История автомототуризма

Источник: Энциклопедия туриста, изд. Большая Российская энциклопедия, 1993

АВТОМОБИЛЬНЫЙ И МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ТУРИЗМ (автомототуризм), самодеятельные туристские путешествия на автомобилях, мотоциклах, мопедах. Первые увлечения автомобильными путешествиями в России относятся к началу 20 в. В 1902 в Санкт-Петербурге был создан один из первых в России клубов автопутешественников. В 20-х гг. в Москве появились клубы мотоциклистов, профсоюза шофёров и др. С конца 30-х гг. в составе Центр. автомотоклуба действовала секция автомототуристов, к-рая оказывала практич. помощь владельцам личных автомобилей и мотоциклов и подготавливала справочную литературу для автолюбителей. С организацией в 1962 Центр. совета по Т. (с 1969 — Центр, совет по Т. и экскурсиям) при нём была создана центральная секция автомототуристов. В 1963 появились Московский и Ленинградский клубы автомототуристов, позднее такие клубы возникли и в ряде др. городов. В 1966 учреждён Центр. клуб автомототуристов. С 1976 организацией и развитием самодеятельного А. и м. т. руководит комиссия автомототуризма Всесоюзной федерации туризма. С кон. 70-х гг. всё более популярными становятся плановые авто- и мотопутешествия на индивидуальных трансп. средствах по заранее разработанным маршрутам с обеспечением туристов ночлегом на турбазах, в тур. гостиницах и кемпингах, питанием и экскурсионным обслуживанием.

Для А. и м. т. характерны: путешествия по маршрутам большой протяжённости в разл. природно-климатич, зонах, сравнительно малая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы, меньшие по сравнению с др. видами Т. затраты физич. труда, поскольку осн. нагрузка приходится на транспортные средства. Для путешествия на автомобиле и мотоцикле необходимо наличие дорог на большей части маршрута, отсутствие или плохое состояние к-рых ограничивает развитие А. и м. т. в ряде регионов страны. Гл. препятствиями в автомотопутешествиях являются дороги без твёрдого покрытия, заболоченные, каменистые, заснеженные или песчаные, броды, горные дороги и высокогорные перевалы.

Наиболее популярные маршруты проходят по Центр. России, Украине, Белоруссии, Молдове, Кавказу, Крыму, Прибалтике, Уралу, Ср. Азии и Казахстану. Широкие перспективы для развития А и м. т. имеются в Зап. и Вост. Сибири, на Д. Востоке, Камчатке, Сахалине.

Спортивный А. и м. т. регламентируется требованиями Единой спортивной классификации и Правилами проведения тур. спорт, походов. Наиболее распространён он в Литве, Латвии, Эстонии, России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане. Спорт, походы на автомобилях и мотоциклах в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности и сложности похода подразделяются на 6 категорий сложности (КС). Напр., протяжённость маршрута автопохода 1 КС должна быть не менее 1500 км, мотопохода — не менее 1000 км при общей продолжительности не менее 6 дней: похода 3 КС — 2500 и 2000 км, не менее 10 дней, похода 5 КС — 3500 и 3000 км, св. 16 дней. В походах 1-2 КС допускается участие 1 автомобиля или 2 мотоциклов; 3 КС — 2 автомобилей или 3 мотоциклов; 4-6 КС — не менее 3 автомобилей или 4 мотоциклов. Обычно в походах ср. сложности участвуют группы в составе 2-6 автомобилей или 3-10 мотоциклов. В каждой группе должен быть как минимум 1 сменный водитель. Минимальный допустимый возраст участников похода от 14 (для похода 1 КС) до 19 лет (для похода 6 КС); минимальный возрастной ценз руководителей похода от 18 до 22 лет соответственно. Основным документом, дающим право на проведение спортивного категорийного похода, является маршрутная книжка, выдаваемая маршрутно-квалификационной комиссией федерации Т. либо городским, районным или областным тур. клубом, тур. секцией коллектива физкультуры. Походы по категорийным маршрутам дают право на получение спортивных разрядов и званий, которые присваиваются только водителям трансп. средств.

Соревнования по А. и м. т. проводятся по правилам, разрабатываемым и утверждаемым Всес. федерацией Т. в целях совершенствования техники вождения автомобиля (мотоцикла) и отработки навыков преодоления естеств. препятствий, встречающихся в походах. Соревнования включают преодоление полосы препятствий, фигурное вождение, скоростную езду и др. виды.

Безопасность авто- и мотопоходов обеспечивается подготовленностью трансп. средств к походу с учётом особенностей трассы и условий, в которых будет проходить поход; совершенствованием умения водителей управлять трансп. средством в условиях, подобных тем, что ожидаются на маршруте; наличием соответствующих индивидуальных и групповых спасат. средств (напр., огнетушителей, аптечки, защитных шлемов, ремней безопасности), спец. приспособлений для преодоления труднопроходимых участков трассы (напр., дорожек для движения по зыбким грунтам, цепей, лебёдки), а также средств сигнализации и связи в походе (в т. ч. портативных радиостанций, сигнальных фонарей, ракетниц с комплектом ракет). Кроме того, каждый экипаж обязан иметь более полный, чем обычный, ремонтный набор, дополнительно укомплектованный инструментами, запасными деталями и материалами, необходимыми для ремонта трансп. средства в походных условиях.

Для подготовки автомототуристов и повышения их квалификации федерации Т., а также гор., районные и обл. тур. клубы организуют семинары, проводят занятия в школах туристской и инструкторской подготовки, включающие уч.-тренировочные походы, организуют соревнования.

Лит.: Кеангели С., Мы начинали в 20-х, Турист, 1975, № 8.
Котов Г.Г. Автомобильный туризм. М., 1966.
Автомобильные и мотоциклетные туристские маршруты. М., 1990.

Нравится? Поделись!