Маршрут 3 к.с. Липецкая область. Май 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Липецкая область
Категория сложности похода: 3 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  1275
Сроки проведения: 01.05.15 — 07.05.15
Руководитель маршрута: Гайдай В.В.

Подробная нитка маршрута:

Москва – Мордвес – урочище Каменная гора – Хрусловка – Венев – Новомосковск – Кимовск – Епифань – Монастырщино – Куликово поле – Полибино – урочище Донков – Воейково – Данков – Баловнево – Урочище Кузьминки – Лебедянь – Троекурово – Курапово – Скуратовка – Талица – Васильевское – Урочище Аргамач-Пальна – Гальчья гора – Задонск – Елец – Воргольские скалы – Овсяный брод – Злобин Воргол – Озерки – Польское – Знаменское –
Ефремов – Москва

Маршрут проходил по грунтовым дорогам. Чернозем. После дождей двигаться по чернозему нужно очень аккуратно, т.к. при подсыхании он становится как пластилин, очень липкий и легко наматывается на колеса.

Целью поездки было посещение природных и архитектурных достопримечательностей, отработка навыков езды по грунтовым дорогам.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

01.05.15 После съезда с М4 в районе Мордвеса качество дороги резко ухудшается, на дорогах ямы. После Дьяконово – пыльная хорошо укатанная грунтовка, которой не страшен дождь. Большую сложность вызвало то обстоятельство, что полевые дороги идут по чернозему. После дождя проявляются худшие качества чернозема – он налипает и практически не отлипает от колес. Временами приходилось домкратить машину, чтобы очистить весь налипший чернозем. Иногда проще было ехать по траве. Лагерем встали на берегу реки по координатам N54°26’23.08″ E38°23’12.43″

02.05.15 Выезд с Урочища не очень простой и если у машины низкий клириенс, то она рискует сесть на брюхо, т.к. нужно предолеть небольшой брод (N54°26’21.37″ E38°23’05.71″). Так как шли тремя машинами, то эта неприятность нас сильно не задержала.
В районе Хрусловки аварийный мост через жд (N54°24’04.11″, E38°13’59.05″) . Мы его брали нахрапом, как потом сказали местные чуть ниже есть объезд под ж.д (N54°23’52.42″, E38°14’06.31″)

При движении от Венева по старому Каширскому тракту на карте обозначены речки, но бродов нет. Петля на треке – это объезд разрушенного моста.
По дороге к месту стоянки можно заехать на источник. Петля в пять километров (N53°34’42.14″ E38°50’25.23″) . Ночевка на холме у реки Дон, на холм можно было не заезжать, но было темно и более удобного места найти не удалось. (N53°33’16.18″ E39°00’33.93″)

03.05.15 В этот день были преимущественно грунтовые и полевые дороги. Утром погода порадовала солнцем. С места ночевки поехали на Урочище Донков. Дороги сносные. Стоянка была N53°08’59.71″ E38°29’07.26″
Из небольшой проблемы – это подъем по координатам N53°08’59.90″E38°29’02.58″ Подъем здесь достаточно крутой и с поворотом, так вот у нас в повороте включался полный привод, динамика терялась и въехать не получалось. Пришлось ехать рядом по колее.

04.05.15 С Ищутинского городище полевыми дорогами поехали вдоль берегов Красивой мечи на Утес Галочник (N53°06’59.76″ E38°35’04.64″), проблем с прохождением этих участков не было, даже не смотря на то, что всю ночь шел дождь. Спасало то обстоятельство, что дорога шла по траве. В районе деревни Хомяково по мосту пересекли Красивую Мечу и пошли на спец-участок, где когда-то проходило ралли Шелковый путь (въезд N53°12’38.58″ E38°44’47.85″). Сейчас дорога сильно заросла и местами не очень проглядывается, так что в некоторых местах приходилось ехать вдоль поля по траве.
Местами местность заболочена, но проблем не возникло. Брод через реку Юрец (N53°10’49.69″, E38°47’08.99″) оказался слишком глубоким, поэтому пришлось незначительно отклониться от маршрута и ехать через р. Птань (N53°10’55.94″ E38°47’05.82″), там брод оказался поменьше. Сделав петлю в три километра приехали в Орловку и дальше по трассе Шелкового пути, которая в районе деревни Зверево вышла на сносный асфальт. Через Слободку выходим на дорогу до Лебядяни, где немного гуляем и перекусываем в кафе. На ночь лагерь разбиваем в живописном месте Курапово. N52°57’28.14″ E39°01’34.81″ Река неглубокая, водится много рыбы.

05.05.2015 Из Курпатово выезжаем по подсохшему чернозему на грунтовку и дорогами местного значения едем на Елецкий тракт. (N52°50’37.03″
E38°50’28.13″)
Кусок дороги не очень большой всего 8 км. Проходит большей частью по чернозему. Есть небольшой участок, где машина с небольшим клириенсом рискует повиснуть в колее, но он объезжаем. Ближе к середине дороги на поверхность выступает камень, составляющий основу тракта. После прохождения данного участка едем в строну Ельца, заправляемся на Лукойле (N52°37’57.87″ E38°31’54.16″). Аргамач-Пальна очень живописное место, но из-за того, что попали в дождь очень много времени потеряли мы там и в район Галичий горы приехали уже в темноте. Возле заповедника спустились к речке Дон (N52°36’18.73″ E38°55’13.87″), въезд на территорию у реки по 100 р с машины. Место для ночевки не очень хорошее и я бы рекомендовал вставать на р. Пальне.

06.05.2015 В этот день был только асфальт. Поэтому проблем с прохождением не было. Стоянка у реки Воргол. Очень много палаточников, но места на всех хватит. N52°34’17.83″ E38°21’21.37″

07.05.2015 Повезло наконец-таки с погодой, если бы снова шел дождь от этого участка пришлось бы отказаться ввиду обилия грунтовых дорог.

Литературная часть.

01.05.15 Москва – Мордвес – урочище Каменная гора.
В Аксиньино (N54°30’20.10″; E38°20’56.95″) очень интересная церковь с необычным завершением купола в виде не просто Креста, а Архангела Михаила, держащего Крест. После Аксиньино начинаются полевые дороги. На ночевку встали в районе урочища Каменная гора, или как его еще называют Щучьее городище. Места для установки палаточного лагеря много. Из интересных мест поблизости — Харинская пещера. Городище XI-XIII в.в. располагается на высокой 20-ти метровой скале, надежно защищавшей его от нападений с юга. От некогда мощных крепостных укреплений остался земляной серповидный вал, высотой 2,5-3м. В центре вала имеется проем шириной 3м, в этом месте, видимо, была установлена въездная башня. Всего площадь городища составляет 0,45 га

02.05.15 Урочище Каменная гора – Исаково – Хрусловка – Венев – Новомосковск – Кимовск – Епифань – Куликово поле – Полибино – р. Дон
В Хрусловке (N54°23’35.78″, E38°13’27.22″) находится старый дворец семейства железнодорожных королей фон Мекк, хорошо известных Российской истории в ряду богатейших семей страны на волне железнодорожной горячки 2-й половины 1860-х — 1870-х гг. Дальше по асфальту едем в Венев, где заправляемся на АЗС по координатам (54 21.084N 38 14.741E) В Веневе очень любопытная привокзальная площадь с парком – детям там должно понравиться. Возле площади есть удобная парковка, где можно оставить свою машину. Так же Венев знаменит своей колокольней, на которую можно даже частично залезть. После Венева по старой богородицкой дороге, которая в данный момент представляет из себя местами полевую дорогу, местами каменную доезжаем до старинной церкви в урочище Семьянь. В XIX веке через Семьянь проходил Каширский тракт. Торговые люди везли товары с юга в Москву и в обратном направлении. В 1811 году в Семьяни была построена церковь (N54°17’42.47″ и E38°11’28.98″), во имя Корсунской Божией Матери с двумя приделами: во имя святого и чудотворца Николая и во имя святого Василия Парийского на средства помещика майора Алексея Андреевича Маркова (ум.1813), взамен обветшавшей деревянной. Из Семьянь мы через Теребуш выходим на М4, по которой проезжаем всего 14 км, и уходим (N54°10’48.94″ E38°04’58.11″) на плохонькие дороги Тульской области в сторону Новомосковска, где нам интересна детская железная дорога (N54°00’41.10″ E38°16’41.06″). Честно скажу, смысла заезжать нет, только если ради забавы.

Далее по сносному асфальту едем на через Кимовск и Епифань. В Епифани музей купеческого быта (N53°49’37.98″ E38°33’15.14″), где проводится очень быстро экскурсия. Можно пропустить, экскурсовод слишком быстро тараторит и видно, что ей это все не в радость. Следующая точка с. Монастырщино – музей Куликова Поля (N53°40’11.65″ E38°38’37.11″).
Групповая экскурсия стоит 350 руб с группы, плюс по 80 рублей со взрослого. Настоятельно рекомендую. В отличии от предыдущего музея очень интересно и познавательно. На Куликовом поле делаем краткую остановку, далее на Полибино (N53°30’08.47″ E38°59’06.48″), где находится первый гиперболоид. Усадьбу постепенно восстанавливают и приводят в нормальный вид. Из Полибино поехали на место ночевки к реке Дон.

03.05.15 р. Дон — Урочище Донков – Воейково – Данков – Баловнево – Ишутинское городище.
В этот день были преимущественно грунтовые и полевые дороги. Утром погода порадовала солнцем. С места ночевки поехали на Урочище Донков. Старый город-крепость Донков (N53°29’18.26″ E39°00’15.65″), относившийся к Рязанскому княжеству, неоднократно отражавший нападения отрядов татарских орд, не раз он подвергался огню и разрушению. И после 1521 года, когда город был полностью уничтожен, на старом месте больше уже не восстанавливался.
Ниже по реке нашли для постройки нового города удобное место, которое по своим естественным условиям было лучше прежнего. Через село Долгое выходим на асфальт и едем к природной достопримечательности Конь – Камень. Дороги в Липецкой области сильно испортились за последнее время. Через Данков едем в старинную усадьбу Баловнево (N53°12’47.88″ E39°02’11.30″), где так же идет реконструкция и дальше на Ишутинское городище. Именно в этом месте нас ждет очередная ночевка. Дороги сносные. Проблем не испытывали.

04.05.15 Ишутинское городище – Утес Галочник – Хомяково — Орловка – Урочище Кузьминки — Лебедянь – Троекурово – Курпатово
В 1992 году караван машин из города Парижа через Москву проходил в Пекин по дорогам Липецкой области. Одна из зон для просмотра находится недалеко от сёл Долгое и Орловка, там, где речушка Юрец впадает в реку Птань. Дорога проходит, повторяя все изгибы Птани, оставляя слева от себя урочище Гальское и холм «Вавилонская башня», пересекает вброд ледяной Юрец, мчится вдоль Птани к другому броду и уходит дальше вверх полями. И путь лежит до самого Липецка.
Утес Галочник (N53°07’04.86″ E38°35’04.86″) — так называется скальное обнажение на правом берегу Красивой Мечи напротив п. Запрудненского Тульской области. Этот геологический памятник природы регионального значения представляет собой три отвесные стены высотой до 21 метра с массивными выходами пород верхнедевонского периода. В обнажении видны чередующиеся слои известняков и доломитов лебедянского и данковского горизонтов с вертикальными трещинами.
Урочище Кузьминки (N53°05’10.12″ E38°47’39.73″). При желании можно лагерем стать и здесь. Место хорошо для фотографирования, рыбалки, отдыха.
Через Слободку выходим на дорогу до Лебядяни, где немного гуляем и перекусываем в кафе. Первое известное нам письменное упоминание о Лебедяни относится к 1605 году. Тогда это была сельцо «Лебедянское городище». Легенды же говорят о том, что небольшой укрепленный город возник на этом месте еще в XIV – XV веках. Он, вместе с соседним Ельцом и Данковым, был не только границей Рязанского княжества и рубежом русского государства, но и местом, через которое проходил торговый путь к государствам черноморского побережья.
По пути к базовому лагерю этого дня заезжаем на Троекуровскую ГЭС, а на ночь лагерь разбиваем в живописном месте Курапово. Курапово — село, расположенное на живописных берегах реки Красивая Меч. Река неглубокая, водится много рыбы.

05.05.2015 Курпатово – Лески – Елецкий тракт – Васильевка – Аргамач-Пальна – Галичья Гора
В двух километрах от Кураповской ГЭС есть живописное место: Красный Буерак (N52°55’43.34″ E39°01’57.15″) — это овраг, населённый нерукотворными сказочными изваяниями людей и животных. У меня воображение не такое богатое, поэтому в камнях я ничего особенного не увидел.
Дорогами местного значения едем на Елецкий тракт. Эта старая дорога из Ельца в Лебедянь известна с незапамятных времён…Вероятно, по этой дороге в 1146 году «Князь Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону и в Елце, и в Пронске…»
В Елецком крае немало мест, удивительных по красоте своей и необычности. Какая-то тайная, притягательная сила манит сюда людей, надолго остается в памяти ярким, светлым воспоминанием. Одно из таких мест — урочище Прасека близ села Аргамач-Пальна. В стороне от больших дорог селу удалось сохранить свою округу не затоптанной и не загаженной мусором цивилизации. Название села Аргамач-Пальна произошло от горы Аргамач и речки Пальна.
Очень живописное место, но из-за того, что попали в дождь очень много времени потеряли мы там и в район Галичий горы приехали уже в темноте. Возле заповедника спустились к речке Дон, въезд на территорию у реки по 100 р с машины. Место для ночевки не очень хорошее и я бы рекомендовал вставать на р. Пальне.

06.05.2015 Галичья Гора – Задонск – Елец – Воргольские Скалы
В самом центре Липецкой области, на правом берегу Дона расположена знаменитая Галичья гора, уникальная природная достопримечательность Центральной России, известная богатством и разнообразием своей флоры и фауны, загадочностью нахождения многих видов растений. Сейчас это центр заповедника Галичья гора, объединяющего наиболее ценные природные объекты Верхнего Дона. Это один из первых заповедников России, и хотя он невелик по общей площади (даже занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький заповедник в мире), он давно славится уникальностью своей флоры, зачастую более характерной для горных районов и таежных лесов, чем для лесостепей средней полосы. Очень интересная экскурсия, хотя и написано, что нужно заранее бронировать экскурсию, мы нашли дежурного экскурсовода, который часа два рассказывал о природе Липецкой области.
Дальше путь лежал в Задонск. Этот город постоянно объезжаем по М4, а желание посетить его было. Красивый уютный город, с обилием церквей.
После прогулки по городу поехали в веревочный парк Форест-Парк. Хорошее место для активного отдыха. Ряд веревочных маршрутов различной сложности, троллей, скалодром. При желании можно остановиться в гостинице при парке. Цены очень умеренные по сравнению с аналогичными парками Москвы.

07.05.2015 Воргольские скалы – Овсяный брод – Злобин Воргол – Озерки – Польское – Знаменское – Ефремов — Москва
Большая дорога (большак) проходила через Озерки и называлась Новосильской, потому что вела из Воронежа в г. Новосиль. И.А. Бунину часто приходилось по ней ходить и ездить. Многие деревни, существовавшие при Бунине, уже исчезли. Нет Круглого, Овсяного Брода, обезлюдели Арсеньевские выселки, Малое Кириллово, доживает свой век Польское…
В настоящее время сохранились лишь отдельные фрагменты этой дороги, один из них находится в месте, где когда-то находилась деревушка с названием Овсяный Брод. Здесь можно еще увидеть остатки каменного мощения, а также опоры моста, существовавшего еще в советское время. На месте деревни, по обеим сторонам дороги — только фундаменты домов, груды камня и кирпичей и остатки каменных подвалов.
В селе Злобин Воргол (Злобино), что раскинулось по берегам реки Воргол в 7 км от Озерок, от прежних времен сохранилась только лишь церковь. В Покровской церкви многие Бунины крестились, венчались, бывали на службах в праздничные и воскресные дни. На кладбище у храма многие из Буниных похоронены, здесь были когда-то могилы деда, бабки, дяди, тетки писателя, в ограде церкви были похоронены 3 брата и сестра И.А. Бунина
Имение в деревне Польское принадлежало когда-то матери И.А. Бунина. Через Польское из Озерок шла дорога в Измалково — железнодорожную станцию, на которой бывал И.А. Бунин. В настоящее время сохранилась часть этой мощеной дороги у деревни, а также деревянный мост, полностью заросший и разрушающийся.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута:

Легкий маршрут для начинающих автотуристов при наличии машины с полным приводом и хорошей погоды. При желании программу можно расширить и посетить большее количество интересных мест, но нашей целью был отдых, поэтому за достопримечательностями мы не гнались.

Нравится? Поделись!