождественская и новогодняя игрушка». Стоимость входного билета 80 рублей.

По пути к церкви Жен Мироносиц вы встретите Церковь Николы Гостинского, которая построена в конце 17-начале 18 века на средства купцов («гостей»). Является первой каменной двухэтажной церковью, построенной в Великом Устюге. Сейчас в церкви расположены экспозиции великоустюгского музея «Народное искусство устюжской земли» и «Церковные древности».

Посетили территорию Михайло–Архангельского монастыря. Монастырь основан в 13 веке и до 1917 года, был крупнейшим в Великом Устюге и окрестностях. Сейчас — недействующий, на территории находится автотранспортный техникум. Храмы монастыря являются объектами показа великоустюгского музея, в соборе архангела Михаила сохранились настенные росписи 17-19 вв и резной деревянный иконостас с некоторыми иконами.

Сделали несколько фото Спасо-преображенской и Сретенско-преображенской церквей построенных в конце 17 – начале 18 веков.

  • День 6 (10.07.2014) Великий Устюг — Архангельск. Пройдено 662 км

Проснувшись пораньше, мы выдвинулись из Великого Устюга в Архангельск, с заездом в несколько интересных мест. Дорога от Великого Устюга, через Котлас и далее в сторону Верхней Тоймы до трассы М8 с плохим дорожным покрытием. Глубокие выбоины, неровности, местами просто грейдер, в местах между населёнными пунктами. Но вся прелесть этой дороги в том, что она проходит параллельно Северной Двине, поэтому есть возможность свернуть с дороги и полюбоваться красотами.

Первым интересным местом для нас был Туровец. Находится на левом берегу Северной Двины в тридцати километрах от города Котласа и в восьми километрах от посёлка Шипицыно. На высоком холме, стоят две церкви: Богоявленская, построенная в 1780 году, и зимняя церковь Успения Божьей Матери, построенная в 1815 году.

Далее нас ожидал Тулгас. Маленькая деревушка Тулгас раньше затерянная между Северной Двиной и рекой Вагой сейчас находится около проходящего мимо шоссе М8-Котлас. Доступна в любое время года для любого транспорта. В ней находится Храмовый комплекс Церкви Власия и Климента. Церкви в настоящий момент в очень плохом состоянии, практически разрушены.

Движемся дальше в сторону Архангельска. Делаем небольшой отворот с трассы в сторону деревни Зачачье. В деревне Церковь Димитрия Солунского в Зачачье, построенная в 1888-1895 гг. Закрыта не позже 1930-х. В настоящее время ремонтируется, периодически проводятся богослужения. Рядом расположена Церковь Николая Чудотворца. Деревянная церковь, сооружённая в 1910-1915, но с высокой точностью повторяющая прежний храм, построенный в 1686-1687 на основе сруба старого церковного здания из Емецкого острога. Закрыта не позже 1930-х. В настоящее время в сложном техническом состоянии.

После деревни Зачачье мы направляемся сразу в г. Архангельск, т.к. нас там уже ждут. Заселяемся в местный хостел «Ломоносов» (стоимость места 600 рублей в сутки), переводим дух и направляемся на ужин.

День был очень насыщен впечатлениями, поэтому отужинав мы направляемся в номер для того чтобы отдохнуть, поспать и отправиться на встречу новому дню, новым впечатлениям.

  • День 7 (11.07.2014) Архангельск – Северодвинск – Архангельск. Пройдено 90 км

На седьмой день нашего путешествия было запланировано посещение завода Севмаш, осмотр подводной лодки Северсталь, затем посещение о.Ягры.

На утро седьмого дня нас забрала машина и доставила в г. Северодвинск, в порт завода Севмаш, где пришвартована АПЛ «Северсталь».

Севмаш – это крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой – строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. Рядом с заводом Севмаш находится предприятие «Звездочка» – это судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины, на берегу Белого моря в г. Северодвинске.

Прибыв на подводную лодку, нас встретил один из офицеров, который служит на подводной лодки и провёл для нас увлекательную экскурсию. Были показаны основные отсеки для несения боевой службы и хозяйственной деятельности экипажа, комнаты для отдыха и быта экипажа, когда его члены не несут службу и находятся на отдыхе после вахты. Нам рассказали об особенностях несения службы на подводной лодке, её технических характеристиках и возможностях, а также задачах, которые ставятся перед судами такого класса.

ТК-20 «Северсталь» — тяжёлый атомный ракетный крейсер стратегического назначения, шестой корабль проекта 941 «Акула». Стратегический крейсер ТК-20 был зачислен в списки кораблей ВМФ 12 января 1985 года, был заложен в цехе № 55 на «Севмаше» 27 августа того же года под заводским номером 727. Спуск на воду состоялся 11 апреля 1989 года. 31 мая 2000 года был подписан договор об установлении шефства Череповецкого металлургического комбината, входящего в ОАО «Северсталь», над ТК-20. 20 июня того же года корабль получил имя «Северсталь». С июня 2001 года по декабрь 2002 года прошёл поддерживающий ремонт на Севмаше. В 2004 году из-за отсутствия боекомплекта вместе с ТК-17 выведен в резерв. В последнее время ТРПКСН базировался в Западной Лице.

Экскурсия продолжалась примерно 1,5 – 2 часа, а потом нам было разрешено сделать несколько фото на верхней палубе прочного корпуса подлодки. К сожалению, из-за соблюдения режима секретности фотографии подводной лодки нельзя приложить к данному отчёту.

После экскурсии направились на остров Ягры, который находится в районе Летнего берега Белого моря в устье реки Северная Двина. На острове расположен один из микрорайонов Северодвинска и ОАО ЦС «Звёздочка», здесь же располагается яхт-клуб «Север». На острове посетили Воинский Мемориальный Комплекс. Установлены памятники воинов Великой Отечественной войны, памятник ликвидаторам Чернобыльской аварии, морякам погибшим в мирное время, а также памятник экипажу подводной лодки «Курск». Почтили память погибших воинов и моряков.

Мемориальный комплекс находится прямо на берегу Белого моря, можно выйти на набережную. На набережной и в море, местные жители занимаются рыбной ловлей. На этот момент был отлив, поэтому можно было идти пешком далеко в море. Вот там-то мы и порезвились немножко, т.к. погода стояла не по-северному тёплая.

Как бы не было интересно и красиво, но нам приходится возвращаться в город, т.к. на завтра запланировано посещение Музея деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы».

  • День 8 (12.07.2014) Архангельск – Малые Корелы – Архангельск. Пройдено 44 км

Запланировано посещение крупнейшего музея деревянного зодчества «Малые Корелы», а вечером прогулка по Архангельску.

Итак, с нетерпением, мы отправляемся на машине в Музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Можно сказать, что это место одно из самых необычных и красивых в нашем путешествии. Посещение музея планировалось нами ещё дома. Можно сказать, что это была основная цель всей нашей поездки, увидеть всё великолепие архитектуры, быта, традиций и обычаев Русского Севера.

Малые Корелы – фактически единственное место, где можно окунуться в незабываемую атмосферу прежнего Севера. Его территория (139,8 га) включает в себя несколько секторов: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский, Мезенский. В настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы. Однако, часть строений очень ветхая и ожидает реставрации, а посему — закрыта для посещений. Создан музей 17 июля 1964 года, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. Музей «Малые Корелы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Музей под открытым небом, расположен в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 25 км к югу от центра Архангельска.

В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком — колокольня из села Кулига Дракованова и XVII веком — Вознесенская церковь из села Кушерека и Георгиевская церковь из села Вершина. Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.

Работает музей ежедневно с 10:00 до 19:00, стоимость билетов для взрослых 100 рублей в будние дни, 150 рублей в праздничные и выходные. Для детей вход 50 рублей. При музее есть несколько сувенирных лавок.

После столь большого количества впечатлений полученных от посещения Малых Корел, у нас всё таки остались силы на прогулку по Архангельску. А так как там летом белые ночи, то прогуляли мы всю ночь.

Увидели очень много достопримечательностей, поэтому обозначу самые основные.

Обелиск Севера — Обелиск со скульптурным изображением помора и северного оленя, установленный в 1930-е гг, считается одним из символов города.

Боевой танк ИС-3 и Трофейный британский танк Mark V. Британский танк Установлен как символ победы Красной Армии над интервентами в годы Гражданской войны.

Набережная Северной Двины — «Лицо города»: пешеходный бульвар, памятники и монументы, историческая и современная застройка.

Памятник «Тюленю» – спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда» — Открыт 6 мая 2010 г. Тюлень в годы Великой Отечественной войны спас северян от голода. Весной 1943 г. добытые в промысловых экспедициях мясо и сало тюленя направлялись голодающим жителям Архангельска, другие населенные пункты области, а также в блокадный Ленинград по «дороге жизни» через замерзшее Ладожское озеро.

Памятник Петру Первому — Установлен 10 июля 1914 года. Скульптор М.М. Антокольский. В настоящее время находится рядом с перекрёстком набережной Северной Двины и улицы Воскресенская.

Памятник Петру и Февронии Муромским — Установлен 28 июня 2009 года в день празднования 425-летия города Архангельска на пересечении улицы Логинова и набережной Северной Двины, рядом со Свято-Успенским храмом.

Музейно-выставочный комплекс «Гостинный двор» — Памятник архитектуры XVII — XVIII вв. Режим работы ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме понедельника.

Проспект Чумбарова — Лучинского — Пешеходная улица в центре города.

Памятник защитникам Советского Севера 1918-1920 гг. — С июня 2006 г. расположен перед Дворцом Спорта на площади Профсоюзов. Ранее располагался на той же площади со стороны реки, но был перенесен, чтобы освободить место для строительства будущего собора.

Лютеранская церковь Святой Екатерины — Появилась в Архангельске еще при Иване Грозном, в так называемой «Немецкой слободе». Сначала была в деревянном исполнении. В 1768 г. лютеране построили новое каменное здание, которое существует по настоящее время. До революции храм был действующим, при советской власти в нем попеременно располагались спортзал, молодежный театр, столовая. В 1984 г. здание храма передано местной филармонии под органный зал. В настоящее время возобновлены и богослужения.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — Одна из церквей современной постройки в городе (2007 г.). Каменная церковь с ярусной колокольней расположена на берегу р. Северная Двина.

Это лишь небольшая часть достопримечательностей Архангельска, которые нам удалось охватить. К сожалению, из-за отсутствия времени много интересных мест остались без внимания. Но это значит, что есть повод обязательно туда вернуться.

  • День 9 (13.07.2014) Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – Самодед. Пройдено 267 км

С девятого дня началась наша дорога домой. Нам удалось посетить дом-музей Ломоносова, который находится на острове, Холмогоры, далее Антониево-Сийский монастырь. Затем мы направляемся в сторону Плесецка, заночевали на берегу реки Кяма, под д.Самодед.

Холмогоры — село (до 1925 года — город) в низовье Северной Двины, административный центр и крупнейший населённый пункт Холмогорского района Архангельской области. В допетровское время — центр Холмогорской епархии, главный город Поморского края. С 2006 года село является также центром Холмогорского сельского поселения.

Село Ломоносово вблизи Холмогор известно как родина М. В. Ломоносова. Чтобы туда попасть нужно добраться до реки, погрузиться на паром и переправиться на Куростров, на котором находится дом-музей М.В. Ломоносова. Что мы и сделали. Билет на паром в один конец для обычной легковой машины 200 рублей.

В нескольких залах музея собраны предметы и изображения, связанные с М.В.Ломоносовом, есть даже несколько голографий, показывающих различные предметы его эпохи. На Курострове издревле занимались косторезным промыслом, здешние мастера создали неповторимый стиль ажурной резьбы по кости. В специальном зале музея собрана богатейшая коллекция художественных изделий из кости, моржовых и мамонтовых бивней.

В Холмогорах мы особо не задержались, т.к. кроме соборного комплекса на южной окраине — около паромной переправы через Курополку (где начинается путь на родину М.В.Ломоносова), который включает архиерейские палаты, Спасо-Преображенский собор (1685-1691 гг.), — огромное сооружение, близкое по архитектуре московскому Успенскому собору, больше ничего интересного в селе не обнаружили, а на посещение местного музея у нас уже не оставалось времени. Заехали в местный магазин, чтобы пополнить припасы.

Держим путь дальше, в сторону Плесецка.

По пути посещаем Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Православный мужской монастырь, который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII вв. Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века, расположен в 160 км от Архангельска, на полуострове в Большом Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая название обители. Монастырь основан в 1520 году. В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников).

Всё это время, до поворота на Плесецк с федеральной трассы, качество дорожного покрытия просто отличное, а далее, начинается самое интересное. Дорога Р-1 ведёт до Каргополя. Местами дорожное покрытие просто отсутствует, идёт самый настоящий грейдер, на котором постоянно стоит пыль от проезжающих машин. В таких местах нужно быть очень осторожным, т.к. иногда в пыли не видно встречные автомобили. И таких участков до Плесецка очень много, как правило, между населёнными пунктами, некоторые протяженностью по 15 – 20 км.

Ближе к вечеру стали искать место для ночлега.

Остановились близ посёлка Самодед.

Самодед — посёлок (в 1927—2013 — посёлок городского типа) в Плесецком районе Архангельской области Российской Федерации. Посёлок образует Муниципальное образование «Самодедское». Самодед расположен в 2-х километрах от станции Пермилово Северной железной дороги на линии Обозерская — Архангельск. Самодед находится в 137 км от Плесецка и в 190 км от Архангельска. По территории посёлка протекает река Ваймуга.

  • День 10 (14.07.2014) Самодед – Плесецк – Вершинино. Пройдено 434 км

Дорога не очень хорошего качества, местами просто грейдер.

Остановка в Плесецке на заправку и пополнение припасов. Выезжаем в Кенозёрский национальный парк.

Плесецк — Населённый пункт впервые упоминается в 1894 году. В 1897 году была сооружена станция Плесецкая Наволоцкой волости Онежского уезда Архангельской губернии на узкоколейной железной дороге Вологда — Архангельск и была включена в реестр железных дорог Российской империи. В 1924 году была образована Плесецкая волость с центром в селе Наволок. 4 октября 1926 года образована Плесецкая укрупнённая волость (перешедшая в Архангельский уезд) с центром в посёлке при станции Плесецкая. 9 июля 1929 года, в ходе административной реформы на территории Плесецкой волости с присоединением посёлка Самодед, был образован Плесецкий район Архангельского округа Северного края. Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 года селение Плесецкое было отнесено к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования Плесецк. В 1963—1965 годах являлся центром двух районов: Плесецкого промышленного и Плесецкого сельского. С 2006 года является также центром Плесецкого городского поселения.

Сам город ничем примечательным не запомнился. Обычный провинциальный маленький городок. Улицы, дома, магазины. Самое интересное на космодроме, но туда простому человеку просто не попасть.

От Плесецка в сторону Каргополя, как потом оказалось, ведёт отличная дорога. Навигатор о ней ничего не знает. Когда едешь по этой дороге, то видно, что параллельно идёт старая дорога, которая уже начинает зарастать кустами и травой. После поворота в Кенозерский Национальный парк, дорога до самого конца (с.Вершинино) – грейдер. Заправки только в Плесецке и Каргополе. Позаботьтесь о запасе топлива. Местные жители конечно могут продать топливо, но оно будет намного дороже, чем на обычной заправке.

Направляясь по Р-1, до указателя Кенозёрского национального парка, поворачиваем направо и начинается грейдер, который идёт уже до самого с.Вершинино. Асфальтовых участков нет вообще, даже в населённых пунктах. Расстояние от Р-1 до с.Вершинино примерно 80 км.

На берегу Кенозера, археологами обнаружена одна из многочисленных стоянок древнего человека. Предметы эпохи неолита позволяют сделать вывод, что с четвёртого тысячелетия до нашей эры территория стала обитаемой.

Деревня Вершинино раскинулась хороводом старинных крестьянских изб вдоль северного берега Кенозерского плёса. Над древним поселением высится священный холм, а на его вершине, словно парит в небе, Никольская часовня. Николай Чудотворец — особо почитаемый святой на Русском Севере, именно поэтому множество храмов и часовен посвятили наши предки Николаю Угоднику. Православные считают его покровителем путешественников и мореплавателей. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголённого пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи кажется совсем небольшой, даже приземистой, вросшей в склон холма.

Вершинино — центр Кенозерского сельского совета и Плесецкого сектора Парка, там же находится офис национального парка, где мы и договариваемся о месте стоянки, т.к. разбивать палатки и разжигать костры можно только в специально отведённых для этого местах, поэтому лучше всего планировать и бронировать лучше из Москвы до начала путешествия. Нам предложили временную стоянку, т.к. время было уже позднее и уже хотелось спать.

На следующий день, мы решили вопрос с дальнейшими стоянками официально, с начальством.

  • День 11 (15.07.2014) Вершинино – Филипповская. Пройдено 35 км

Переместились на другую стоянку, ближе к Почозеру, возле д.Филипповская. Стоимость размещения 150 руб./чел. в сутки на специальной оборудованной стоянке для палаток + 50 руб. рекреационный сбор. Можно разместиться в гостевом домике за 300 рублей с человека.

Связи в национальном парке нет практически никакой. МТС, Билайн не работают вообще, Мегафон в некоторых местах (в населённых пунктах) ловит, в тот момент, когда включена антенна (как нам сказали местные жители). О банкоматах, конечно речи никакой не идёт, их там нет, поэтому отправляясь, позаботьтесь о наличных.

  • День 12 (16.07.2014) Филипповская. Пройдено 0 км

Стоим на нашей стоянке, отдыхаем, наслаждаемся красотами природы. Полно грибов и ягод. Душа и тело отдыхают от городской суеты.

Накрыл шквалистый ветер и ливень с градом. Сушим вещи, греемся у костра.

  • День 13 (17.07.2014) Филипповская. Пройдено 0 км

Сушим вещи, т.к. ночью и половину этого дня шёл дождь. После обеда выглянуло солнце. Связи нет никакой.

Ездили в Филипповскую, чтобы как-то поймать сигнал телефона, чтобы дать знать своим родным, что живы, здоровы и у нас всё хорошо.

Получились отличные снимки Церкви Происхождения Честных Древ на Почозерском погосте, фото самого погоста и часовни Кирика и Улиты.

Когда говорят о Кенозерье, то подразумевают систему из трех озер, тесно соединенных большими протоками: собственно Кенозеро, озеро Свиное и Почозеро. В свою очередь Почозеро представляет собой цепь нешироких озер, соединенных мелкими протоками. На большом мысу его восточного берега, образованного моренной грядой, вытянутой с северо-востока на юго-запад, размещается деревня Филипповская. Это центральная из трех деревень бывшего Почезерского погоста.

К юго-востоку от Филипповской, в десяти километрах, размещается вторая деревня — Усть-Поча, к северу от Филипповской на таком же расстоянии расположена деревня Кузьминская. Деревни связаны трактом. Тракт пересекает большую площадь деревни Филипповской, где размещается замечательный Почезерский архитектурный комплекс, который датируется примерно 1700 г.

Деревня Филипповская стоит на гриве, на мысу Почозерского берега. Тракт проходит по деревянному бревенчатому мосту

В полукилометре от комплекса находится кладбище, огороженное рубленой оградой. Через 300 метров поставлена часовенка Кирика и Улиты 19 века, рядом с ней поклонный крест. Датой основания погоста считается 1700 год.

  • День 14 (18.07.2014) Филипповская – Усть-Поча – Каргополь. Пройдено 160 км

На четырнадцатый день нашего путешествия, мы свернули лагерь в национальном парке и стали всё больше приближаться к дому.

Заехали в Усть-Почу, чтобы посмотреть знаменитые Кенозёрские небеса.

Северные «небеса» — это своеобразная конструкция потолочного перекрытия, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу и расписаны сюжетами на религиозную тему. Такими небесами некогда украшались деревянные храмы Русского Севера. Уникальный вид храмовой росписи, не встречающийся больше нигде в мире, является ярким свидетельством российского культурного своеобразия.

Кенозерский национальный парк обладает самой большой в России коллекцией «небес». Всего в Кенозерье сохранилось шестнадцать «небес», из них семь комплексов полностью отреставрированы за счет собственных и привлеченных средств Парка, а также в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Кенозерские «небеса» являются не просто музейными экспонатами, они и в настоящее время выполняют свою первоначальную функцию и являются частью действующих интерьеров культовых построек.

Теперь держим путь в старинный город Каргополь. До него нам осталось 160 км, успеть осмотреть город, а потом доехать до Вологды.

Перед Каргополем решили ещё пару мест.

Архангело (Шелоховская) — село в 56 км севернее Каргополя вниз по Онеге. Здесь на левом берегу реки сохранился ансамбль из двух деревянных церквей: кубоватой церкви Михаила Архангела (1715) (единственный сохранившийся храм такого типа на верхней Онеге) и Сретенской церкви (XIX век).

А также, деревня Саунино. Всего в 5 км к северу от Каргополя, посреди большого села Саунино (Кипрово), стоит один из красивейших деревянных ансамблей Поонежья – церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) и небольшая колокольня необычной формы.

После Саунино добрались до Каргополя.

Каргополь — город в Архангельской области Российской Федерации. Административный центр Каргопольского района и Каргопольского городского поселения.

Город расположен на левом берегу судоходной реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лаче, в 78 км от железнодорожной станции Няндома, в 493 км от Архангельска. Расстояние до Москвы 1000 км.

Основные достопримечательности города, которые мы успели посетить.

Христорождественский собор — Заложен в 1552 году и строился 10 лет вероятнее всего новгородскими мастерами. Первоначально был прост в объёме: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоял он на подклете. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тёсом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроеные с трёх сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами. В 1652 году с северной стороны к нему был пристроен небольшой придел Святых Филиппа и Алексия. Позднее к южной стене пристраивают другой — во имя Всемилостивого Спаса, а к западной — галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII века их щедро украшают белокаменной резьбой. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом. В храме с 1714 года хранилась чудотворная Казанская икона Богородицы. В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Колокольня на Соборной площади — Соборная колокольня находится в историческом центре города Каргополь Архангельской области на Новой торговой площади. Колокольня построена в1767 году взамен сгоревшей колокольни во время большого пожара в Каргополе в 1765 году. В огне погибло ¾ всех зданий, и жители думали, что их населенный пункт уже не восстановить. Помощь пришла от императрицы Екатерины II, которая выделила определенную сумму денег на восстановление города. Благодарные жители построили колокольню в ее честь. Колокольня построена на центральной площади Каргополя и является доминантой в градостроительстве. Вместе с собором во имя Воскресения Христова и церковью в честь Иоанна Предтечи колокольня создает единый архитектурный ансамбль на Соборной площади. Колокольня ориентирована на почтовый Петербургский тракт, так как ждали приезда царицы, который так и не состоялся. Двухъярусная колокольня имеет высоту 61,5 метра. Нижняя часть построена в виде сквозных арок с четырех сторон и служила проездными воротами. Два яруса были звонницами, где висели колокола 4-х церквей, находящихся на площади. Для каждой церкви звонили только свои колокола. На верхнем уровне, кроме колоколов, были установлены часы с боем. С 1993 года колокольный звон в городе возобновлен. В 2001 году в колокольню ударила молния, и часть ее сгорела. Усилиями служащих Каргопольского музея, на средства, пожертвованные жителями города, к 2003 году сооружение колокольни было отремонтировано, и на купол подняли новый золоченый крест. Внутри колокольни проходит узкая винтовая лестница, ведущая на обзорную площадку, с которой открывается панорама города и его окрестностей с рекой Онегой. Колокольня расположена в центре Соборной площади города Каргополь.

Введенская церковь — 1802 г (1809 г) расположена по соседству с Христорождественским собором. Сейчас Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Церковь Иоанна Предтечи — 1751 г. — самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов: с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для Севера. В 1996 году к юбилею города передана русской православной церкви.

Благовещенская церковь — убранство Благовещенской церкви — богатое и разнообразное. Как и в некоторых московских храмах XVII века, все фасады ее отличаются друг от друга. Два ряда изящных вертикальных полуваликов, переходящих наверху в полуциркульные арочки, связывают между собой шесть окон, делая их тем самым как бы частью общего скульптурного орнамента. Украшенные через равные промежутки «бусинками» эти, словно светящиеся, белые полуколонки производят впечатление жемчужных подвесок. Узорный карниз, нарядные оконные наличники, подвесные гирьки в пролетах некоторых окон и кружево железных кованых решеток в них при мерцании пятен света и тени, создаваемых сочетанием выступающих и отступающих вглубь деталей орнамента, — все это придает церкви вид какого-то сказачного дворца. Забываешь, что перед тобой каменная стена и что все эти арочки, полочки, жгутики, бегунки вытесаны из того же белого известняка, из которого выстроен сам храм.

Воскресенская церковь — XVII в. — единственная в городе церковь с позакомарным покрытием — полукруглыми арочными завершениями стен и внутренних сводов храма — закомарами. Каменные узоры на окнах не повторяются, выполнялись они наособицу, как правило разными мастерами. Каждый старался преуспеть в каменносечной хитрости, как на Каргополье называли обработку камня. Привлекают внимание и другие фрагменты храма: карнизы, поребрики, пилястры. Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви, традиционно символизирующих Иисуса Христа и евангелистов, определяет сходство с Успенским собором в Кремле — признак влияния московской культуры. От центральной апсиды в восточной, алтарной части отходит трещина, разорвавшая толщу стен и сводов храма. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными коваными из железа тяжами (стяжками), на боковых пилястрах виды проушины тяжей со вставленными в них штырями-заглушками. Такие стоительные детали можно увидеть и на других храмах.

Как и в Архангельске, это только часть интересных мест, которые удалось посетить. Также интересно посетить достопримечательности, которые находятся в пригороде, такие как: Церковь Сретения Господня и архангела Михаила в селе Красная Ляга, Храмовый комплекс в деревне Большая Шалга (пос. Казаково), Архитектурные памятники села Ошевенское, Александро-Ошевенский монастырь, Деревянная шатровая Богоявленская церковь в отдельностоящей колокольней в селе Погост, Деревянная Георгиевская часовня в деревне Низ, Храмовый комплекс в селе Лядины (Гавриловская), Храмовый комплекс в селе Архангело (Шелоховская), но это, как говорится уже совсем другая история и тема для других путешествий, а сейчас нам пора двигаться дальше, в сторону дома.

  • День 15 (19.07.2014) Каргополь – Вологда. Пройдено 541 км

Выдвинулись из Каргополя в Вологду, останавливались только на перекусы и заправки. Остановились на ночлег в той же квартире, что и по пути в Архангельск.

г.Вологда, ул.Ветошкина, д.37, 1800 руб./сут. за квартиру.

  • День 16 (20.07.2014) Вологда – Москва. Пройдено 461 км

Этот кусок нашего маршрута уже не был чем-то особенным. Это была дорога домой по трассе Москва – Холмогоры М8. Как я уже и говорил, дорога с отличным покрытием и поэтому никаких сложностей не доставила. Было несколько остановок на заправки и приём пищи.

6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте: ремонт в городе Переславль-Залесский, дороги с плохим покрытием от Великого устюга через Котлас, Красноборск, Верхнюю Тойму до федеральной трассы М8, грунтовые дороги от федеральной трассы в сторону Мирного, Плесецка, грунтовая дорога, ведущая в Кенозерский национальный парк.

7. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте: Малые Корелы, Кенозерский национальный парк, Завод Севмаш, Усадьба Деда Мороза в Великом Устюге.

8. Специального общественного и личного снаряжения не потребовалось. Обычные автомобили без специальной подготовки, личные вещи, туристическое снаряжение (палатки, спальные мешки, пенки).

9. Стоимость проживания: Если вы находите место стоянки самостоятельно, то вам, это ничего не будет стоить. Если, планируется остановка в съемных квартирах, гостиницах, то стоимость начинается от 1800 руб./кв в сутки. Планировать такие остановки требуется заранее, до отъезда, особенно, если хотите остановиться в Вотчине Деда Мороза. Питание, закупалось в основном при подготовке к путешествию, из расчётов дневной нормы на человека, на 14 дней маршрута, но в пути нет проблем с продовольственными магазинами, так что если что-то понадобится, то можно докупить. Дополнительные расходы: входные билеты в музеи, сувениры, топливо.

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута:

Путешествие по данному маршруту – предполагает наличие опыта дальних путешествий и экспедиций, т.к. включает в себя длинные перегоны и организацию стоянок в палаточных лагерях. Данный маршрут подходит для любителей дальних путешествий с посещением интересных исторических, природных мест, а также любителей и ценителей красоты Русского Севера.

Нравится? Поделись!
Мощный смарт кроссовер Форд Куга. http://remontauto-ford.ru/ Официальная информация, дизайн, технологии.