Маршрут 5 к.с. п-в Рыбачий. август 2012г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Восточно-Европейская равнина, Поволжский, Волго-Вятский,  Центральный, Северный
Категория сложности похода: 5 (Мото)
Протяженность активной части похода, км:  5965
Сроки проведения: 31.07.12 — 10.08.12
Руководитель маршрута: Бачкин В.В.

Подробная нитка маршрута:

п. Светлый – Петровск – Мокшан — Нижний Ломов –              Спасск – Потьма – Выкса – Муром – Савино – Лежнево – Тейково – Иваново – Ярославль – Кострома – Ярославль – Данилов – Вологда – Липин Бор – Вытегра – Пудож – Медвежьегорск – Кемь – Мончегорск – Кола – Печенга – Заполярный – Печенга – полуостров Средний – полуостров Рыбачий (военный городок)- Кола – Мончегорск – Кемь – Медвежьегорск – Петрозаводск – Лодейное Поле – Тихвин – Пикалёво – Череповец – Вологда – Данилов – Ярославль – Иваново – Шуя – Ковров – Нов. Владимировка – Муром — Выкса – Потьма – Спасск — Нижний Ломов – Мокшан —  Петровск – п. Светлый 

График движения

1 день            п. Светлый (16.00)  —  за Пензой в поле 220
2 день За Пензой в поле — д. Клочково, Тейково 600
3 день д. Клочково, Тейково —  озеро Белое за Липиным Бором 530
4 день Озеро Белое за Липиным Бором — в 10 км за  Медвежьегорском 570
5 день В 10 км за  Медвежьегорском — за Колой в посадках 760
6 день За Колой в посадках — Полуостров Рыбачий. Удалились на 10 км от военного городка и вернулись. Через Заполярный. 280
7 день Полуостров Рыбачий заброшенный военный городок — в 15 км за Кемью, лес. 685
8 день В 15 км за Кемью, лес — граница Карелии и Ленинградской обл. 580
9 день Граница Карелии и Ленинградской обл. – г. Ярославль 740
10 день Г. Ярославль — в 5 км за Выксой в сосновом лесу. 450
11 день За Выксой — п. Светлый 550

Итого 5965 км

Характеристика района путешествия

Основная и самая большая часть всего маршрута проходила по асфальту, старались миновать федеральные трассы, избегая высокой загруженности, особенно в Центральном и Волго-Вятском районах. Опираясь на карту и навигатор прокладывали себе путь по районным дорогам через маленькие деревеньки и леса. Отсутствие грузовых автомобилей существенно облегчало передвижение на груженных мотоциклах. Но движение было интересно тем, что можно было попробовать любое дорожное покрытие: начиная с очень хорошего асфальта, который только что положили, затем пару км по гравию, гравий сменил сухой песок, несколько км по грунтовке и наконец асфальт, по которому ехать сложнее чем по гравию. Это в первую очередь касается Пензенской области, Республики Мордовия, Владимирской области, а остальных областях в меньшей степени. Самые большие впечатления оставили лужи и броды уже на Рыбачим. Степь плавно переходила в лесостепь, лесостепь в хвойный лес, хвойный лес в лесотундра, лесотундра в тундру.

Климатические пояса: от континентального климата с летней температурой +30°…+45°С, в  летний период солнечная погода; через умеренно-континентальный климат, где температура +20°…+27°С; до климата северного региона, где  необычность освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года («полярный день» и «полярная ночь»), суровость климата, сложная конфигурация береговой линии, средняя температура в +12°…+15°С.

В августе хорошая и не жаркая погода, но погода может поменяться за несколько часов, особенно ближе к Северному району. Начиная с Республики Мордовия дорога проходила либо через хвойные леса, либо посадками хвойных деревьев вдоль дорог и заканчивая Республикой Карелия – всё время вкусно пахло елью. Ближе к Карелии стали появляться множество маленьких и больших озерков с «идеально» чистой водой. По дороге попадались большие и маленькие речки с интересными названиями. Если название веселое и звонкое, то речка с быстрым течение, если с грустным – медленная. Болотистая местность давала о себе знать, как только удаляешься хоть на 10 метров от проезжей части.

Интересен в историческом плане от полуостровов Средней и Рыбачий колоссальный. Сам Рыбачий для туристов был открыт не так давно и не исследован  туристами до конца. Это нас самих манило в эти тайные места. Историческая ценность заключалось в том, что за все время Великой Отечественной Войны — единственная граница Советского Союза, длинной всего 2 км, которую не переступала нога немецких захватчиков. По настоящее можно найти мусор деятельности немецких солдат. Во время войны у немцев действовала самая длинная канатная дорога длинной около 60 км, которая связывала позиции немецких войск. Немецкая дорога с тех пор находиться в удовлетворительном состоянии, а нашу каждый год ремонтируют – состояние неудовлетворительное. Можно сделать вывод, что немцы планировали остаться там на долго.

Техническое описание маршрута

Большая часть маршрута проходила по асфальту, мотоциклы изначально готовились к асфальтовой прогулки. Дорожная резина передаточные отношения звезд работали как надо, но на асфальте. На бездорожье приходилось проявлять максимум внимания к управлению груженного мотоцикла. С неровностями на дорогах мотоцикла справлялись отлично, за счет больших ходов подвесок. Отсутствие на мотоциклах ветровой защиты сказывалось на прямых, загруженных автомобилями, перегонах; и сказывалось на скорость движения в дождь. Весь перевозимый груз старались размещать на мотоциклах: в сумке на баке, ботовых кофрах и багажнике.

В первый день проехали 220 км, выехали после обеда. Ночевали в поле у дороги. Планировали каждый день проезжать одинаковое количество км, чтоб нагрузка была равномерной. На второй день очень понравилась дорога через Мордовские зоны, доехали до д. Клочково Ивановской области. Ночевали у родственников, посетили деревенскую баню. Протекла канистра с маслом Ликви Моли – перепачкала все вещи. Третий день еще полные сил двигались в сторону Белого озера, за ним и заночевали. На четвертый день добрались до Вытегры, посетили Музей под открытым небом – дизельную подводную лодку. После обеда первый дождь. Пятый день весь был мокрым и холодным, доехали до Колы, пополнили запасы и дальше. Почти за Колой в посадках заночевали. Костер, сушка бот и вещей. На шестой день добрались до цели. В Печенге пополнили запасы, доехали до Заполярного последняя заправка и поехали на полуостров Средней и дальше на Рыбачий. После Титовки наконец-то началось бездорожье: влажный песчаный грунт вперемешку с булыжниками, размером с кроссовок. И тысячи маленьких озер. Спуски сменяли подъемы, через лужи по полметра не давали расслабиться, дорожная резина все время пыталась сбить нас с выбранной траектории, все время 1 или 2 передача. Груженый мотоцикл можно удержать только в вертикальном положении, если мотоцикл по невиданной силе наклонялся сильнее – его проходилось поднимать вдвоем. Встретили компанию мотоциклистов из Ярославля и Москвы. Преодолев перешеек между Среднем и Рыбачим, повернули в сторону музея лужи стали увеличивать. Сначала проводили разведку, проходили пешком, затем легкий мотоцикл и затем тяжёлую Африку. Но когда луж перевалило за два десятка – атаковали лужи сходу, причем Африка иногда была первой в связке. Но когда длина луж выросла до 15 метров, Африка отказалась плыть и приходилось разворачиваться. К вечеру проехали заброшенный военный городок, удалились в 10 км на север и очередная лужа заставила груженую Африку развернуться. Вернулись в заброшенный городок, заночевали в школе. Ночью +9°С дождь. Утром прикинули запас бензина и приняли решение возвращаться домой. Всю дорогу плоть до дома был дождь. За Кемью к нам присоединился москвич на Трансальпе Сергей. Все остальные ночи проходили в мокрой палатке.

Обеспечение безопасности

На скользких спусках и подъёмах ехали с небольшой скоростью. Броды проходили с предварительной разведкой, а иногда с краю с ходу. Все мотоциклы в группе класса эндуро. Резина дорожная движение по бездорожью заставляло внимательно и очень тщательно выбирать безопасный маршрут и страховать друг друга при прохождении опасных участков, тем самым тратили время. На оживленных трассах, с интенсивным автомобильным движением двигались колонной с включенными фарами, заблаговременно включали поворотники. Перед крупными городами и развязками сверяли направление маршрута. В плане ориентирования особых проблем на этом маршруте нет, но подробная карта и навигатор лишнем не будут. На маршруте встречаются не населённые районы, но больших проблем с продуктами и водой нет. Хороших заправок пропускать не нужно их не так уж много.

Выводы и рекомендации

Маршрут очень интересен как в спортивном, так и в познавательном плане. Желательно использовать внедорожную технику. Лучше всего –легкий эндуро. Запас бензина будет не лишнем, штатного бензобака рассчитанного на 300-400 км. пути по асфальту по бездорожью хватает в два раза меньше и контролировать запас топливо становиться сложно-дополнительная канистра не повредит. Опыт вождения в горных условиях, по каменистому грунту обязателен. Необходима элементарная защитная экипировка: мотоботы (желательно из хорошей линейке, чтоб не сразу промокали), хорошей дождевик, несколько подшлемников, наколенники, налокотники, защита тела и т.д., а также теплые вещи. Нашего опыта управления мотоцикла оказалось вполне достаточно, для такой поездки, но поднимать мотоциклы все равно пришлось. Хорошей физической подготовки и большого опыта управления мотоцикла лишнем не будут.

Нравится? Поделись!
Официальный дилер Renault в Самаре http://renault-auto.com/ Позволяет экономить при покупке в кредит.