Маршрут 3 к.с. Липецкая область. Апрель-Май 2015г.

Отчет с фотографиями в .pdf формате

Общие справочные сведения о маршруте:

Место проведения: Липецкая область
Категория сложности похода: 3 (Авто)
Протяженность активной части похода, км:  2064
Сроки проведения: 25.04.15 — 07.05.15
Руководитель маршрута: Ольхов А.Е.

Подробная нитка маршрута:

Москва — Ланьшинский — Велигож — Антоновка — Бунырёво — Хатманово — Алексин — Сумароково — Ефремов — турбаза Шилово — Солдатское — Старая Косая — Овсянниково — Ефремов — 12-й Октябрь — Кугушевские Выселки — Мамоново — Сотниково — Ищеино — Троекурово — Калиновка — Лебедянь — Вешаловка — Липецк — Доброе — Ярок — Иловайское Лесничество — Преображеновка — Липецк — Преображеновка — Буховое — Чаплыгин — Первомайский — Большая Алешня — Ряжск — Княжое — Веревкин Хутор — Ухолово — Дегтярные Борки — Поляки — Ухолово — Сапожок — Спасс-Рязанский — Бельское — Борисково — Деулино — Горки — Заводская Слобода — Заднепилево — Болонь — Рябиновка — Пансурово — Рябиновка — Спасс-Клепики — Москва

Основная идея похода:

Маршрут интересен обилием грунтовых участков с разными типами почв и красивых природных пейзажей Cреднерусской возвышенности и Мещеры. В зависимости от времени года сложность грунтовых участков может сильно различаться, мы выбрали то время года, когда снег уже сошел, но вода еще держится высокая. Поэтому на многих участках имелось подтопление колеи, что несомненно добавило интересности прохождения маршрута. В целом, главной целью похода было увидеть, как природа только отходит от зимы, пока высокая трава не поднялась и на деревьях только-только появляются листья, а комары еще не начали мешать посещать заболоченные места.
В культурном плане маршрут так же изобилует достопримечательностями, старинными городами с богатой историей и заброшенными индустриальными объектами: как времен Царской России, так и оставшихся после развала СССР.
Кроме того, целью похода было получение навыков управления автомобилем на пересеченной местности и преодоления водных преград.

Подъезды:

Точкой старта был выбран берег р.Ока близ поселка Ланьшинский, расположенного в Тульской области, ближайшая автотрасса М2. Экипажи добирались до точки самостоятельно. Финиш маршрута — г. Спасс-Клёпики в Рязанской области на трассе Р105 (Егорьевское шоссе), недалеко проходит трасса М5. Поэтому маршрут удобен не только туристам из Москвы, но и других городов. После финиша маршрута, до малого бетонного кольца А107 возвращались колонной.

Аварийные выходы:

Большая часть маршрута проходит по дорогам общего пользования вблизи населенных пунктов, поэтому специальные аварийные выходы не требуются — удаленность от асфальтовых дорог составила не более 20км. Максимальная удаленность от населенных пунктов была такой же.

Изменения маршрута:

Изменения маршрута были из-за технических проблем с автомобилем ГАЗ-66, начавшихся буквально с первого дня похода. Пришлось изменить график движения и пропустить некоторые участки грунтовых дорог, заявленные изначально. В частности:
— Участок в 100км от истока реки Красивая меча.
— Участок от Ефремова до турбазы Шилово был пройден в обратном направлении.
— Участок от турбазы Шилово до Троекурово вместо грунтовок был по большей части пройден по асфальту.
— Участок Калиновка — Вешаловка пройден по асфальту через Лебедянь, поскольку были опасения, что топлива не хватит.
— Участок Поляки — Сапожок пройден по асфальту из-за потери времени из-за застрявшей ГАЗ-66.
При этом УАЗ выполнял роль спасателя и активно ездил в населенные пункты за запчастями.

Техническое описание прохождения маршрута:

0 день, 25 апреля
Экипажи выдвинулись по отдельности в удобное каждому время, с тем чтобы к вечеру добраться до точки старта маршрута. Это место близ Ланьшинского достаточно популярно среди отдыхающих, летом со стоянкой там иногда бывают проблемы, да и замусоренность, к сожалению, повышенная. Остановились на ночевку в палатках в точке N 54° 50.876′ E 37° 16.763′ УАЗ прибыл в неё в 18:46, а ГАЗ-66 — к 20 часам доехал.

1 день. 26 апреля. Старт 10:20. Финиш 20:00

Поход начали с посещения Ланьшинского карьера (точка геокешенга TR/280), от стоянки до точки идёт грунтовая дорога, движение по которой не требует специальной подготовки автомобиля.
Затем планировалось пройти берегом Оки до усадьбы Поленово и далее, но по факту дорога очень быстро кончилась и пришлось двигаться по асфальту.
Набрали воды на источнике TR/3211 N 54° 46.109′ E 37° 14.922′.
В Страхово возле магазина местные подростки попросили нас помочь им ОКУ дёрнуть (фото 1, видео https://youtu.be/M3ypGKywcZk?t=2m19s). В точке N 54° 47.213′ E 37° 16.000′ микроброд на р.Скнижка глубина 10см (фото 2). Вернувшись на маршрут, пообедали на одной из рыбачьих стоянок напротив Тарусы (на реке мостик для ловли рыбы и рядом столики со скамейками — таких оборудованных стоянок там множество). Посетили пещеру Улая TR/4562, и отправились на Велигож. На этом участке дорога испортилась — появилась вода и завалы деревьев. К тому же дорога узковата для ГАЗ-66, и приходилось импровизировать (видео https://youtu.be/M3ypGKywcZk?t=2m46s).
После Антоновки, за небольшим оврагом началась тяжелая глиняная колея под ЛЭП, иногда проходящая прямо под столбами, и у ГАЗ-66 опять возникли проблемы с габаритами (фото 3). За 500м до конца ЛЭП, у Шишиги заклинило коробку передач в нейтрали, пришлось лебедкой вытянуть её из колеи на ровное место и заночевать неподалёку (видео https://youtu.be/M3ypGKywcZk?t=5m50s и до конца ролика).
Ночевка планировалась в гостинице в Алексине, но в итоге встали в палатках в лесу там, где и сломались.

2 день. 27 апреля. Старт 14:00. Финиш 20:00

До обеда — чинили Шишигу. Основной проблемой было снятие и установка на место поперечины рамы, на которую выведены все рычаги и переключатели, в том числе и топливный кран. Снять-поставить занимало от 2-х часов. Проблему сразу выявить не удалось — все механизмы работали как нужно, после обратной сборки машина продолжила путь в штатном режиме. Прошли оставшиеся 600м тяжелой колеи до асфальта (мост на р.Выпрейка) (видео https://youtu.be/GxXYcMf2EKs?t=1m13s)
В Бунырёво свернули на грейдер, потом на грунтовку к точке N 54° 33.447′ E 37° 12.864′, где прошли брод с твёрдым дном, глубина 0,5м (фото 4, видео https://youtu.be/GxXYcMf2EKs?t=2m17s). На асфальт вернулись в Хатманово.
Заехали в Алексин за продуктами и топливом, при выезде из города нас накрыл ливень. Проехали Сумароково и рядом с TR/948 решили встать на ночевку в палатках и гамаке в точке N 53° 44.348′ E 37° 27.961′.

3 день. 28 апреля. Старт 10:00. Финиш 20:00

Во время выезда с места стоянки у ГАЗ-66 вновь заклинило коробку в нейтрали. Виктор и Николай отправились на УАЗе за запчастями, вернулись к 14 часам. Купить крышку КПП в сборе не удалось, купили только новую вилку включения задней передачи. К сожалению, в полевых условиях выпрессовать шплинт, фиксирующий её на валу, не удалось. В 14:20 часов я принял решение отправить УАЗ с Виктором и Семеном на турбазу Шилово — там специально ради нас люди приехали еду готовить, поскольку сезон на базе начинается только 1 мая. Критично было до 17 часов внести оплату. Я и Николай продолжили ремонт Шишиги (фото 5).
После сборки коробки передачи с трудом, но включались, задней решили не пользоваться без крайней необходимости. Выехали в 16 часов, и на трассе во время движения выяснилось, что система подкачки не накачивает шины. Добравшись до Тёплого, остановились напротив магазина автозапчастей и стали демонтировать подкачку для того, чтобы накачать колеса обычным компрессором. Во время этой операции на одной из камер оторвался сосок, и пришлось ставить запасное колесо.
На турбазу Шилово ГАЗ-66 добрался только к 20:00 — к концу ужина.

4 день. 29 апреля. Старт 14:50. Финиш 19:00. Полуднёвка.

Поскольку в стоимость пребывания на турбазе входит 3-х разовое питание — решено было поехать после обеда. В первой половине дня катались на лодке по реке Красивая Меча и в целом предавались отдыху.
В точке N 53° 11.384′ E 38° 31.017′ открывается красивый вид на долину реки Красивая Меча (фото 6), рядом расположена заправка и это начало удобного спуска к реке (видео https://youtu.be/r6eonvyDb48?t=3m12s).
Посетив каменную дорогу TR/7945, решили вернуться к тем достопримечательностям, которые пропустили в предыдущий день. На асфальт вернулись у той же заправки, буквально через километр ГАЗ-66 перестал ехать — начались проблемы с топливной системой, поврежденной в процессе ремонта КПП (фото 7, видео https://youtu.be/r6eonvyDb48?t=5m37s)
Набрали воды в роднике N 53° 11.688′ E 38° 28.064′, при этом ближайшая дорога подходит к роднику в 200м, и пришлось идти по азимуту, благо склон не обрывистый, и это возможно. Тропа есть, но идёт исключительно вдоль реки.
В точке N 53° 11.794′ E 38° 02.714′ грунтовая дорога внезапно закончилась площадкой для пикника. Возвращаться назад не хотелось, поэтому нашли склон, позволяющий спуститься к грейдеру без дороги (фото 8, видео https://youtu.be/r6eonvyDb48?t=7m24s). В Солдатском ушли с грейдера на грунтовку.
Следующей точкой стал Конь-камень TR/153, во время осмотра которого к нам приехали местные жители, рассказали много историй про камень и предложили купить у них еще один ГАЗ-66 на запчасти. К сожалению, отдельно КПП купить не удалось, а целиком автомобиль был не нужен.
Заехали на TR/3853 и, проехав д. Старая Косая, заночевали в палатках в точке N 53° 14.749′ E 38° 21.623′

5 день. 30 апреля. Старт 10:40. Финиш 20:30.

Продолжили движение по грунтовкам. В точке N 53° 14.272′ E 38° 19.188′ преодолели брод 20см на р.Вытемка (фото 9). На М2 вышли в Овсянниково, затем свернули на Ефремов.
Посетили TR/5668 — Ефремовский аэродром, который активно разбирается военными, но доступ на объект открытый.
На участке 12-й Октябрь — Кугушевские Выселки нас накрыл ливень, в результате чего скорость движения упала до 10 км\ч, а грунтовый участок до Мамоново по полевой черноземной дороге превратился в каток. В его конце мы встретили WV Passat, который буквально 200м не доехал до грейдера, помогли ему добраться до твёрдого покрытия (фото 10, видео https://youtu.be/RpiKTCZRrG8?t=7m52s)
В Сотниково ушли с грейдера на грунтовку к TR/6534, но из-за непрекращающегося дождя решили не ходить по высокой мокрой траве, а просто пообедали в кунге и отправились дальше. Затем добрались до Ищеино, где начался асфальт.
Когда подъехали к Троекуровской ГЭС VI/5743, дождя уже не было, что позволило всесторонне поснимать её. Далее отправились к месту слияния р.Дон и р.Красивая меча у Калиновки в точке N 52° 55.388′ E 39° 02.868′ (фото 11), от которого мы должны были полями уйти на Липецк, но я не проконтролировал вовремя заправку машин, и оба водителя не смогли гарантировать, что у них хватит топлива на 80км. Поэтому решили отправиться к ближайшей заправке в Лебедянь и далее по трассе.
К MS/4266, расположенной в д.Вешаловка, приехали сразу после заката и до наступления темноты осматривали достопримечательность. После этого, по освещенной трассе доехали до гостиницы Лебедь, на въезде в Липецк.
В гостинице нашелся wifi, и в результате чтения тематических форумов, появилась версия о том, что проблема не в самой коробке, а в рычаге. Экспресс-осмотр рычага выявил проблемы с штифтом, фиксирующем рычаг в яблоке. Поскольку запасного не нашлось — старый чуть сместили, чтобы он позволил работать КПП.

6 день. 1 мая. Старт 11:20. Финиш 19:00.

В начале дня потратили некоторое время на посещение магазинов автозапчастей в Липецке, но те, что встретились, не смогли помочь в обретении запчастей для ГАЗ-66. Решили поискать на трассе на выезде из города, для чего сперва выехали в сторону Тамбова, посмотрели водохранилище, вернулись в город и на въезде, по случаю праздника, были проверены сотрудниками ДПС (единственное общение с ними за поход). Затем ушли по трассе на Доброе.
Севернее д.Ярок на OSM карте обозначен мост ч/з р.Воронеж, но по факту его там нет, поэтому реку пересекли по мосту севернее д.Старая Казинка. До пересечения р.Иловай колеи нет, грунт — песок, но после дождей были большие лужи, по которым мы с удовольствием прокатились, поднимая брызги, пока на УАЗе не сгорел бегунок в трамблёре. Ремонт занял 10 минут, и мы продолжили путь. За р.Иловай появилась колейность, иногда дорога на просеках практически исчезала, но в итоге мы достигли Иловайского Лесничества, где на роднике N 52° 56.367′ E 40° 12.212′ заправились водой.
В точке N 52° 57.752′ E 40° 08.853′ встретили брод на р.Чернава. В самом глубоком месте в колее он достиг 80см, но на большей части — не глубже 50см (фото 12 видео https://youtu.be/rQN2zGolNfI?t=11m15s). Сразу после прохождения брода начался ливень, который затем перешел в дождь, продолжавшийся всю ночь.
На подъезде к д.Преображеновка ГАЗ-66 уперся в поваленную березу, и в результате маневрирования КПП опять заклинило, но на этот раз на 3-ей передаче. УАЗ с Виктором и Семеном в срочном порядке отправили в Доброе в надежде найти хотя бы сверло в строительном магазине, которое могло бы заменить шплинт, но 1 мая в 18 часов всё было закрыто… В это время мы разбирали КПП, чтобы попробовать вновь её оживить, и обломок шплинта упал внутрь коробки. Пришлось опять снимать крышку, чтобы его достать. В процессе поиска обломка, Николай нашел в картере гораздо большую проблему — оказалось что от корпуса коробки откололся кусок, удерживающий вал задней передачи. В итоге, с помощью звонка в Москву в интернете удалось найти б/у коробку от автобуса ПАЗ в Липецке, но продать нам её были готовы только после 14 часов следующего дня. С этой новостью и заночевали в палатках.

7 день. 2 мая. Старт 20:00. Финиш 22:30.

В 11:30 отправили УАЗ с Виктором и Николаем за новой КПП в Липецк. Я и Семен остались в лагере — сушить палатки и вещи и готовить обед. После того как КПП приехала, потребовались еще работы по сборке из 2-х одной (фото 13), которые завершились только с заходом солнца. Небо затянули тучи, да и в целом ночевать в палатках не было желания, поэтому решили доехать до Чаплыгина и там заночевать в гостинице.
До Буховое идёт достаточно ровная дорога (днём по ней пузотеры ездили), но, учитывая тёмное время суток, двигались по ней крайне осторожно и не быстро.
В Чаплыгин приехали после 10 часов вечера, но припарковаться прямо перед гостиницей не удалось, поскольку в воскресенье на улице перед ней — ярмарка, так вышло, что это не просто выходной, а День Города…

8 день. 3 мая. Старт 13:05. Финиш 19:00

С утра гуляли по городу, пообедали в кафе и отправились в сторону Первомайского. Заехав в Первомайском на заправку, обнаружили что с УАЗа слетела одна из запасных канистр с топливом, решили вернуться на нём и попробовать поискать её, поскольку предыдущий грунтовый участок был небольшим. За это время экипаж ГАЗ-66 перебортировал колесо с оторванным на 3 день похода соском, установив в него камеру от КАМАЗа, и вернул запаску на место. Канистру не нашли…
Посетили TR/5839 в Большой Алешне, проехали Ряжск и недалеко от д.Княжое точку TR/11259, возле которой и решили остановиться на ночевку на краю карьера, поскольку горизонт закрыли тучи, и хотелось встать по сухому. Всю ночь лил дождь.

9 день. 4 мая. Старт 10:46. Финиш 22:30

От д.Княжое ушли в лес, немного прошли по тяжелой лесовозной колее, потом поняли, что может наступить момент, когда сможем только на лебедках идти, вернулись и пошли по соседней дороге, которая была попроще.
В точке N 53° 53.113′ E 40° 13.041′ преодолели брод ч/з ручей (фото14). Затем, ушли с просеки к монастырю VI/11015 и в точке N 53° 52.399′ E 40° 16.299′ преодолели еще один брод. Он был менее глубоким и с гатью, но и с лесовозной колеёй (фото 15, видео https://youtu.be/qWQV_IONgbE?t=6m55s).
От монастыря вернулись на просеку, по которой дошли до Веревкиного Хутора, от которого по асфальту дошли до Ухлово, где и пообедали, купив еды в местном магазине. За д.Дегтярные Борки снова ушли на грунт, немного поискали дорогу, поскольку все колеи упирались в лес. После этого в точке N 53° 47.375′ E 40° 45.922′ прошли брод на р.Пожва до 1м глубиной (фото 16, видео https://youtu.be/qWQV_IONgbE?t=12m20s).
Преодолев брод, по азимуту стали выходить к дороге в д.Поляки, и ГАЗ-66 неожиданно провалился в казавшийся твердым грунт. Более 4-х часов потратили на попытки вытащить машину из плена (фото 17), но своими силами справиться не удалось, поэтому, дождавшись вечера, пришлось отправить Виктора и Семена на УАЗе за подмогой в ближайший колхоз (днём все колхозники в полях, что усложнило бы поиски, кроме того была надежда решить проблему самостоятельно).
Из-за большого веса машины, трактор Беларусь не помог бы, но и тяжелую технику не дали из-за разгара посевной. Удалось уговорить КАМАЗ, который использовали в качестве якоря, за который зацепили лебедку, удлинённую 2-мя рывковыми тросами. В процессе оба троса по очереди порвали, а кусок более-менее нормального троса забыли на месте в ночи. В итоге вся операция заняла 6 часов, все вымотались и перепачкались, поэтому решили ночевать в гостинице. К сожалению, в Ухлово обе гостиницы оказались закрыты, поэтому поехали в Сапожок, где и заночевали в гостинице Комфорт.

10 день. 5 мая. Старт 10:50. Финиш 18:00

Проснувшись, с утра отправились на TR/395, затем, через понтонный мост (фото 18) заехали в Спасс-Рязанский за продуктами и отправились на Бельское. Обедали на придорожном столике без горячей пищи.
В Бельском посетили TR/5075, там же закончился асфальт. Грунтовая дорога до Борисково местами была подтоплена, так что проходима только на 4х4, но в целом особых проблем не доставила (фото 19). Из Борисково ушли в сторону Деулино и встали на ночь в точке 54° 47.571′ E 40° 15.970′ недалеко от дороги.

11 день. 6 мая. Старт 11:30. Финиш 18:30

От Деулино до Горок песчаная дорога — ровная и накатанная, местные жители ездят по ней на легковушках. В Горках планировали ч/з мост уйти на другой берег р.Пра, но мост оказался разрушен (фото 20) еще 2 года назад. Местные рыбаки подсказали, что есть еще дорога, в конце которой — бетонный мост, по ней и пошли дальше. Проехав TR/203, вышли к бетонному мосту у Заводской Слободы, где началась асфальтированная дорога, вплоть до Заднепилево.
От Заднепилево до Болони дорога только для 4х4, местами колея идёт по торфяннику, и в одной из засад — УАЗ застрял. поскольку оба рывковых троса были утрачены ранее при вытаскивании Шишиги, вытащили УАЗ лебедкой (фото 21, видео https://youtu.be/50GNdhC7pHA?t=1m39s).
В Болони посетили MS/3585 и вышли на асфальт. На обед (который по времени был практически ужином) заехали в кафе в Рябиновке 55° 01.643′ E 39° 57.997′ и по асфальту поехали до Пансурово.
В Пансурово неожиданно в УАЗе запахло жжёной проводкой — оперативно остановились, отключили массу и выяснили, что протерся провод от генератора к аккумулятору и начал коротить на кузов. Замена провода заняла 20 минут.
За деревней началась заболоченная грунтовка, поэтому мы отъехали от населенки пару километров и решили встать на ночь на достаточно сухой полянке. Но ГАЗ-66 практически сразу после остановки начал погружаться в грунт и не смог стронуться с места самостоятельно (фото 22). Пришлось лебедкой вытягивать его на более твердое место, благо деревьев вокруг хватало, но была проблема с тем, что в бампере отсутствовал клюз (поход не предполагал активного использования лебедки, поэтому эта проблема не была решена до него), и трос периодически начинал резать бампер (видео https://youtu.be/50GNdhC7pHA?t=6m34s). В итоге удалось найти площадку, выдержавшую вес Шишиги, заночевали рядом в палатках.

12 день. 7 мая. Старт 15:10. Финиш маршрута 19:30. Финиш дома в 23:50

Самая холодная ночевка — я в 5 утра замёрз в палатке даже надев всю одежду, что была на поход, и вылез на улицу. Вода в колее замерзла, на машинах и инвентаре лежал иней (фото 23), хотя в прогнозе на ночь было +5.. Через полчаса, на шум костра вылез Семен. До 9 утра жгли костер в мангале и грелись у него, потом, когда солнце пригрело, пошли досыпать.
После второго подъёма решили что поход стоит завершить — в заболоченные леса без тросов лезть не стоит, да и лебедки выходили за рамки установленной сложности маршрута, поэтому распределили снаряжение по владельцам (практически всё оно каталось в грузовике) и поехали на финиш.
При выезде на твёрдый грунт из ГАЗ-66 повалил дым. Срочно остановились и приготовили огнетушители, но оказалось, что ослабла трубка масляного фильтра, масло попало на выхлопную систему и стало обгорать. Трубку подтянули и решили поменять у кафе в Рябиновке — нам и кухня там очень понравилась и по расстоянию оно было недалеко.
Из-за ремонта обед растянулся на 3 часа, медная трубка, подводившая масло была заменена на резиновый шланг, и машина смогла продолжить движение. Финиш маршрута состоялся в Спасс-Клепиках в 19:30 (фото 24), и мы дружной колонной отправились по домам. Расстались только за малой бетонкой (А107), до которой добрались без проблем. А вот после расставания в ГАЗ-66 2 раза слетал шланг, установленный на масляную трубку, и приходилось чиниться и доливать масло. К полуночи все участники похода успешно добрались домой.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Дорога под ЛЭП от Антоновки до моста на р.Выпрейка 1,6км. — глинистая колея, раскатанная квадроциклами и строительной техникой. Для преодоления требуется грязевая резина и большой клиренс, желательно наличие блокировок. Этот участок можно обойти по грунтовой дороге вдоль берега р.Оки.
N 54° 33.447′ E 37° 12.864′ брод с твёрдым дном, глубина 0,5м — данный брод может быть опасен исключительно для паркетников. Для подготовленной машины глубина не критичная.
Спуск с горы от точки N 53° 11.794′ E 38° 02.714′ до грейдера. Необходимо внимательно посмотреть на склон — мы спускались на юго-запад, там где склон более пологий. Желательно наличие наблюдателя внизу, который бы мог контролировать положение автомобиля на склоне и следить за его траекторией.
N 52° 57.752′ E 40° 08.853′ брод на р.Чернава. Берега сильно заболочены, поэтому мы прошли его по основной колее. В точке пересечения с руслом — яма глубиной до 80см, на остальной части колеи — не глубже 50см. Желательно наличие шноркеля и защита электропроводки.
Грунтовая дорога под ЛЭП от Княжое до Веревкиного хутора 9км (пройдена частично). Дорога накатана слабо, сильно подтоплена. Используется в основном местными охотниками. Мы не стали проходить её целиком, а свернули в лес для осмотра монастыря. Параллельно просеке в 3-х километрах южнее проходит асфальтированная дорога.
N 53° 53.113′ E 40° 13.041′ брод с илистым дном, глубина 0,5м. Ручей пересекает колею, берега заболочены. Проблем для подготовленной машины не представляет.
N 53° 52.399′ E 40° 16.299′ брод с гатью и лесовозной колеёй. Мы стали его преодолевать только потому, что тяжелая колея имелась только на спуске, подъём же был ровным и особых проблем не представлял. Обязательно наличие грязевой резины, желательно — блокировки и лебедка. По окружающей местности было видно, что лесовозы тут были недавно, так что, возможно в будущем, тут станет сложнее.
N 53° 47.375′ E 40° 45.922′ брод на р.Пожва до 1м глубиной. Брод расположен между заброшенной (осталось только пара строений, да отметка на карте) д.Зароща и жилым пос. Поляки. На берегу видны колеи от квадроциклов, дно с крупными камнями и заиловано, есть ямы, в одну из которых и заехал ГАЗ-66, погрузившись на 1м. УАЗ прошел с погружением не более 80см. На выходе из брода в сторону пос. Поляки — нужно соблюдать особую осторожность — горелый торфянник выглядит как заливной луг и УАЗ по нему двигался без проблем, а вот ГАЗ-66 неожиданно провалился в самой середине. Местные говорят, что на этом торфяннике раз в год кто-нибудь обязательно застревает.. Ближайший трактор (даже Беларусь) — в Дегтярных Борках.

Дополнительные сведения о походе.

ГАЗ-66: с кунгом, оборудованным двуспальной кроватью и газовой плитой с питанием от баллона. В остальном — стандартный автомобиль.
УАЗ-31519: лифт подвески, 35” колеса, лебедка, силовые бампера, экспедиционный багажник, веткоотбойники, установлен дополнительный свет. Заднее сиденье, для облегчения машины, снято.
Палатки 4шт, спальники 6шт, бензопила, ручная пила, заброды, рывковые тросы (2шт, оба утрачены в походе), 2шт HiJack, cb радиостанции, 2 лопаты.
Для навигации использовались программы Navitel, Rmaps с картами OSM и спутниковыми снимками Yandex, автомобильный навигатор Garmin Nuvi 2360 LT.
Съёмка велась на фотоаппараты: Sony Nex-3, Nikon D5100, Nikon Coolpix AW100; видеорегистраторы Blackvue dr500gw-hd, Inspector Bora; экшенкамеру Mio M300.

Стоимость проживания и питания

Изначально было определено, что используемые гостиницы должны обладать минимальной ценой при небольшом уровне сервиса, по сути — исключительно варианты упасть поспать на 1 ночь и подзарядить планшеты, телефоны и фотоаппараты.
Турбаза Шилово. N 53° 11.725′ E 38° 30.708′. 900р с человека, в стоимость входит 4-х местный эконом-номер и 3-х разовое питание.+100р за прокат лодки на час. Итого 3700р. Питание простое, но обильное. В целом — это бывший детский лагерь, в котором можно пожить и взрослым. На территории есть летние финские домики, которые стоят еще меньше и, по словам работников, летом и их все раскупают.
Гостиница “Лебедь” г.Липецк, Лебедянское шоссе 2670р за 4-х местный номер эконом-класса. Самая цивилизованная гостиница за поездку.
Гостиница “Центральная” г. Чаплыгин ул. Советская д. 60. Два 2-х местных номера по 800р. Итого 1600р. Несмотря на ценник — вполне комфортная гостиница. Есть возможность заказать еду из соседнего кафе прямо в номер.
Гостиница “Комфорт” г. Сапожок ул. Советская д. 23. Два 2-х местных номера по 350р с человека. Итого 1400р. Самая дешевая гостиница за поездку оказалась и самой плохой. Вариант — упасть и уснуть. Душ даже не на этаже, а один на всю гостиницу, при этом в него реально было страшно заходить, поскольку поддон сбора воды жил своей отдельной жизнью…
Затраты на гостиницы — 9270р .
В кафе питались всего 6 раз (не считая питания, входящего в стоимость турбазы) Общие затраты 10841р.
Еда и напитки, купленные в магазинах — 20199р.
Бензин — 28504р.
Итого: 68814р.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Не смотря на возникшие трудности, основные цели похода были достигнуты. То, что с техникой возникнут именно такие проблемы — предсказать попросту было невозможно. Во всяком случае, вторая коробка для ГАЗ-66 осталась в гараже в Москве, и первым порывом Николая при возникновении проблем — было съездить за ней, и если бы сразу так поступили, то перепробег УАЗа был бы таким же, но не потребовалась бы покупка еще одной КПП.
В остальном — поход не предполагал движение на лебедках в штатном режиме. И их использование — только для решения внезапно возникших экстренных случаев — вполне вписывается в эту концепцию.
Все преодоленные броды предварительно тщательно промерялись на соответствие возможностям автомобилей, и проблем ни на одном из них не возникло.
В целом, все сложные участки возможно обойти по дорогам с твёрдым покрытием, поэтому большинство достопримечательностей возможно посетить и на обычном легковом автомобиле.

Нравится? Поделись!