Вместо сердца — пламенный мотор

 Этим летом исполняется 40 лет спортивной карьеры Пантыкина Виктора   Михайловича   –  легенде  советского и российского мототуризма. «Мастер спорта СССР», трехкратный чемпион  Советского Союза, тренер сборной  РСФСР, «Заслуженный путешественник России», «Снежный барс Алтая»,  двукратный чемпион России, «Почетный работник Министерства образования и науки РФ», «Спортивный судья 1 категории», «Мастер туризма», вице-президент федерации спортивного туризма Алтайского края…

С Виктором мы познакомились на одном из семинаров руководителей сложных походов еще во времена бывшего СССР.  С тех пор прошло более 30 лет, но наша дружба с ним стала еще крепче. И связана она с фанатичной любовью к мотопутешествиям.  Виктор буквально ворвался в мототуризм. И как он сам всегда объясняет – с легкой подачи основателя алтайского автомототуризма Бурца Евгения Даниловича. До этого было просто увлечение мотоциклом. Совершая простенькие путешествия по Алтаю, накапливал опыт. И вот первый знаменательный маршрут через всю страну, к Черному морю и обратно домой через Крым, Кавказ, Каспийское море, всю Среднюю Азию, Казахстан. Это было в 1978 году, по территории СССР можно было путешествовать везде – границы между республиками были условными.  Однако отсчет спортивной карьеры Виктор ведет с 1977 года – первая  официальная «единичка» на «Восходе» с братом Юрием к Телецкому озеру.

«Восход» – это первый мотоцикл в жизни Виктора. Он вспоминает далекий 1970 год. Тогда в свободной продаже появились «Восходы» всего за 175 рублей. Дед Виктора – фронтовик Калистрат Баев, решил приобрести новинку советского мотопрома для внука. Под прикрытием «учебной езды» (в то время это разрешалось), 15-летний парнишка рулил по дорогам и проселкам Алтайского края. Ездили в основном по дедовской родне и на рыбалку.   Минуло больше 46 лет с той поры.  Это уже после службы в Армии объездил весь Горный Алтай.    И только  потом были многочисленные мотоциклетные  спортивные маршруты. «Намотано» около 500 тысяч километров, изношен десяток мотоциклов, но Первый есть Первый…

Сказать, что Виктор занимается только туризмом – не сказать ничего. В Армии увлекся штангой, гимнастикой. После – лыжными гонками, велоспортом, спортивным ориентированием.  Здесь добился неплохих результатов – выполнил нормативы 1 разряда и КМС, входил в сборные  Барнаула, АКС «Труд».  Виктор и сейчас постоянно тренируется для поддержания физической формы. Зимой  ежедневно пробегает  на лыжах не мене 15 км. В этом году к многочисленным наградам ветерана туризма добивалась еще одна медаль- «За заботу о своем здоровье». Пробежал Белокурихинский лыжный марафон в 50 км!

Виктору выпала честь поработать помощником депутата Государственной Думы 1-го созыва. Участвовал в разработке  законопроектов в области спорта  и РОСТО  (ДОСААФ). Свой мандат умело использовал  на благо развития детского туризма в работе с чиновниками самого различного уровня. И все это без отрыва от основной работы – 22 года  Виктор отработал на  котельном заводе,  7 лет прослужил  в Федеральной налоговой службе (ФНС), 3 года  в «Барнаульском водоканале». И везде Виктор активно продвигал спорт в массы.  В ФНС – организовал проведение краевого Чемпионата  по автомногоборью среди водителей,  работая в «Водоканале»  восстановил пришедший в упадок спорткомплекс, закупил  снаряжение, вывел команду на передовые позиции в городе среди ЖКХ, поставил на поток  отдых детей работников и массовые выезды сотрудников в Горный Алтай, проводил конкурсы профессионального мастерства среди  сотрудников «Водоканала». В «Панавто- Новосибирск» организовал проведение традиционных гонок на снегоходах…

…В 1980 году в Барнауле по инициативе краевого Совета Всероссийского общества автомотолюбителей был создан клуб автомототуристов «Горизонт». Через год Виктора единогласно избрали председателем Совета клуба. С этого времени Виктор организовал и провел более сотни спортивных походов различной категории сложности во всех географических районах страны. На мотоциклах его группа прошла Памир, Карпаты, Саяны, Тянь-Шань, пустыни Кызыл-Кумы и Кара-Кумы, Байкал и Балхаш, Восточную  Сибирь и Урал, плато Устюрт, Монголию и, конечно же, Алтай.

 

На Чемпионатах СССР  по маршрутам команды, руководимые Виктором, традиционно были в лидерах и трижды  становились победителями за дерзость и успешное первопрохождение самых невероятных маршрутов. Были и потери на маршрутах –  несколько мотоциклов  покоятся в горах, в труднодоступных местах…  И что характерно, там где по конным тропам когда-то прокатились мотоциклы клуба «Горизонт», сегодня проложены  полноценные дороги общего пользования, соединяющие разные регионы: Алтай – Тыва, Казахстан – Алтай, река Бартанг – озеро Сарезское на Памире…  Это лишь подтверждает логичность  выбранных когда-то туристских маршрутов.  А разработанный Виктором маршрут и пройденный  в 2004 году командой  под руководством сына Дмитрия,  скоро обретет  реальные черты кратчайшей дороги из России в Китай.

 

Параллельно с путешествиями Виктор проводит и спортивно-массовые мероприятия.  В этом году уже в 35-й раз на Алтае пройдет  «Кубок Победы» – матчевая встреча автомототуристов Западной Сибири.  Виктор является основателем,  организатором и вдохновителем тематических мотопробегов, направленных на патриотическое воспитание молодежи. Самый массовый и популярный из них – «Салют Победа!»  В 1984 году удалось провести на Алтае Всесоюзное моторалли «Алтай-84».  Именно это туристское ралли дало толчок объединению ведущих мототуристов СССР. Виктор всегда удачно сколачивал команды из самых опытных туристов: из Москвы, Прибалтики и Узбекистана, Урала, Тайшета и Калуги. До сих пор считается за честь быть приглашенным в команду «Горизонта».

Начиная с 1983 года,  команда Алтайского края, руководимая Виктором, стала регулярно участвовать  во Всероссийских, Всесоюзных, Международных соревнованиях  автомототуристов.  И здесь он  с неуемной энергией работал над составом команд,  применял новые методики тренировок,  умело  внедрял  неожиданные тактические приемы  и домашние заготовки. Да так удачно, что дважды  возглавлял сборную РСФСР!

 

И если бы не история с КПСС, откуда Виктор Михайлович решил добровольно выйти, возможно, стал  бы и тренером сборной СССР. Это сейчас можно «перекрашиваться» по нескольку раз. … А тогда,  в 85-ом,  решение райкома КПСС было категоричным – за границу не выпускать! Но команда Алтая все же прорвалась в Прагу, в числе 10 лучших советских команд, где удачно защитила спортивную честь страны Советов на «Слете  друзей «Явы»

 

Вспомнили с Виктором 1989 год, Свердловск, Всесоюзный слет туристов. Я входил в составе судейской бригады на дистанции мототриала.  Тогда команду Алтая, руководителем которой был Виктор, включили в состав, одной из шести допущенных к соревнованиям, сборной РСФСР – как говориться: «За прошлые заслуги».   Виктор рассказывает,  что в 88-м  при отсутствии финансирования, его команда не смогла принять участие в отборочных соревнованиях в Ярославле.  А по Правилам соревнований к старту допускались  только по одной команде от республик Союза ССР, Москвы, Ленинграда и шесть команд от РСФСР. Нужно отдать должное представителям сборных Приморского края, Новосибирской и  Ульяновской областей, именно они настояли, чтобы  организаторы соревнований пересмотрели Положение по допуску сборных команд РСФСР.  Так команда Алтая вошла в число  сборной РСФСР –I . И алтайцы не подкачали. Обошли прибалтов в их коронном виде – триале, успешно выступили в командной полосе препятствий – авторалли и стали лучшими!

 

Тяжелыми стали для туризма «лихие девяностые». Но Виктор, при полном  отсутствии финансирования, продолжал проводить соревнования: «Кубок Победы», краевой слет автомототуристов, «Мемориал Бурец».  Дном падения оказались 92-94 годы.

 

В 1995 году при поддержке Туристско-спортивного Союза России, журнала «Мото» Виктор организовал и провел первый Чемпионат России по мототуризму – «Алтайская кругосветка-95». Подготовка  к нему заняла три года. Со своей командой и в одиночку, пешком и на мотоцикле Виктор облазил будущую дистанцию. Это была классика Большого мототуризма. «Алтайская кругосветка»  до сих пор является эталоном прохождения сверхсложных маршрутов на мотоциклах в  соревновательном режиме.

Особенно ярко проявил себя Виктор на посту тренера  спортивного мототуризма в Алтайском краевом центре детско-юношеского туризма.   Более 16 лет он передавал свой опыт и мастерство молодым, наладил тренировочный процесс так, что команда юниоров начала выезжать на крупные соревнования российского масштаба. Виктор разрабатывал и успешно внедрял авторские программы «Будущий защитник Отечества», «Золотое колесо», учебно-тренировочные летние и зимние сборы, мотоэкспедиции  «По местам боевой славы 15- кавалерийской дивизии», «300 лет С-Петербургу». На деле показал, как можно организовать работу с трудными подростками через мотоспорт и туризм. Он перепрофилировал и создал  в районах Алтайского края 18  мотоклубов, возродил скийоринг, мотоориентирование и триал.

 

Около 500 ребятишек  «прошло  через  руки»  Михалыча – так уважительно зовут Виктора воспитанники. Все  получили  отличные навыки вождения мотоцикла,  десятки  из них стали разрядниками по спортивному туризму и мотоспорту. Со своими воспитанниками Виктор исколесил  весь Алтай, совершил экспедиции: «Серебряный пояс Алтая» (по оборонительной линии 18 века), «По местам боев отряда Петра Сухова» (по следам Гражданской войны на Алтае), с  корреспондентами журнала «Мото»  одолел  перевал Шапшал, организовал первую в России и пока единственную  мотоальпиниаду – восхождение на мотоциклах на высочайшую вершину Восточной Сибири – г. Монгун -Тайга (3976 м).  А в 2009 году молодежная сборная Алтайского края под руководством Виктора становится  Чемпионом страны.

 

Казалось при таком послужном списке, его должны носить на руках. И он имел неосторожность попросить у руководства Управления администрации края по образованию нормальное помещение для занятий. Ведь все эти долгие годы  практические занятия он  проводил в своем собственном гараже!  Почти три года ходил, просил, писал,  дошел до Президента страны. На этом  нажил  себе кучу  недоброжелателей.  Благодаря поддержке СМИ и указанию Путина В.В.  клубу «Горизонт» наконец-то выделили помещение  и  даже новые мотоциклы купили (!). Но началась  настоящая травля.  Не любят у нас живых героев.  Секцию  спортивного мототуризма краевого центра  зачем-то переименовали из «Горизонта» в «Молнию» — ничто не должно напоминать о Викторе Пантыкине, «похерили» все  авторские методические разработки, а его последователей назвали «пантыкинские выкормыши».  И Виктор принял непростое решение – уйти с тренерской работы…  Вот как это прокомментировал Заслуженный Мастер спорта, вице-президент федерации спортивного туризма России  Говор Валерий:  «Горизонт» если хотите, это  бренд Алтайского рая. Его знали по всей стране  более 30 лет.  Его спортивные достижения деморализовали  соперников. Теперь все нужно начинать сначала».

Сейчас Виктор является региональным исполнительным директором  компании «Турсмото». Со всего мира слетаются любители путешествий, чтобы попутешествовать  на мотоциклах и квадроциклах по Алтаю,  Сибири и Монголии.  И никто не возвращается домой  равнодушным.  Об этом свидетельствуют восторженные отзывы клиентов на сайте компании. Мало того – приезжают повторно, чтобы пройти  с Виктором   очередной  маршрут.

 

Помимо этого Виктор  активно участвует в работе  федерации спортивного туризма Алтайского края,  применяет свой богатый опыт в организации  масштабных спортивных событий: Международный спортивно-туристский фестиваль «Большой Алтай» в Монголии, «Кубки России» в Сибирском Федеральном Округе, набирающий обороты «Снежный марафон» в республике Алтай. Помогает краевым федерациям по автомобильному и  мотоциклетному спорту организовывать знаковые мероприятия: ретро-ралли «Пекин-Париж», автокросс, квадробиатлон, гонки на снегоходах, эндуро…

 

На вопрос: «Что сейчас волнует патриарха мототуризма?», Виктор отвечает:

–  Не скрою, мототуризм на Алтае и в стране нынче   переживает не лучшие времена. Многие просто пересели на авто. Но и это не самое главное. Как-то очень быстро свернули свою деятельность мотоклубы,  в Алтайском крае из 18 клубов осталось всего 4. Главная причина – отсутствие  административной  поддержки и финансирования. Перестали проводиться краевые соревнования автомототуристов,  закрыли «Мемориал Бурец», еле-еле «дышит» «Кубок Победы», из шести  этапов «Кубка Алтая» по мотоскийорингу (гонки мотолыжных экипажей) остался один.  В этом году отменили традиционный мотопробег.  И все это под модной фразой «оптимизация расходов».

 

Но жизнь продолжается и  в перспективных разработках у Виктора   значатся: летом 2017 года  туристский фестиваль «Большой Алтай» в Казахстане,   Международные соревнования  мотоциклистов  «БМВ-ГС-трофи», началась подготовка к повтору уникальной Альпиниады «Монгун-Тайга – 2018», не за горами «Большой Алтай — 2019 …

 

 

Теперь понятно, почему у Виктора Михайловича столько спортивных званий и наград? Да он просто неуёмный какой-то! Не сидится ему дома.


 

Николай Самарин, председатель автомотокомиссии федерации спортивного туризма России, Мастер спорта СССР, Заслуженный путешественник России (г. Москва)

Фото из архива клуба «Горизонт» и компании «Турсмото»

 

 

Нравится? Поделись!