Маршрут 4 к.с. Грузия, Турция, Азербайджан май 2012г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: РФ, Поволжье, КМВ, Калмыкия, Грузия, Турция, Азербайджан,  Дагестан
Категория сложности похода: 4 (мото)
Протяженность активной части похода, км:  4719
Сроки проведения: 29.04.12 — 10.05.12
Руководитель маршрута: Куркин Д.В.

Подробная нитка маршрута:

Волгоград — КМВ — Крестовый — Ахалцихе — Батуми — Трабзон — Артвин — Ахалцихе — Тбилиси — Баку — Дагестан — Астрахань — Волгоград

График движения

1 день (29 апреля)  Волгоград ­-Элиста-МинВоды                      (616 км)

2 день                 Минводы-Владикавказ-Степанцминда            (330 км)

3 день                 Степанцминда-Бакуриани-Ахалцихе          (379 км)

4 день                 Ахалцыхе-Батуми                                                (162 км)

5 день                 Батуми-Трабзон-Байбурт                                   (417 км)

6 день                 Байбурт-Артвин                                                  (268 км)

7 день                 Артвин-Ахалцихе-Нинотсминда-Тбилиси      (482 км)

8 день                 Тбилиси-Балакен-Шеки                                     (282 км)

9 день                 Шаки-Гобустан(Мараза)-Сахил             (367 км)

10 день               Сахил-Баку-Дербент                                           (269 км)

11 день               Дербент-Махачкала-Лагань                               (541 км)

12 день               Лагань-Астрахань-Ахтубинск-Волгоград         (606 км)

Итого 4719 км

Характеристика района путешествия

Маршрут пролегал по территории Поволжья, Кавказу, Грузии и Турции. Это отличный маршрут для мототуристов, чтобы познакомиться с природой и культурой соседних государств и народов.

На маршруте встречаются степные просторы, пески и горные дороги, асфальтовые дороги, строящиеся дороги, а так же дороги, которые можно назвать условными. При желании маршруты можно прокладывать по малонаселенным или заброшенным местам, используя проселочные дороги, тропы или просто прокладывая маршрут по степи по азимуту. Некоторые грузинские перевалы в это время года под снегом и могут быть непроезжаемы. При желании в Азербайджане можно отклониться от основных дорог, соблюдая меры безопастности. В степях Калмыкии можно встретить интересные с технической точки зрения песчаные дороги. А в Турции маршрут проходит через строящийся каскад ГЭС на горной реке. В Грузии и Турции можно устроить дневку на черноморском побережье.

Погода в это время года на всем протяжении маршрута умеренная. Температура колеблется в пределах 15-30С, исключением являются перевалы в Грузии, где температура ночью может опускаться ниже ноля. Утренние часы в Турции тоже могут быть прохладными.

Интересна в культурно-историческом плане Грузия. Старые православные храм с сохранившимися многовековыми фресками, такие же старые замки и крепости, встречающиеся вдоль дорог достаточно часто. Подземный город, музей Сталина и многое другое. Получить необходимую информацию можно в информационных центрах, расположенных в каждом городе и районном центре — здесь вам бесплатно предоставят карты местности и ответят на любые вопросы. А перед поездкой в Турцию и Азербайджан путевой информацией и навигацией необходимо озаботиться загодя. По какой-то неизвестной нам причине тюркские народы не видят смысла в картографии и найти в продаже карты нам не удалось.

Техническое описание маршрута

В первый день из Волгограда через Калмыкию доехали до КМВ. На следующий день с утра немного углубились в предгорья оценить красоту местной природы с мотоцикла. В это время проходит фестиваль местного мотоклуба, но наша группа приняла решение пересечь в этот день границу с Грузией. Во Владикавказе пообедали осетинскими пирогами. Крестовый перевал проходили уже ночью в темноте, поэтому пропустили красоту местных пейзажей. С другой стороны, нас предупреждали, что в дневное время перевал проходить тяжело из-за густой пыли и плотного грузового трафика. Старая военная грузинская дорога сильно разбитая. Тоннели на перевале в это время бывают оледенелые. Безопасного места для палаток  ночью найти не смогли. Группа нуждалась в полноценном отдыхе. Сказывалась общая усталость и низкая температура. Заночевали в недорогом хостеле в грузинской горнолыжной деревне.

На следующий день, не заезжая в Тбилиси, направились в сторону Черного моря. Езда по главной магистрали сильно утомляет, быстро было принято решение уйти на второстепенные дороги. Посетили Музей Сталина в Гори и знаменитый Боржоми.

Дальнейший маршрут проложили горными дорогами районного значения. Попытались преодолеть перевал около Бакуриани, но он оказался под снегом и не расчищен. Заночевали в этот день около Ахалцыхе с группой московских велотуристов.

Следующий день начался небольшим перевалом через бывшую туберкулезную здравницу Абастурмани. Основана она была в середине XIX века, здесь лечилась царская семья. В советское время здравница насчитывала более десятка санаториев. Сегодня это слаборазвитый поселок с разрушенной инфраструктурой. Рядом находится обсерватория, которую стоит посетить хотя бы ради пейзажей и великолепного серпантина.

Расположенный на берегу моря Батуми интересен с культурно-исторической точки зрения. В нем сохранились красивые улочки старого города, а так же идет достаточно много серьезных строек. Правительство успешно превращает курортный город в Грузинский Лас-Вегас.

Дорога вдоль моря от грузинского Батуми до турецкого Трабзона туристической ценности не представляет. Немного прихватил дождь.

Посетили православный монастырь Панагия Сумела — основополагающая идея маршрута. Монастырь возведён в конце IV — начале V века нашей эры. Он вырублен высоко в скале, к нему ведет узкая горная дорога с резкими поворотами.

Мощный ливень заставил нас укрыться в придорожном кафе около города Байбурт , где группа разбила лагерь вместе с молодой парой из Великобритании — велосипедисты в кругосветке.

На следующий день продолжили путь через серию невысоких перевалов. Периодически встречались обвалы после дождя, которые турецкая дорожная служба оперативно разбирала. Дневной маршрут закончился грандиозной национальной стройкой. На протяжении 200км вдоль горной реки строится каскад ГЭС. Дорога сильно разного качества, много пыли, опасные участки через километровые тоннели без освещения. На всем пути мы держали радиосвязь и включенные фары. Из-за пыли приходилось часто протирать фары и визор шлема.

На следующий день пересекли Грузинско-Турецкую границу в обратном направлении и через перевал вышли снова к Ахалцихе. Направили маршрут в Тбилиси немного южнее через Нинотсминда. Здесь  красивейшие пейзажи. Огромные равнинные пространства 1500м над уровнем моря окруженные горами, альпийские луга, высокогорные озера.

В Тбилиси провели вечер в прогулках по старому городу и решили не задерживаться надолго. На следующее утро немного тряхнуло — центр землетрясения был в соседнем Азербайджане.

Путь в Азербайджан пролегал через грузинскую винодельческую долину Кахетия. В дороге группу прихватил дождь.

В Азербайджане посетили долину грязевых вулканов. Группа ушла с трассы в районе Гобустан(Мараза) и поехала по степи тропами и совсем без дорог. Помимо грязевых вулканов встретили заброшенный поселок добычи нефти. По пути редко встречаются чабаны и их лагеря. Вышли на трассу в районе города Гобустан и посетили музей под открытым небом в археологическом  заповеднике. Здесь есть наскальные рисунки со времен мезолита (каменный век около 15-10 тыс. л. до н. э.). Заночевали в степи недоехав до Баку. Вечером бдительность мы не теряли и дождь не стал  неожиданностью на глинистой почве. Лагерь быстро переместили в более безопасное место.

Следующие два дня путь группы лежал через Дагестан. Памятуя о безопасности остановки производились только в безопасных местах, а ночевали в придорожной гостинице.

В Калмыкии возле поселка Артезиан нарисованная на карте дорога отсутствует, вместо нее есть второстепенная разбитая слева от железной дороги. Группа выбрала песчаную дорогу справа от железной дороги. Дорога оказалась достаточно сложной, и непреодолимой для неподготовленной к бездорожью техники. На одном мотоцикле случился прокол.

 Обеспечение безопасности

На горных участках маршрута и в песках ехали с небольшой скоростью в пределах видимости друг друга. На всех участках маршрута поддерживали постоянную радиосвязь для предупреждения об опасности и просьбы о помощи. Все мотоциклы в группе класса эндуро. Резина дорожная  с развитым протектором для преодоления сложного рельефа. На оживленных трассах, с интенсивным автомобильным движением двигались колонной с включенными фарами. В плане ориентирования никаких проблем на этом маршруте нет. Ненаселенные участки непродолжительные. Группа держалась трасс федерального значения в районах с нестабильной криминальной обстановкой.

Готовясь к поездке по этому маршруту не лишним будет изучить правила поведения при землетрясениях.

Выводы и рекомендации

Маршрут интересен как в спортивном, так и в познавательном плане. Желательно использовать внедорожную технику. Лучше всего – мотоцикл класса эндуро. Запас бензина здесь не потребуется – хватает штатного бензобака, рассчитанного на 250-300 км. пути. Опыт вождения в горных условиях, по каменистому грунту обязателен, так же как и опыт вождения в песках. И конечно же, нужна хотя бы элементарная защитная экипировка: шлем, мотоботы, защита спины, наколенники. Так же необходимо быть готовым к простейшему ремонту в полевых условиях. Хотя бы иметь ремкомплект и запасные камеры с насосом.

Нравится? Поделись!